Информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:42, реферат

Краткое описание

Что такое процесс информатизации общества деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Содержание

Представление об информационном обществе

Роль информации в развитии общества

Роль и значение информационных революций

Об информации, информатизации и защите информации

Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Качественные изменения в ит.

Три качественных скачка в ит. – три великих феномена

Этапы развития информационных технологий

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Статья 16. Разработка и производство информационных систем, технологий и средств  их обеспечения

1. Все виды  производства информационных систем  и сетей, технологий и средств  их обеспечения составляют специальную  отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется  государственной научно-технической  и промышленной политикой информатизации.

2. Государственные  и негосударственные организации,  а также граждане имеют равные  права на разработку и производство  информационных систем, технологий  и средств их обеспечения.

3. Государство  создает условия для проведения  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ в области разработки  и производства информационных  систем, технологий и средств  их обеспечения. Правительство  Российской Федерации определяет  приоритетные направления развития  информатизации и устанавливает  порядок их финансирования.

4. Разработка  и эксплуатация федеральных информационных  систем финансируются из средств  федерального бюджета по статье  расходов "Информатика" ("Информационное  обеспечение") . 

5. Органы  государственной статистики совместно  с Комитетом при Президенте  Российской Федерации по политике  информатизации устанавливают правила  учета и анализа состояния  отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется  государственной научно-технической  и промышленной политикой информатизации.

Статья 17. Право собственности  на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

1. Информационные  системы, технологии и средства  их обеспечения могут быть  объектами собственности физических  и юридических лиц, государства.

2. Собственником  информационной системы, технологии  и средств их обеспечения признается  физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты  произведены, приобретены или  получены в порядке наследования, дарения или иным законным  способом.

3. Информационные  системы, технологии и средства  их обеспечения включаются в  состав имущества субъекта, осуществляющего  права собственника или владельца  этих объектов. Информационные системы,  технологии и средства их обеспечения  выступают в качестве товара (продукции)  при соблюдении исключительных  прав их разработчиков. Собственник  информационной системы, технологии  и средств их обеспечения определяет  условия использования этой продукции.

Статья 18. Право авторства  и право собственности  на информационные системы, технологии и средства их обеспечения

Право авторства  и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения  могут принадлежать разным лицам. Собственник  информационной системы, технологии и  средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения  и лицензирование деятельности по формированию и использованию  информационных ресурсов

1. Информационные  системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного  обслуживания граждан и организаций,  подлежат сертификации в порядке,  установленном Законом Российской  Федерации "О сертификации  продукции и услуг".

2. Информационные  системы органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  других государственных органов,  организаций, которые обрабатывают  документированную информацию с  ограниченным доступом, а также  средства защиты этих систем  подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется  законодательством Российской Федерации.

3. Организации,  выполняющие работы в области  проектирования, производства средств  защиты информации и обработки  персональных данных, получают лицензии  на этот вид деятельности. Порядок  лицензирования определяется законодательством  Российской Федерации.

4. Интересы  потребителя информации при использовании  импортной продукции в информационных  системах защищаются таможенными  органами Российской Федерации  на основе международной системы  сертификации.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль. 20 февраля 1995 года. № 24-ФЗ

Закон опубликован: 20 февраля 1995 года, "Собрание законодательства РФ", № 8 22 февраля 1995 года, "Российская газета", № 39 
 
 

               Качественные изменения в ит.

В 80-х годах  произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из них  осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов открытых систем), другие, как феномен персональных вычислений, входили в жизнь гораздо  более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти изменения  все более ограничивали применение классических методов системного проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных" компонентов  ИС. Далее, во второй части будет  рассмотрено, как эти изменения  помогали также появлению BPR.

Три качественных скачка в ит. – три  великих феномена

Наконец, к  концу 80-х - началу 90-х во всем мире не только разработчиками, но и пользователями были осознаны три действительно  революционных феномена. Они стали  все шире входить в отечественную  практику, качественно меняя деятельность компьютеризованных предприятий:

1. Феномен  персональных вычислений, основанный  на постоянной доступности работнику  возможностей ЭВМ, в первую  очередь - на использовании персональных  компьютеров. Феномен состоит  в том, что во многих видах  информационных, проектных и управленческих  работ исчезла необходимость  в работниках-исполнителях (машинистках,  чертежниках, делопроизводителях  и др.) , являющихся посредниками между постановкой задачи и ее решением.

2. Феномен  кооперативных технологий, состоящий  в компьютерной поддержке совместной  согласованной работы группы  работников над одним проектом. Этот феномен возник на основе  суммы методов, обеспечивающих  управление доступом членов группы  к разным частям проекта, управление  версиями и редакциями проектной  документации и согласованным  выполнением работ в последовательной  процедуре работ, управление параллельным  конструированием и др. 
 

3. Феномен  компьютерных коммуникаций, состоящий  в резком увеличении возможностей  обмена любой информацией. Он  возник, в частности, на основе  стандартизованных протоколов обмена  данными прикладного уровня в  локальных и глобальных сетях.  Это позволило исключить необходимость  передачи бумажных документов  для получения согласия или  содержательных замечаний, ненужные  переезды для проведения совещаний,  обеспечить постоянную готовность  работника получить и отослать  сообщение или информативные  записи данных вне зависимости  от места его географического  расположения и др.

Оценка их влияния на производственную деятельность и оргструктуры, разработка соответствующих  методик производились не только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального  применения этих методов еще не настало.

Этапы развития информационных технологий

Существует  несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для  всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального  компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления – вид  задач и процессов  обработки информации.

1 - й этап (60 – 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2- й этап (с 80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й  этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 - й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3 - й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 - й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии меж организационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

    • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
    • организация доступа к стратегической информации;
    • организация защиты и безопасности информации.

Признак деления – преимущество, которое приносит компьютерная технология

  1. й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем.

    Как следствие  этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие  возможности, не использовали в полной мере.

2-й  этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3- й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления – виды инструментария технологии

1 - й этап (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2- й этап (с конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется  цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с  формы представления информации на формирование ее содержания.

4- й этап (с начала 70-х гг.) – "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС) , оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

Информация о работе Информатизация общества