Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:06, курсовая работа
Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.Так, например, в курсе географии первые представления о нашей планете Земля вы получили изучая ее модель – глобус; в химии при изучении строения вещества использовали модели молекул; в кабинете биологии использовали муляжи овощей и фруктов, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.Вообще, какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет.
Введение 3
Понятие модели 6
Информационная модель объекта 9
Формы представления моделей. Формализация
Все модели можно разбить
на два больших класса: модели предметные
(материальные) и модели информационные.
Предметным называется моделирование,
в ходе которого исследование ведётся
на модели, воспроизводящей основные геометрические,
физические, динамические и функциональные
характеристики «оригинала». На таких
моделях изучаются процессы, происходящие
в объекте-оригинале (изучение на моделях
свойств строительных конструкций, различных
механизмов, транспортных средств и т.
п.). Если модель и моделируемый объект
имеют одну и ту же физическую природу,
то говорят о физическом моделировании.
Информационные модели представляют
объекты и процессы в образной или знаковой
форме. Образные модели (рисунки, фотографии
и др.) представляют собой зрительные образы
объектов, зафиксированные на каком-либо
носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке
и др.). Такие модели ещё называют изобразительными.
Широко используются образные информационные
модели в образовании (например, учебные
плакаты по различным предметам) и науке,
где требуется классификация объектов
по их внешним признакам (в ботанике, биологии,
палеонтологии и др.).
Знаковые информационные
модели строятся с использованием различных
языков (знаковых систем). Знаковая информационная
модель может быть представлена в форме
текста (например, программы на языке программирования),
формулы (например, второго закона Ньютона),
таблицы (например, периодической таблицы
элементов Д.И. Менделеева) и т. д.
Иногда при построении знаковых
информационных моделей используются
одновременно несколько различных языков.
Примерами таких моделей могут служить
географические карты, графики, диаграммы
и пр. Во всех этих моделях используются
одновременно как язык графических элементов,
так и различные инструменты для создания
информационных моделей.
Эти способы постоянно совершенствовались.
Так, первые информационные модели создавались
в форме наскальных рисунков, в настоящее
же время информационные модели обычно
строятся и исследуются с использованием
современных компьютерных технологий.
Формализация
Естественные языки используются
для создания описательных информационных
моделей. В истории науки известны многочисленные
описательные информационные модели;
например, гелиоцентрическая модель мира,
которую предложил Коперник, формулировалась
следующим образом:
«Земля вращается вокруг своей
оси и вокруг Солнца; орбиты всех планет
проходят вокруг Солнца», в настоящее
время – функциональное описание какого-либо
механического устройства.
С помощью формальных языков
строятся формальные информационные модели
(математические, логические и др.). Одним
из наиболее широко используемых формальных
языков является математика. Модели, построенные
с использованием математических понятий
и формул, называются математическими
моделями. Язык математики является совокупностью
формальных языков.
Язык алгебры логики (алгебры
высказываний) позволяет строить
формальные логические модели. С помощью
алгебры высказываний можно формализовать
(записать в виде логических выражений)
простые и сложные
Процесс построения информационных
моделей с помощью формальных языков называется
формализацией.
В процессе познания окружающего
мира человечество постоянно использует
моделирование и формализацию. При изучении
нового объекта сначала обычно строится
его описательная информационная модель
на естественном языке, затем она формализуется,
то есть выражается с использованием формальных
языков (математики, логики и др.).
Визуализация формальных моделей
В процессе исследования
формальных моделей часто производится
их визуализация. Для визуализации алгоритмов
используются блок-схемы: пространственных
соотношений между объектами – чертежи,
моделей электрических цепей – электрические
схемы, логических моделей устройств –
логические схемы и т. д.
Так, при визуализации формальных
физических моделей с помощью анимации
может отображаться динамика процесса,
производиться построение графиков изменения
физических величин и т. д. Визуальные
модели обычно являются интерактивными,
то есть исследователь может менять начальные
условия и параметры протекания процессов
и наблюдать изменения в поведении модели.
В качестве примера можно
рассмотреть модель, которая демонстрирует
свободные колебания математического
маятника. С помощью анимации показываются
движение тела и действующие силы, строятся
графики зависимости от времени угловой
координаты или скорости, диаграммы потенциальной
и кинетической энергий. Исследователь
может изменять длину нити, угол начального
отклонения маятника и т. д.
Классификация по области использования
Учебные модели – это наглядные
пособия, различные тренажёры, обучающие
программы.
Опытные
модели – это уменьшенные или увеличенные
копии проектируемого объекта. Их называют
также натурными и используют для исследования
объекта и прогнозирования его будущих
характеристик.
Например, модель корабля
испытывается в бассейне для определения
устойчивости судна при качке, а уменьшенная
копия автомобиля «продувается» в аэродинамической
трубе для изучения обтекаемости его кузова.
Научно-технические модели
создают для исследования процессов и
явлений. К ним можно отнести, например,
прибор, имитирующий разряд молнии, стенд
для проверки телевизоров.
Игровые модели – это военные,
экономические, спортивные, деловые игры.
Они как бы репетируют поведение объекта
в различных ситуациях, проигрывая их
с учётом возможной реакции со стороны
конкурента, союзника или противника.
Игровые модели позволяют
оказывать психологическую помощь больным,
либо разрешать конфликтные ситуации.
Имитационные модели не
просто отражают реальность с той или
иной степенью точности, а имитируют её.
Эксперимент либо многократно повторяется,
чтобы изучить и оценить последствия каких-либо
действий на реальную обстановку, либо
проводится одновременно со многими другими
похожими объектами, но поставленными
в разные условия.
Подобный метод выбора правильного решения
называется методом проб и ошибок. К примеру,
в ряде опытов на мышах испытывается новое
лекарственное средство, чтобы выявить
побочные действия и уточнить дозировки.