Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:21, реферат
Законодательные меры в сфере информационной безопасности направлены на создание в стране законодательной базы, упорядочивающей и регламентирующей поведение субъектов и объектов информационных отношений, а также определяющей ответственность за нарушение установленных норм.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Законодательный уровень информационной безопасности…………4
2. Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации……...6
3. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности……………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Законодательный уровень обеспечения информационной безопасности, основные законодательные акты РФ в области защиты информации
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...1
Введение
Законодательные меры в сфере
информационной безопасности направлены
на создание в стране законодательной
базы, упорядочивающей и
Работа по созданию нормативной базы предусматривает разработку новых или корректировку существующих законов, положений, постановлений и инструкций, а также создание действенной системы контроля за исполнением указанных документов. Необходимо отметить, что такая работа в последнее время ведется практически непрерывно, поскольку сфера информационных технологий развивается стремительно, соответственно появляются новые формы информационных отношений, существование которых должно быть определено законодательно.
Правовые проблемы регулирования
информационных отношений при построении
информационного общества в России
в настоящее время нуждаются
в тщательном исследовании, поскольку
резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные
процессы глобализации эволюционируют
в качественно новое состояние
- режим реального времени. Возникающие
в связи с этим новые общественные
отношения нуждаются в
Одним из необходимых условий
развития информационного общества
является развитие системы нормативного
правового регулирования
В деле обеспечения информационной безопасности успех может принести только комплексный подход. Для защиты интересов субъектов информационных отношений необходимо сочетать меры следующих уровней:
Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. Большинство людей не совершают противоправных действий не потому, что это технически невозможно, а потому, что это осуждается и/или наказывается обществом, потому, что так поступать не принято.
Мы будем различать на законодательном уровне две группы мер:
На практике обе группы мер важны в равной степени, но нам хотелось бы выделить аспект осознанного соблюдения норм и правил ИБ. Это важно для всех субъектов информационных отношений, поскольку рассчитывать только на защиту силами правоохранительных органов было бы наивно. Необходимо это и тем, в чьи обязанности входит наказывать нарушителей, поскольку обеспечить доказательность при расследовании и судебном разбирательстве компьютерных преступлений без специальной подготовки невозможно.
Самое важное (и, вероятно, самое трудное) на законодательном уровне - создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий. Законы не могут опережать жизнь, но важно, чтобы отставание не было слишком большим, так как на практике, помимо прочих отрицательных моментов, это ведет к снижению информационной безопасности.
Законодательные меры в сфере
информационной безопасности направлены
на создание в стране законодательной
базы, упорядочивающей и
Работа по созданию нормативной базы предусматривает разработку новых или корректировку существующих законов, положений, постановлений и инструкций, а также создание действенной системы контроля за исполнением указанных документов. Необходимо отметить, что такая работа в последнее время ведется практически непрерывно, поскольку сфера информационных технологий развивается стремительно, соответственно появляются новые формы информационных отношений, существование которых должно быть определено законодательно.
Законодательная база в сфере информационной безопасности включает пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных руководящих документов и стандартов.
Основополагающими документами по информационной безопасности в РФ являются Конституция РФ и Концепция национальной безопасности.
В Конституции РФ гарантируется "тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений" (ст. 23, ч.2), а также "право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29, ч.4). Кроме этого, Конституцией РФ "гарантируется свобода массовой информации" (ст. 29, ч.5), т. е. массовая информация должна быть доступна гражданам.
Концепция национальной безопасности РФ, введенная указом Президента РФ №24 в январе 2000 г., определяет важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:
• реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;
• совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
• противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Для обеспечения прав граждан в сфере информационных технологий и решения задач информационной безопасности, сформулированных в Концепции национальной безопасности РФ, разработаны и продолжают разрабатываться и совершенствоваться нормативные документы в сфере информационных технологий.
1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне" с изменениями и дополнениями, внесенными после его принятия, регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
В Законе определены следующие основные понятия:
• государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
• носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
• система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
• доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
• гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
• средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Законом определено, что средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств
защиты информации возлагается на Государственную
техническую комиссию при Президенте
Российской Федерации, Федеральную
службу безопасности Российской Федерации,
Министерство обороны Российской Федерации
в соответствии с функциями, возложенными
на них законодательством
2. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года №24-ФЗ – является одним из основных базовых законов в области защиты информации, который регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов Российской Федерации на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Основными задачами системы защиты информации, нашедшими отражение в Законе "Об информации, информатизации и защите информации", являются:
• предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т. п., вмешательства в информацию и информационные системы;
• сохранение полноты, достоверности, целостности информации, ее массивов и программ обработки данных, установленных собственником или уполномоченным им лицом;
• сохранение возможности управления процессом обработки, пользования информацией в соответствии с условиями, установленными собственником или владельцем информации;
• обеспечение конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональной информации, накапливаемой в банках данных;
• сохранение секретности или конфиденциальности информации в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством и другими законодательными или нормативными актами;
• соблюдение прав авторов программно-информационной продукции, используемой в информационных системах.
В соответствии с законом:
• информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные (ст. 6, ч. 1);
• государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (ст. 10, ч. 1);
• документированная информация с ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ст. 10, ч. 2).
Закон определяет пять категорий государственных информационных ресурсов:
• открытая общедоступная информация во всех областях знаний и деятельности;
• информация с ограниченным доступом:;
• информация, отнесенная к государственной тайне;
• конфиденциальная информация;
• персональные данные о гражданах (относятся к категории конфиденциальной информации, но регламентируются отдельным законом).
Статья 22 Закона "Об информации,
информатизации и защите информации"
определяет права и обязанности
субъектов в области защиты информации.
В частности, пункты 2 и 5 обязывают
владельца информационной системы
обеспечивать необходимый уровень
защиты конфиденциальной информации и
оповещать собственников
Следует отметить, что процесс законотворчества идет достаточно сложно. Если в вопросах защиты государственной тайны создана более или менее надежная законодательная система, то в вопросах защиты служебной, коммерческой и частной информации существует достаточно много противоречий и "нестыковок".
При разработке и использовании
законодательных и других правовых
и нормативных документов, а также
при организации защиты информации
важно правильно