Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:36, доклад
Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру”. Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности.
Вступление 3
Основные понятия 4
Из истории 4
Роль информационной безопасности………………………………………………………………………6
Некоторые тезисы Доктрины информационной безопасности РФ 7
Особенности правового обеспечения информационной безопасности на телевидении и радиовещании 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ДОКЛАД
ТЕМА: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ , МЕСТО
И РОЛЬ
Выполнил:
студент группы 4.11
Бондарь Максим
Оглавление
Возрастающая роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества (Д. Белл1, О.Тоффлер2 и др.). Другой факт - быстрое, поистине революционное воздействие "информационного разума" на производство, управление, всю жизнь людей.
Олвин и Хэйди Тоффлер - известные всему миру американские социальные мыслители. Они много пишут о проблемах создания в мире информационного общества. В своей книге “Создание новой цивилизации. Политика третьей волны”, опубликованной в 1995 году они уделяют особое внимание информационным технологиям.
“Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер.
Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру”. Поэтому у России, как самой образованной стране в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности.
Основные понятия3
Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества и политической элиты, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах политической элиты, граждан и государства.
Информационная среда общества - это совокупность информационных реcурсов, система формирования, хранения, распространения, использования и защиты информации, информационной инфраструктуры.
Угроза информационной безопасности - фактор или совокупность факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества.
Сегодня правомерно утверждать: чем большими информационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно добивается стратегических геополитических преимуществ. В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США и Китая информации как стратегического ресурса и объяснимы причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование информационных технологий.
Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране длительное время не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. При этом считалось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можно обеспечить информационную безопасность страны.
Только сейчас
Российское государство начинает серьезно
и ответственно подходить к проблеме
определения и отстаивания
Шэнь Вэй Гуан, ведущий китайский теоретик информационной войны, сформулировал в своей книге “О новой войне” следующий вывод: “Чтобы защитить политическую безопасность страны, нужно научиться вести информационную войну с использованием различных средств массовой информации”.
Осознавалась ли угроза ведения против России информационной войны ее военно-политическим руководством? Да. 18 июля 1996 года, представляя коллегии Министерства обороны нового министра обороны генерал-полковника И.Н.Родионова, первый президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин в своем выступлении поставил задачу: “Наряду с поддержанием на должном уровне потенциала ядерного сдерживания необходимо больше внимания уделять развитию всего комплекса средств информационной войны”.
Выступая 25 июля 1996 года в Совете Федерации РФ на слушаниях “О концепции национальной безопасности России”, первый заместитель Генерального директора ФАПСИ при Президенте РФ В.Маркоменко отметил, что “на первый план в ближайшее время выдвигается опасность возникновения информационной войны”.
Россия стала принимать некоторые меры, но явно недостаточные. В составе Совета Безопасности Российской Федерации была создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Ее возглавил Генеральный директор ФАПСИ при Президенте РФ А.Старовойтов.
Александр Владимирович Старовойтов выступил с инициативой разработки Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Уже в 1997 году Доктрина была разработана Межведомственной Комиссией Совета Безопасности РФ по информационной безопасности, под руководством А.Старовойтова. Она должна была быть принята в сентябре 1997года.
Однако по объективным и субъективным причинам, принятие разработанной Доктрины информационной безопасности Российской Федерации затянулось. (Она была утверждена уже новым Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным лишь 9 сентября 2000 года), как официально принятая система взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.
Роль информационной безопасности
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Интересы различают:
а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
б) по направленности (экономические, политические, духовные);
в) по степени осознанности (реализующиеся стихийно или на основе программы);
г) по возможности осуществления (реальные и мнимые);
д) по отношению к объективной
тенденции общественного развит
е) по срокам реализации (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
ж) по характеру субъекта (классовые, национальные, профессиональные).
Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше — не наше.
Но ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже XVI II и XIX столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств.
Доктрина служит основой для:
-формирования
государственной политики в
-подготовки
предложений по
-разработки
целевых программ обеспечения
информационной безопасности
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
1. Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
3. Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
4. Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
1. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России.
2. Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации.
3. Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.
4. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
1. К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
2. Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
- создание и
совершенствование системы
- усиление правоприменительной
деятельности федеральных
- разработка, использование
и совершенствование средств
защиты информации и методов
контроля эффективности этих
средств, развитие защищенных
телекоммуникационных систем, повышение
надежности специального
- создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
- формирование
системы мониторинга
3. Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
- разработку
программ обеспечения
- совершенствование
системы финансирования работ,
связанных с реализацией
Информация о работе Информационная безопасность , место и роль