Изучение файловых систем в профильном курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка содержания изучения файловых систем в профильном курсе информатики.
Задачи исследования:
• Рассмотреть содержание обучения файловым системам в вузовском и школьном курсах информатики
• Рассмотреть различные подходы к развитию мышления школьника
• Рассмотреть аспекты профильного обучения
• Разработать содержание изучения темы «Файловые системы»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения теме «Файловые системы» 5
1.1 Файловые системы –
1.2 Психолого-педагогические аспекты изучения информационных
технологий 9
1.3 Теоретические аспекты профильного обучения информатики 12
Глава 2. Методика изучения файловых систем 21
2.1 Методические рекомендации по обучению –
2.2.Содержание обучения 26
2.3 Разработка уроков 28
Заключение 35
Литература 36
Приложение 1 37
Приложение 2 41

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_fail.doc

— 698.00 Кб (Скачать файл)
  • увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
  • при организации обязательных занятий по выбору ввести 
    деление класса на необходимое число групп;
  • образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

 

Особенности организации курсов по выбору

 

Основная  функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

 

Итоговая аттестация выпускников  основной школы и организация поступления в старшую профильную школу

 

В существующей практике число желающих продолжить образование в старших классах определенного общеобразовательного учреждения (лицея, гимназии) больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Возникает ситуация конкурсного приема, которая может стать особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Поэтому необходимо решить вопрос об открытой, гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Следует отметить, что конкурсный набор в старшие классы отдельных общеобразовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1. абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном общеобразовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

Важную роль должно сыграть введение накопительной  оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Муниципальные органы управления образованием должны обеспечить возможность получения общего среднего (полного) образования каждому школьнику, изъявившему желание в его получении.

 

Этапы введения профильного обучения

При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и прочее). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введение единого государственного экзамена. С учетом реально складывающейся ситуации предлагаются следующие этапы перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени.

При содействии муниципальных и региональных органов  управления образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам профильного обучения.

Перед введением  профильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проверен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).

Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.

На основе примерных нормативов и расчетов субъекты Российской Федерации должны представить предложения в проекты территориальных бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы старших классов общеобразовательных учреждений, планирующих переход на профильное обучение.

На следующем  этапе должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучения на основе соответствующих региональных программ.

Для среднего ученика  восприятие и понятие FAT и NTFS представляют затруднения в процессе изучения. Поэтому мы считаем, что рассматривать данные темы нужно в профильном курсе информатики. С учетом того, что для этого нужно более углубленное изучение физики, математики и информатики профиль выпускника будет технический (см. Приложение 1). [6]

 

 

Глава 2. Разработка методического материала

 

2.1. Методические  рекомендации по обучению

 

Переходя от теории к  практике, применим теорию  П.Я. Гальперина и 

Н.Ф. Талызиной конкретно  к  разработанным урокам информатики. На предварительном этапе надо сформировать мотивацию у учеников. Это будет  происходить на первом или втором уроке. Надо будет объяснить им, как знания, которые  им предлагаются, необходимы им в дальнейшем. Скорее всего, нужно будет ориентировать на удачное поступление в ВУЗ.

На первом этапе надо будет провести инструктаж и  рассказать о устройстве программы эмулятор MS-DOS. Это хорошо реализовано на лабораторной работе. Второй этап реализуется при помощи наглядности. Это различные плакаты, на которых изображены: иерархия файловых систем, схема устройства жесткого диска, физическая организация файла. А также надо будет продемонстрировать работу программы эмулятор MS-DOS. 

Следующий этап – внешняя  речь. Для лучшего запоминания  материала, ученики должны проговаривать  его. Это реализуется как на уроках-беседах, так и на семинарском занятии.

На четвертом этапе  – нужно чтобы изученный материал они также и проговорили про  себя. Это проконтролировать сложнее. Поэтому придется мотивировать учеников.

И на последнем этапе  им предстоит применить знания в  контрольных работах, лабораторной работе и подготовке к семинарскому занятию. Для наибольшей эффективности им предложено творческое задание на лабораторной работе.

Средство обучения

 

Средством обучения помимо наглядности (см. приложение 2) будет  являться специально разработанная  программа эмулятор работы MS-DOS. Рассмотрим команды, которые удалось реализовать.

Ввод команд.

Для ввода команды  следует набрать эту команду  на клавиатуре и нажать ¿.

Работа с  файлами в MS-DOS.

Команды MS-DOS состоят из имени команды и, возможно, параметров, разделённых пробелами. Имя команды и параметры могут набираться как прописными, так и строчными латинскими буквами. В дальнейшем, необязательные элементы команд будут отмечаться скобками [и].

Создание текстовых  файлов.

Небольшие текстовые  файлы можно набрать непосредственно с клавиатуры, хотя это и неудобно. Для этого следует ввести команду

Copy con имя файла

После ввода этой команды  нужно будет поочерёдно вводить  строки файла. В конце каждой строки надо нажимать клавишу ¿, а после ввода последней – набрать ^Z  затем ¿. Команда copy выведет сообщение

1 file(s) copied

(Один файл скопирован)

и на диске появится файл с указанным именем.

Удаление файлов.

Для удаления файлов имеется  команда del. Формат команды:

Del имя файла

В имени файла можно  употреблять символы * и ?.

Переименование файлов.

Для переименования файлов имеется команда ren (Rename).

Формат команды:

Ren имя файла1 имя файла2

Пример:

Ren qw.doc er.txt

Параметры. Параметр имя файла1 задаёт имя (или шаблон имён с символами * и ?) переименовываемых файлов, параметр имя файла2 – новое имя (имена) файлов.

Выполнение  команды. Переименовываются все файлы из заданного каталога, подходящие под шаблон, заданный в первом имени файла в команде. Если символы * и ? имеются во втором имени файла в команде, то символы имён файлов на соответствующих позициях не изменяются.

Копирование файлов.

Для копирования файлов имеется команда Copy.

Формат команды:

Сору имя файла путь/

Пример:

Copy qw.doc c:\qw\er

В именах файлов можно  употреблять символы * и ?, а также  указывать имя диска и каталога.

Выполнение  команды. Если в параметре имя файла1 указано имя каталога, то файлы копируются их этого каталога, иначе – из текущего каталога. Каталог, в который копируются файлы, можно задать параметром имя каталога2 или указанием каталога в параметре имя файла2. Если этот каталог не задан, то файлы копируются в текущий каталог.

Если во втором параметре  команды задано имя файла, то оно  указывает новое имя копируемого  файла. Символы * и ? в имени файла  во втором параметре команды указывают, что соответствующие символы в именах копируемых файлов при копировании не меняются.

Команда смены текущего дисковода.

Формат команды. Для смены текущего дисковода надо набрать имя дисковода, который должен стать текущим, и затем двоеточие, например:

A: - переход на дисковод А:

В: - переход на дисковод В:

С: - переход на дисковод С:

После ввода команды  надо нажать клавишу ¿.

 

Изменение текущего каталога.

Для изменения текущего каталога имеется команда Cd (Change Directory).

Формат команды:

Cd [дисковод:] путь

Если задан дисковод, то текущий каталог изменяется на этом дисководе, иначе – на текущем дисководе. Команда cd без параметров сообщает текущие диск и каталог.

Примеры:

Cd\                     - переход в корневой каталог  текущего диска;

Cd..  - переход в вышестоящий каталог

Cd\exe\MS-DOS         - переход в каталог \exe\MS-DOS.

Просмотр каталога.

Для вывода оглавления каталога имеется команда Dir.

 Формат команды:

Dir [дисковод:] [путь\]  

В имени файла можно  употреблять символы * и ?. Если имя  файла не задано, то выводится всё оглавление каталога, иначе выводятся только сведения о данном файле или группе файлов.

Если в команде не указаны дисковод или путь, то подразумеваются  текущий дисковод и текущий каталог.

Выполнение  команды. По умолчанию (если не задано иных режимов) команда Dir для каждого файла сообщает его имя, расширение имени, размер файла в байтах, дату и время создания или последнего обновления файла. Подкаталоги отмечаются <DIR

Создание каталога.

Для создания нового каталога имеется команда Md (Make Directory).

 Формат команды:

Md [дисковод:] путь

Пример:

Md xxx       - создание подкаталога xxx в текущем  каталоге;

Уничтожение каталога.

Для удаления (пустого) каталога имеется команда Rd (Remove Directory).

Формат команды:

Rd [дисковод:] путь

Пример:

Rd xxx      -удаление подкаталога ххх в текущем каталоге;

С помощью команды rd можно  удалить только пустой каталог, т.е. каталог, не содержащий файлов и подкаталогов.

 

Вывод файла на экран.

Для вывода текстового файла  на экран можно использовать команду Type.

Формат команды:

Type имя файла

Пример:

Type paper.doc – вывод на  экран файла paper.doc из текущего  каталога [14]

 

2.2. Содержание обучения

Планирование по файловым системам (12 ч.)

 

Тема

Количество часов

Логическая организация  файловой системы (6 ч)

Урок 1. Цели и задачи файловой системы. Иерархическая структура  файловой системы

1

Урок 2. Типы файлов. Имена  файлов. Атрибуты файлов

1

Урок 3 Команды MS-DOS

1

Урок 4. Лабораторная работа по теме иерархическая структура  файловой системы.

1

Урок 5. Логическая организация файла

1

Урок 6. Контрольная работа.

1

Физическая организация  файловой системы (6 ч)

Урок 1. Диски, разделы, секторы, кластеры

1

Урок 2. Физическая организация FAT

1

Урок 3 Физическая организация NTFS

1

Урок 4 Сравнение FAT и NTFS (семинар)

1

Урок 5 Физическая организация  и адресация файла

1

Урок 6 Контрольная работа

1

Информация о работе Изучение файловых систем в профильном курсе информатики