- Предмет защиты в компьютерных сетях. Особенности этого предмета.
В качестве предмета защиты рассматривается
информация, хранящаяся, обрабатываемая
и передаваемая в компьютерной системе. Особенностями этой информации являются:
- двоичное представление информации внутри системы, независимо от физической сущности носителей исходной информации;
- высокая степень автоматизации обработки и передачи информации;
- концентрация большого количества информации в компьютерной системе.
- Основные виды угроз ИБ РФ.
1. Угрозы конституционным
правам и свободам человека и гражданина
в области духовной жизни и информационной
деятельности:
- создание монополий на формирование,
получение и распространение
информации;
- ограничение доступа к информации;
- разрушение системы накопления
и сохранения культурных ценностей,
включая архивы;
- вытеснение российских информационных
агентств, средств массовой информации
с внутреннего информационного
рынка и усиление зависимости
духовной, экономической и политической
сфер общественной жизни России
от зарубежных информационных
структур;
- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие
или искажение информации) и др.
2. Угрозы
информационному обеспечению государственной
политики РФ:
- монополизация информационного
рынка России;
- низкая эффективность информационного
обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита
квалифицированных кадров, отсутствия
системы формирования и реализации государственной
информационной политики;
- нарушение установленного регламента
сбора, обработки и передачи информации,
преднамеренные действия и ошибки персонала информационных и телекоммуникационных
систем, отказ технических средств и сбои
программного обеспечения в информационных
и телекоммуникационных системах и др.
3. Угрозы
развитию отечественной индустрии информации:
- противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям;
- закупка органами государственной
власти импортных средств информатизации,
телекоммуникации и связи при
наличии отечественных аналогов,
не уступающих по своим характеристикам
зарубежным образцам;
- увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей
интеллектуальной собственности и др.
4. Угрозы
безопасности информационных и телекоммуникационных
средств и систем:
- противоправные сбор и использование
информации;
- нарушения технологии обработки информации;
- воздействие на парольно-ключевые
системы защиты систем;
- утечка и перехват информации
по техническим каналам;
- несанкционированный доступ к
информации, находящейся в банках
и базах данных;
- привлечение к работам по
созданию, развитию и защите информационных
и телекоммуникационных систем организаций
и фирм, не имеющих государственных лицензий
на осуществление этих видов деятельности.
19. Комплексное обеспечение
ИБ РФ.
Система обеспечения ИБ РФ предназначена
для реализации государственной политики в данной
сфере.
Основными функциями системы обеспечения
ИБ РФ являются:
- разработка нормативной правовой базы в области обеспечения ИБ РФ;
- создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;
- определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на
распространение информации;
- оценка состояния ИБ РФ, выявление источников внутренних и внешних
угроз ИБ, определение приоритетных направлений
предотвращения, парирования и нейтрализации
этих угроз;
- координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных
органов, решающих задачи обеспечения ИБ РФ;
- контроль деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных и межведомственных комиссий, участвующих в решении задач обеспечения И Б РФ;
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений,
связанных с посягательствами на законные
интересы граждан, общества и государства
в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях
в этой области;
- развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также
индустрии телекоммуникационных и информационных
средств;
- повышение конкурентоспособности информационных средств на внутреннем и внешнем рынках;
- организация разработки федеральной и региональных программ обеспечения ИБ и координация деятельности по их реализации;
- проведение единой технической политики в области обеспечения ИБ РФ;
- организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения ИБ РФ;
- защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
- обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством
обязательного лицензирования деятельности
в данной сфере и сертификации средств
защиты информации;
- совершенствование и развитие единой системы подготовки кадров, используемых в области ИБ РФ;
- осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения ИБ, представление интересов
Российской Федерации в соответствующих
международных организациях.
- Четыре основных принципа обеспечения
ИБ РФ
Государственная политика обеспечения
ИБ РФ основывается на следующих основных
принципах:
- соблюдение Конституции РФ, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению ИБ РФ;
- открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об
их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством
Российской Федерации;
- правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия независимо от их политического,
социального и экономического статуса,
основывающееся на конституционном праве
граждан на свободный поиск, получение,
передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
- приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий,
производство технических и программных
средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным
информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов
Российской Федерации.
21. Основные направления международного
сотрудничества Российской Федерации
в области ИБ.
Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации
в области обеспечения И Б являются:
- запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;
- обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации
при ее передаче по национальным телекоммуникационным
сетям и каналам связи;
- координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений;
- предотвращение несанкционированного
доступа к конфиденциальной информации в международных
банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного
обеспечения мировой торговли, к информации
международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу
с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом,
распространением наркотиков и психотропных
веществ, незаконной торговлей оружием
и расщепляющимися материалами, торговлей
людьми.
22. Основные функции системы обеспечения
ИБ РФ.
Основными функциями системы обеспечения ИБ РФ являются:
- разработка нормативной правовой базы в области обеспечения ИБ РФ;
- создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом
деятельность в информационной сфере;
- определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества
и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на
распространение информации;
- оценка состояния ИБ РФ, выявление источников внутренних и внешних угроз ИБ, определение приоритетных направлений предотвращения, парирования и нейтрализации
этих угроз;
- координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных
органов, решающих задачи обеспечения
ИБ РФ;
- контроль деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
государственных и межведомственных комиссий,
участвующих в решении задач обеспечения
И Б РФ;
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества
и государства в информационной сфере,
на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях
в этой области;
- развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств;
- повышение конкурентоспособности информационных средств на внутреннем и внешнем рынках;
- организация разработки федеральной и региональных программ обеспечения ИБ и координация деятельности
по их реализации;
- проведение единой технической политики в области обеспечения ИБ РФ;
- организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения ИБ РФ;
- защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, на предприятиях оборонного
комплекса;
- обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;
- совершенствование и развитие единой системы подготовки кадров, используемых в области ИБ РФ;
- осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения ИБ, представление интересов
Российской Федерации в соответствующих
международных организациях.
23. Виды общих методов обеспечения ИБ РФ
Общие методы обеспечения ИБ РФ подразделяются
на правовые, организационно-технические
и экономические.
24. Внешние источники угроз ИБ
РФ.
К внешним источникам угроз ИБ РФ относятся:
- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской
Федерации в информационной сфере;
- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных
рынков;
- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
- деятельность международных террористических организаций;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира
и наращивание их возможностей по противодействию
созданию конкурентоспособных российских
информационных технологий;
- деятельность космических, воздушных, морских и Наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
- разработка рядом государств концепций информационных войн и соответствующего вооружения, предусматривающих создание средств опасного воздействия
на информационные сферы других стран
мира, нарушение нормального функционирования
информационных и телекоммуникационных
систем, сохранности информационных ресурсов,
получение несанкционированного доступа
к ним.
25. Внутренние источники угроз
ИБ РФ.
К внутренним источникам угроз ИБ РФ
относятся:
- критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных
и криминальных структур в информационной сфере,
получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной
информации, усиления влияния организованной преступности на
жизнь общества, снижения степени защищенности законных
интересов граждан, общества и государства
в информационной сфере;
- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации по формированию и реализации
единой государственной политики в области
обеспечения ИБ РФ;
- недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за
развитием информационного рынка России;
- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению ИБ РФ;
- недостаточная экономическая мощь государства;
- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных
кадров в области обеспечения ИБ;
- недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в информировании общества о своей деятельности,
разъяснении принимаемых решений, формировании
открытых государственных ресурсов и
развитии системы доступа к ним граждан;
- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, кредитно-финансовой
сферы, промышленности, сельского хозяйства,
образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.