Информационная безопасность деятельности общества и ее основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:12, реферат

Краткое описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина служит основой для:формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;подготовки предложений по совершенствованию правового, методического,научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

26. Особенности обеспечения ИБ РФ в сферах экономики, внешней политики, внутренней политики, областях науки и техники, сфере духовной жизни, информационных и телекоммуникационных системах, в сфере обороны, правоохранительной и судебной сферах, в условиях чрезвычайных ситуаций

Основными мерами по обеспечению ИБ РФ в сфере экономики являются:

  • коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб;
  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
  • организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • обработка и анализ статистической информации, а также ограничение коммерциализации такой информации;
  • разработка национальных сертифицированных средств защиты процессов переработки информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  • разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
  • совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

К наиболее важным объектам обеспечения И Б РФ в сфере внешней политики относятся:

  • информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
  • информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;
  • информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;

 российские средства массовой  информации, разъясняющие зарубежной  аудитории цели и основные направления государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются:

  • конституционные права и свободы человека и гражданина;
  • конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации;
  • открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.

Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в области науки и техники являются:

  • результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
  • открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
  • научно-технические кадры и система их подготовки;
  • системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.).

Обеспечение ИБ РФ в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности; свободой массового информирования; использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических градаций и норм общественной жизни; сохранением культурного достояния всех народов России; реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Основными объектами обеспечения ИБ РФ в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

  • информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;
  • средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;
  • технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;
  • помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

К объектам обеспечения ИБ РФ в сфере обороны относятся:

  • информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные силы РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации;
  • информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
  • программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
  • информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.

К наиболее важным объектам обеспечения ИБ в правоохранительной и судебной сферах относятся:

  • информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;
  • информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;
  • информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи).

К специфическим для данных условий направлениям обеспечения ИБ относятся:

  • разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
  • совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, условиях их возникновения и развития;
  • повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большому количеству людей в условиях этих ситуаций;
  • разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Мельников В. П.  Информационая  безопасность и защита информации  – Учебное пособие. – М.: Издательский  дом «Академия», 2007. – 227 с.

 

 


Информация о работе Информационная безопасность деятельности общества и ее основные положения