Возможности применения Интернет ресурсов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Положительные и отрицательные стороны применения
информационных технологий в учебном процессе……………4
Применение видеоносителей в образовании…….……………..8
3. Компьютерные программные технологии………………………9
4. Возможности применения Интернет ресурсов в образовании...13
Заключение………………………………………………………....17
Список использованной литературы…………….............................19

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии в образовании.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

        Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

        Табличные процессоры или электронные  таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении различных предметов, в которых фигурируют количественные показатели. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

        В деятельности педагога важным  звеном является диагностика  знаний учащихся. Используя табличный  процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

        Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD, и бесплатно распространяемом компанией Microsoft.

        В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента). На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

  1. Энциклопедии – предназначенные для осуществления      вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.
  2. Программы – библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. 
  3. Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену).
  4. Задачники – программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По  форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи.

        Таким образом, компьютерные технологии  позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, терминам и понятиям, персоналиям — когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Правильность выполнения заданий ученики сверяют с ответами на большом экране с диагональю 1,5 м, изображение на который выводится при помощи мультимедиа проектора.

     Учитель и ученики успешно создают интерактивные карты по истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов исторической игры «Современники», «Аванта» или программы Power Point из пакета Microsoft Office.

        Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам.

     Применение компьютерного диафильма на уроке дает возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором — пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем — выдвигается проблемная задача урока, на последующих — раскрывается основное содержание урока, представленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда — иллюстраций с картин известных художников, диаграмм.

     Учитель предлагает ученикам назвать причины  события или явления, а по ходу беседы или в качестве ее итога  выводит по пунктам или сразу текст соответствующего слайда. На следующем слайде при выяснении территориальных потерь ученики видят как воины переходят границу, как полки выдвигаются для сражения, как передвигаются фигурки военных во время боевых действий. Так применяя условно-графическую анимацию учитель формирует у учащихся представление о ходе боевых действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Возможности применения  Интернет-ресурсов  в образовании. 

     Приоритет исследовательских и проектных  технологий в преподавании предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

        Современный образовательный процесс  предполагает развитие у обучаемых  творческих способностей. Подобное  требование диктует необходимость  работы учащихся с информацией,  самостоятельно формируемой ими  в виде  творческой образовательной  продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении. В данном случае информационно-коммуникативные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

        Таким образом, информационные  технологии способны: стимулировать  познавательный интерес, придать  учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

        Огромнейшие возможности для  пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web.  В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости. Виртуальный ресурсный центр включает в себя выставки и постоянные экспозиции ведущих музеев развитых стран мира.

     Не  выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется  огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о любом виде деятельности человека.

     Интернет  содержит столько же текстовой информации, сколько библиотеки с десятками миллионов единиц книжных хранений, в нем миллионы сайтов и миллиарды страниц. Интернет содержит как электронные каталоги, созданные по традиционному принципу, наиболее эффективные и содержащие интернет-библиографию, так и автоматические поисковые системы, последним присуща оперативность и высокая скорость работы при обширном охвате материалов. Обычно используют тот и другой тип поисковых систем, исходя из рациональности решения поставленных задач.

     Поисковые инструменты Интернета в чем-то напоминают каталоги библиотеки: книжными стеллажами здесь служат поисковые серверы, а каталожными карточками — ссылки на ресурсы, выдаваемые в качестве результатов поиска на этих стеллажах-серверах.

     Во  всемирной сети WWW документы представлены с помощью гипертекстовой разметки документов и создания программ-браузеров, необходимых для того, чтобы на персональных компьютерах превращать документы в изображение на экране. Возможности программного обеспечения браузеров, например Internet Explorer, позволяют доводить информацию до пользователя, снимать с нее копии. Поиск информации осуществляется при помощи систем Рамблер, Яндекс, Апорт, Гугл где ее можно искать по разделам каталога и по словам, введенным в окно запроса. Сотни сайтов по истории имеются в Рамблере и около 200 в Яндексе.

     Из  имеющейся базы данных учитель может  подобрать к различным типам  и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в  учебном процессе. Здесь имеются  разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы.

       Таким образом, применение Интернета  в педагогическом процессе связано  с передачей текстовой, звуковой, графической и видеоинформации. Причем пользователи имеют возможность выбирать источники информации — базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, музеев, научных центров высших учебных заведений. Поэтому весьма полезно включить Интернет в процесс обучения путем педагогически обоснованной урочной и внеурочной деятельности.

     Web-среда, хорошо приспособлена к публикациям: в документ можно встроить звук, менять цвет фона или основного текста, вводить графику. В этом случае мультимедийный компьютер должен быть оснащен CD-ROM — дисководом, звуковой платой, видеоплатой. Графические изображения вводят при помощи графического редактора Paint или же используют сканер, цифровую камеру, видеокамеру, если компьютер оборудован специальным вводом сигнала. Или же используют комплекты изображений из ClipArt-ов, имеющихся на самых разных CD-ROM-ax — компакт-дисках, распространяющих мультимедийный продукт. Read Only Memory — постоянное запоминающее устройство. CD-ROM содержит текстовые документы, звуки, иллюстрации, фильмы.

     Одним из наиболее известных серверов поиска информации является система AltaVista. Она обрабатывает и выбирает ключевые слова из статей, распространяемых в тысячах групп. Поиск информации по ключевым словам позволяет выделять в учебной теме важнейшие понятия и идеи; классифицировать факты, события и явления по определенным признакам; определять длительность и последовательность хронологических периодов; сравнивать источники.

     При помощи Интернет возможна дистанционная  форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Электронная почта позволяет проводить консультирование учащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.

     Работа  учащихся с сетевой версией программ позволяет индивидуализировать процесс обучения, рассчитав подачу объема информации с учетом темпов деятельности конкретного ученика. Оценивание уровня знаний может быть выполнено при помощи контроля программы. В частности, контроль уровня усвоения содержания осуществляется с помощью мультимедийной программы «Репетитор». На дом наиболее сильные учащиеся получают систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации темы урока. Это может быть поиск и анализ статистических данных, исторических карт, иллюстраций, документов.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

        На современном этапе развития  общества обновление школ возможно  лишь на путях разработки новых  педагогических технологий и  соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.

        Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:  

     1. Повышение уровня использования  наглядности на уроке;

     2. Повышение производительности урока;

     3. Установление межпредметных связей  с основами информатики (ОИ) и  вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.

Информация о работе Возможности применения Интернет ресурсов в образовании