Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:17, реферат
Все больше в прошлое уходит бесполезное нагромождение различных средств защиты, которое стало «модным» в результате реакции на первую волну страха перед компьютерными преступлениями. К тому, что защита информации должна носить комплексный характер, все начинают постепенно привыкать. При этом компании-заказчики больше не хотят выбрасывать деньги на ветер, они хотят приобретать только то, что им действительно необходимо для построения надежной системы защиты информации. Но организация обеспечения безопасности информации должна не просто носить комплексный характер, а еще и основываться на глубоком анализе возможных негативных последствий. При этом важно не упустить какие-либо существенные аспекты.
Краткий обзор еще нескольких довольно часто встречающихся методов.
Звонок администратору – злоумышленник выбирает из списка сотрудников того, кто не использовал пароль для входа в течение нескольких дней (отпуск, отгулы, командировка) и кого администратор не знает по голосу. Затем следует звонок с объяснением ситуации о забытом пароле, искренние извинения, просьба зачитать пароль, либо сменить его на новый. Больше чем в половине случаев просьба будет удовлетворена, а факт подмены будет замечен либо с первой неудачной попыткой зарегистрироваться истинного сотрудника, либо по произведенному злоумышленником ущербу.
Почти такая же схема, но в обратную сторону может быть разыграна злоумышленником в адрес сотрудника фирмы – звонок от администратора. В этом случае он представляется уже сотрудником службы информационной безопасности и просит назвать пароль либо из-за произошедшего сбоя в базе данных, либо якобы для подтверждения личности самого сотрудника по какой-либо причине (рассылка особо важных новостей), либо по поводу последнего подключения сотрудника к какому-либо информационному серверу внутри фирмы. Фантазия в этом случае может придумывать самые правдоподобные причины, по которым сотруднику «просто необходимо» вслух назвать пароль. Самое неприятное в этой схеме то, что если причина запроса пароля придумана, что называется «с умом», то сотрудник повторно позвонит в службу информационной безопасности только через неделю, месяц, если вообще это произойдет. Кроме того, данная схема может быть проведена и без телефонного звонка – по электронной почте, что неоднократно и исполнялось якобы от имени почтовых и Web-серверов в сети Интернет.
Оба данных метода относятся к группе «атака по социальной психологии» и могут принимать самые разные формы. Их профилактикой может быть только тщательное разъяснение всем сотрудникам, в особо важных случаях введение административных мер и особого регламента запроса и смены пароля.
Необходимо тщательно инструктировать сотрудников об опасности оставления рабочих станций, не закрытых паролем. В первую очередь это, конечно, относится к терминалам, работающим в публичных местах и офисах с более низким уровнем доступа к информации, однако, и при работе в помещениях с равным уровнем доступа не рекомендуется давать возможность сотрудникам работать за другими ЭВМ тем более в отсутствие владельца. В качестве программных профилактических мер используются экранные заставки с паролем, появляющиеся через 5–10 минут отсутствия рабочей активности, автоматическое отключение сервером клиента через такой же промежуток времени. От сотрудников должны требоваться разрегистрация как на серверах, так и на рабочих станциях при выключении ЭВМ, либо закрытие их паролем при оставлении без присмотра.
Большое внимание следует
уделять любым носителям
Немного слов о защищенности самих носителей информации. На сегодняшний день не существует разумных по критерию «цена / надежность» носителей информации, не доступных к взлому. Строение файлов, их заголовки и расположение в любой операционной системе может быть прочитано при использовании соответствующего программного обеспечения. Практически невскрываемым может быть только энергонезависимый носитель, автоматически разрушающий информацию при попытке несанкционированного подключения к любым точкам, кроме разрешенных разъемов, желательно саморазрушающийся при разгерметизации, имеющий внутри микропроцессор, анализирующий пароль по схеме без открытой передачи. Однако, все это из области «сумасшедших» цен и военных технологий.
Для бизнес-класса и частной переписки данная проблема решается гораздо проще и дешевле – с помощью криптографии. Любой объем информации от байта до гигабайта, будучи зашифрован с помощью более или менее стойкой криптосистемы, недоступен для прочтения без знания ключа. И уже совершенно не важно, хранится он на жестком диске, на дискете или компакт-диске, не важно под управлением какой операционной системы. Против самых новейших технологий и миллионных расходов здесь стоит математика, и этот барьер до сих пор невозможно преодолеть. Вот почему силовые ведомства практически всех стран, будучи не в состоянии противостоять законам математики, применяют административные меры против так называемой стойкой криптографии». Вот почему ее использование частными и юридическими лицами без лицензии Федерального Агенства по Связи и Информации (ФАПСИ), входящего в структуру одного из силовых ведомств государства, запрещено и у нас.
Выводы
В завершении можно сказать, что многое ещё не изучено и не сформулировано по этой теме. Но на основе изложенного реферата можно сказать, что все задачи сопоставлены с определённым материалом реферата и тема достаточно полно раскрыта. Хочется только добавить, что тема информационной безопасности ещё достаточно молода и поэтому реферат может показаться несколько нестандартным в связи с различной трактовкой некоторых вопросов информационной безопасности.
Список литературы
2. Абалмазов Э.И. Методы
и инженерно-технические
3. Герасименко В.А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных: В 2-х кн. - М.: Энергоатомиздат, 1994. - 176 с.
4. Гундарь К.Ю. Защита информации в компьютерных системах - К.:»Корнейчук», 2000. К. Ю. Гундарь, А. Ю. Гундарь, Д. А. Янышевский.