Информационные системы в юриспруденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:11, реферат

Краткое описание

На современном этапе технического развития значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается.

Содержание

Введение
Глава I Основные свойства юридических информационных систем.
1.1. Полнота и структура информационного банка.
1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.
1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.
2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.
3. Оперативность актуализации информационных банков
Глава II. Основные возможности юридических информационных систем.
2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации
2.2. Основные поисковые и сервисные возможности
2.2.1. Поиск по реквизитам документа
2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)
2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам
2.2.4. Дополнительные сервисные возможности
Глава III . Перспективы использования Интернет.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

инф системы в юриспруденции.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Второй способ. Формальная оценка общего числа документов различных типов во всех базах разработчика. Практически у любого разработчика СПС существует вариант бесплатной установки полных каталогов на компьютер пользователя. Под каталогом в этом случае понимают специальную демонстрационную версию СПС, содержащую все названия документов без текстов. Однако при таком способе оценки полноты информационных ресурсов необходимо иметь в виду, что формально большое количество документов в СПС не гарантирует аутентичности этих документов. Это связано с тем, что разработчики далеко не всех СПС получают документы из первоисточника, так как не имеют представительного пакета договоров об информационном обмене. Как следствие, разработчики таких СПС не могут вводить документы с копии подлинника, а значит, не могут обеспечить аутентичность документов.

Таким образом, наиболее предпочтительным способом оценки полноты информационных ресурсов компании-разработчика является первый способ, так как он позволяет одновременно оценить не только полноту, но и достоверность информационных ресурсов.

1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой  информации на отдельные базы.

Для оценки полноты информационного  банка СПС необходимо учесть следующее. Число единиц правовой информации настолько велико, что задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть всего массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой.

Возможные подходы к  решению этой проблемы.

1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами классификации правовой информации.

• Как уже говорилось выше, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, неофициальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера. В СПС включаются только правовые акты, относящиеся к первым двум типам, поскольку акты, относящиеся к последнему типу, имеют сугубо частное значение и касаются только участвующих в урегулированном этими актами правоотношении субъектов.

Обычно официальные  и неофициальные правовые акты включаются в разные базы, поскольку они рассчитаны на разных пользователей, а также различаются по юридической силе актов и по источникам. Для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.

Тем не менее, как правило, официальная и неофициальная  правовая информация находится в разных базах.

• Возможно подразделение правовой информации но территориальному признаку. При этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты. Такое разделение органически присуще официальной правовой информации, но в принципе применимо и к неофициальной. Существование большого числа правотворческих субъектов во всех регионах России влечет огромное преобладание числа региональных правовых актов над федеральными, что до последнего времени технически усложняло объединение этих актов в одну СПС. С развитием компьютерной техники в настоящее время стали технически возможны объединенные «федерально-региональные» базы, но их создание далеко не всегда оправдано. В компании «Консультант Плюс» эта проблема решена следующем образом: в разделе законодательство включены подраздел федеральное законодательство и например Алтайского края (либо другого интересующего региона).1

      • На заре создания первых СПС привлекательной представлялась идея разбиения СПС по тематическому признаку. Она была обусловлена исторически сложившимся делением законодательства на отрасли. Достаточно быстро проявились недостатки такого подхода: современные реалии предопределили заинтересованность пользователей СПС в документах сразу нескольких отраслей законодательства. Покупка нескольких тематических баз влекла за собой значительные неудобства: дополнительные расходы, затруднения при одновременном поиске по всем базам, сильное пересечение баз. Таким образом, и тематический подход оказался не слишком удачным.

2. Оптимальное разделение баз вытекает из основополагающего принципа рыночной экономики: стоит делать только ту продукцию, которая будет востребована. Исследования показали наличие вполне определенных разделов правовой информации, представляющих интерес для самых широких слоев специалистов. Поэтому компании — разработчики СПС стали производить системы, ориентированные на определенного потребителя. При таком подходе не отвергаются и классические способы тематического разбиения. Так, например, у компании «Консультант Плюс» существует база Консультант-Медицина Фармацевтика.

Остановлюсь более подробно на проблеме полноты и структуры информационных банков СПС на примере систем по федеральному законодательству.

1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.

На практике оценка полноты  СПС по федеральному законодательству оказывается трудной задачей. Действительно, за час или даже день трудно тщательно проанализировать банк из 10-20 тысяч документов, а иногда и 60-100 тысяч документов. Любой здравомыслящий человек может, исходя из собственных потребностей, посмотреть некоторые выборки документов и сделать свое приблизительное заключение о полноте.

При этом важно не забывать о том, что необходимо оценить  полноту не только той информации, которая уже есть в системе, но и полноту будущих поступлений. Полноту будущих поступлений косвенно оценивают через возможности доступа компании-производителя к источникам информации.

При оценке полноты речь может идти только о документах, содержащих открытую информацию. Некоторые  пользователи ожидают, что в СПС будут включаться акты, регламентирующие внутрихозяйственную деятельность ведомств, внутренние решения по кадровым вопросам и т.п. Иногда острый интерес вызывают отдельные частные документы органов власти, касающиеся конкретных предприятий и затрагивающие их коммерческую тайну. Позиция компании «Консультант Плюс» состоит в том, чтобы не включать такие документы в свои СПС и не гнаться за дешевыми сенсациями, а поставлять потребителю правовую информацию, имеющую общее значение.

Наличие комплекта договоров  с органами государственной власти и управления позволяет оценить  полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом. Но каждого пользователя волнует в первую очередь вопрос о полноте именно его базы. Исследования показали, что далеко не всем пользователям необходима самая полная система по федеральному законодательству, насчитывающая свыше 100 тысяч документов. Существуют и более мелкие замкнутые блоки правовой информации, полностью удовлетворяющие потребности целых категорий пользователей.

Разработчики систем КонсультантПлюс пошли по пути создания такого набора баз, в котором каждая система предназначена для специалистов определенного уровня и обеспечивает решение всего круга задач, стоящих перед ними. Весь набор баз подчиняется принципу поглощения, то есть каждая следующая база включает в себя предыдущую плюс некоторые дополнительные разделы. Принципы отбора документов в каждую из баз приводятся в описаниях к ним вместе с конкретными рекомендациями о соответствии набора документов, входящих в базу, потребностям той или иной категории пользователей. Наименьшая по объему информации база КонсультантПлюс :Налоги Бухучет предназначена для нужд бухгалтерий малых предприятий. Для специалистов более широкого профиля — руководителей, экономистов предприятий, не связанных с банковской или внешнеэкономической деятельностью, подойдет СПС КонсультантПлюс: Российское Законодательство. СПС КонсультантПлюс: Версия Проф рассчитана на работников-универсалов, которым могут понадобиться документы всех отраслей законодательства. И, наконец, КонсультантПлюс: Эксперт — самая полная база, предназначенная для использования в органах государственной власти и управления, консалтинговых и аналитических подразделениях.2

Конечно, на практике мнения разработчиков и пользователя о  включении того или иного документа в конкретную систему могут расходиться. Важно выбрать такую систему, чтобы представленный в ней массив информации удовлетворял основным ежедневным потребностям пользователя. При этом отдельные недостающие документы всегда можно заказать в сервисном центре. Если заказы требуются раз в квартал, это не проблема, если же потребность в дополнительных документах возникает еженедельно, то следует подумать о приобретении более полной системы.

2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.

Достоверность правовой информации в СПС — это ее соответствие тексту оригинала. Для официальной правовой информации оригиналом будет официальный экземпляр правового акта или его официальная публикация, для неофициальной — любое зарегистрированное печатное издание.

Качество текстов документов в  СПС, их аутентичность не менее важны для потребителей, чем полнота ИБ. К сожалению, по объективным причинам невозможно полностью исключить опечатки и технические ошибки. В любом издании, включая официальные, они иногда встречаются. Поэтому компании — разработчики СПС должны осуществлять многократную сверку текстов с оригиналами, что практически исключает вероятность появления опечаток и ошибок. Так, компания «КонсультантПлюс» работает только с достоверными официальными текстами правовых актов, то есть с бумажными текстами — копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями. Это связано, в частности, с тем, что практика использования электронных текстов правовых актов в качестве официальных источников пока отсутствует. Официальная публикация нормативного акта также может отличаться от первоначально подписанной версии, поскольку технические правки и корректура идут вплоть до момента публикации. Поэтому даже если получать файлы из самого надежного источника, то все равно их необходимо сверять с окончательными официальными текстами. Процедура такой проверки требует большой и кропотливой работы.

3. Оперативность актуализации информационных банков

Актуализация  информационного банка — это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в контрольном состоянии в соответствии с текущими изменениями законодательства.

Под оперативностью актуализации ИБ на компьютере пользователя понимают промежуток времени от момента поступления  документа в открытый доступ (рассылку) до его появления в ИБ пользователя. Зачастую для оценки оперативности актуализации ИБ вместо момента поступления в рассылку используется момент подписания документа, но это не совсем корректно в силу того, что задержка от подписания документа до его поступления в рассылку может быть достаточно большой (до нескольких недель) и компании — разработчики СПС не в состоянии влиять на нее.

Важность оперативной актуализации для пользователя очевидна. Каким бы полным ни было поступление информации к потребителю, необходимо, чтобы оно было еще и своевременным. Даже один с запозданием полученный документ может быть причиной серьезных проблем. Оценить работу компании по обновлению информации при выборе СПС очень непросто; это можно сделать либо по отзывам других пользователей, либо проанализировав некоторые принципиальные аспекты работы компании, либо поработав с системой самостоятельно, воспользовавшись «пробной» некоммерческой установкой системы, которую предлагают многие производители.

С точки зрения технологии в настоящее время существует два основных вида доступа к правовым базам: удаленный доступ к централизованным ресурсам и установка всей базы пользователю на компьютер. Кроме них, на оперативность поступления информации к пользователю существенно влияет организация сервисного информационного обслуживания компанией — производителем СПС.

В настоящее время  большинство специалистов в России по объективным причинам используют базы, полностью установленные на своем компьютере.

Для оперативности включения документов в эталонный банк разработчика СПС важно, во-первых, наличие надежных источников информации у производителя, что обеспечивается прямыми постоянными контактами с органами государственной власти и управления на основе специальных договоров. Такие контакты важны для оперативности получения информации не менее, чем для ее полноты. Если какая-то компания-производитель не имеет таких связей, то, значит, она использует разного рода вторичные источники, что влечет за собой не только наличие ошибок в документах, но и задержки в поставке информации пользователю. Кроме того, необходима налаженная и четкая работа информационных и производственных структур фирмы. Срок обработки информации должен быть сведен до минимума без ущерба для качества. Так, например, в компании «КонсультантПлюс» от момента получения документа до момента его включения в эталонный ИБ проходит всего один-три дня, причем более 50% документов обрабатывается за один день.

Оценить такую работу извне очень  трудно — реально это можно сделать только по конечному результату. Для достижения высокого уровня работы и формирования коллектива квалифицированных специалистов нужны годы.

Оперативность доставки пополнения в региональный сервисный  центр зависит от наличия передовой  компьютерной технологии передачи информации и доступа к ней. Так, технология КонсультантПлюс позволяет ежедневно передавать новую информацию в ИБ сервисного центра. При этом, происходит полноценная загрузка и интеграция новой информации в уже имеющийся ИБ, с установкой всех взаимосвязей между документами. Это уникальное свойство технологии КонсультантПлюс. Все остальные достаточно широко распространенные в России СПС либо допускают пополнение не чаще одного раза в неделю, либо существующее ежедневное пополнение не может быть полноценно интегрировано в банк данных и остается лишь небольшим довеском к основной базе, а для интеграции необходима полная замена банка, что невозможно проводить ежедневно.

Информация о работе Информационные системы в юриспруденции