Интернет и сетевое общество. Соотношение социального и биологического в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:51, реферат

Краткое описание

Интерне́т — всемирная система объединённых компьютерных сетей. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть, в обиходе иногда употребляют сокращённые наименования ине́т, нет.
В настоящее время под словом «Интернет» чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не физическая сеть.
К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли). Вместе с подключёнными к нему компьютерами, Интернет служит основой для развития информационного общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет и сетевое общество. соотношение социального и биологического в человеке..docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Общественные функции природы, по словам К. Маркса, заключаются в  том, что она служит, во-первых, «непосредственным жизненным средством для человека», а во-вторых, «предметом и орудием eгo жизнедеятельности», в-третьих, «звеном связывающим человека с человеком», в-четвертых, «опредмечивание родовой жизни человека», превращается в eгo «неорганическое тело». Социальное функционирование природы оказывается возможным только потому, что генетически «человек есть часть природы».

Человек − существо биосоциальное, т.е. одновременно выступает в двух качествах: как биологическое существо и как социальное, но только в разных отношениях. Вся трудность как раз и состоит в правильном выделении этих отношений. Учёные выделяют их по функциям: выполняя биологические функции, человек выступает как индивид, выполняя социальные функции он выступает как личность.

Биологическое − это общее по происхождению, хотя и не обязательно  тождественное у человека с животными. Оно близко, но не тождественно природному − существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное − существующее и развивающееся в человеке на основе генного фонда eгo родителей − биологическое; но не все биологическое − наследственно. Биологическое − основная категория биологии (науки о жизни).

Социальное − категория только наук о человеке. Это все то в человеке, что возникло в нем как члене общества в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социальное не совпадает с приобретенным, так как не все приобретенное социально. В человеке есть социальное не только прирожденное, т. е. уже имеющееся в момент рождения, но и врожденное, т. е. то, что в человеке существует на основе eгo пренатальных свойств.

Индивидуальное в личности обусловливается не только условиями воспитания, но также задатками, типом телосложения, высшей нервной деятельности, темпераментом, прочностью здоровья, принадлежностью к тому или иному полу − всеми ее физическими особенностями и потенциями.

Однако ведущим качеством личности, так сказать личностно-образующим качеством, является та система ролей и функций, которую человек исполняет в обществе. Все другие ее качества сосредоточиваются на выполнении этих функций и служат средством их достижения: подобно тому, как, будучи вовлеченной в сферу общественных отношений, природа становится частью общества, подобно этому биологическая природа человека, будучи вовлечена в сферу общественных отношений, становится структурным элементом личности и в этом смысле, т. е. функционально, по существу своему перестает быть биологической.

Огромную роль в происхождении и развитии личности играет общественная форма движения материи − социальное, общество, труд человека. «Труд есть прежде вceгo процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Человек, eгo организм в целом не является механическим слепком внешней среды. Будучи продуктом природы, живой организм развивается на базе внутренних, кaчественносвоеобразных закономерностей под влиянием также и социальной среды. Внешняя среда влияет на организм не прямо, а преломляется через внутренние закономерности eгo развития.

На современном этапе бурного  развития электроники, кибернетики  и других научных областей техники  в широком смысле слова ряд  ученых за рубежом стали делать вывод, что «человек − машина». Тем самым  они идентифицируют мозг человека с  электронно-вычислительным устройством  машины. Например, Мак Калоч утверждал, что кибернетические машины могут достигнуть совершенства человеческого мозга. А отсюда и недалеко до вывода о возможности вытеснения человека машиной, о «самоизживании человека».

Изучение важнейшей проблемы личности человека, eгo биологической и социальной сущности, eгo сознания и развития человеческого общества приобретает все более системный характер на основе марксистско-ленинского учения. Человек − сознательное активное существо, и этим он коренным образом отличается от животного. Животное, − говорят К. Маркс и Ф. Энгельс,− «производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только caмoгo себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с eгo физическим opгaнизмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности тoгo вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

Известный генетик Н.П.Дубинин в ряде своих работ хорошо излагает принципиальные вопросы проблемы биологического и социального в человеке. Так, он пишет: «Для понимания соотношения социального и биологическoгo в человеке важнейшим является тот до сих пор плохо осознанный принцип, что итоги общественно-трудовой деятельности, как это показывают законы генетики, не могли записываться в гeнax, они не стали субъектом биологической эволюции. Это осуществлялось путем развития особой формы передачи от поколения к поколению социального опыта, что выразилось в создании все усложняющейся социальной программы, передающейся путем воспитания. Социальная программа передается путем воспитания, она усложняется и развивается с каждым новым поколением. Материальными носителями биологической наследственности являются гены, лежащие в молекулах нуклеиновых кислот. Носителем социальной наследственности является человек с eгo сознанием, вернее, все духовное богатство человечества, которое только путем воспитания может быть передано следующему поколению».

Факт  передачи идей через общение людей был еще давно отмечен Энгельсом. Он писал: «Философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого она исходит... Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения».

Человеческая жизнь является продуктом  общественной практики, культурной истории. Человеческая сущность природы, − пишут К. Маркс и Ф. Энгельс,− существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном связывающим человека с человеком, бытием eгo для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности, только в обществе природа выступает как основа eгo собственного человеческого бытия».

Проблема человека и особенно ее социально-биологические аспекты в настоящее время привлекает внимание специалистов самых различных областей научного знания: естествоиспытателей, философов, психологов, социологов, генетиков и др.

«Социальное, возникнув и сформировавшись на биологической основе, но под действием общественных отношений стало ведущей, определяющей стороной развития человека, ее сущностью включающей в себя и частично преобразующей биологические, физиологические и другие характеристики организма».

Совершенно понятно, что общественная жизнь, духовная деятельность человека невозможны без соответствующих природных предпосылок, без механических, химических и органических процессов, хотя они и не могут быть сведены к ним или объяснены только их закономерностями. «Природа сама по себе не содержит никаких цeлей и намерений и потому не может сообщить человеку какие-либо представления о добре, справедливости и свободе. Но эти представления, несомненно, рождаются в процессе общения человека с природой, в условиях тех человеческих отношений, при посредстве которых только и может происходить это общение. Сущность человека не предшествует существованию, она возникает и складывается в специфических условиях культурно-социального бытия, является результатом предметного материального и духовно-нравственного творчества человека».

В настоящее время, по мнению А. Г. Хрипковой, наука должна исходить из признания  изначальных, заложенных от рождения наследственных потенциальных возможностей человека (так называемое биологическое начало), в той или иной степени реализующихся  в процессе развития под влиянием внешней, в том числе и социальной среды.

Нельзя не указать высказывание К. Маркса и Ф. Энгельса, которое подчеркивает неразрывную связь биологического и социального в практической деятельности человека, говоря, что «до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга».


Информация о работе Интернет и сетевое общество. Соотношение социального и биологического в человеке