Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:11, реферат
На современном этапе технического развития значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается.
Введение
Глава I Основные свойства юридических информационных систем.
1.1. Полнота и структура информационного банка.
1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.
1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.
2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.
3. Оперативность актуализации информационных банков
Глава II. Основные возможности юридических информационных систем.
2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации
2.2. Основные поисковые и сервисные возможности
2.2.1. Поиск по реквизитам документа
2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)
2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам
2.2.4. Дополнительные сервисные возможности
Глава III . Перспективы использования Интернет.
Заключение
Теоретически этот этап может отсутствовать (и информация от разработчика СПС непосредственно передается к пользователю), но практика показала, что это приводит к существенному снижению качества сервиса, в том числе отрицательно влияет и на оперативность.
Оперативность доставки пополнения пользователю определяется стандартами обслуживания компании-производителя и сервисных центров, их финансовой политикой. Поскольку ИБ сервисного центра КонсультантПлюс пополняется ежедневно, то те пользователи, кому это необходимо, также могут ежедневно получать пополнение средствами телекоммуникаций. Большинству пользователей достаточно получать информацию еженедельно, при этом более редкое обслуживание уже не гарантирует достаточной оперативности. Обслуживание четыре раза в месяц и чаще используют абсолютное большинство пользователей систем. Поэтому важно, чтобы ценовая и сервисная политика фирмы была бы направлена на обеспечение максимально частого обновления информации у потребителя.
Что касается оперативности поступления информации к пользователю СПС посредством удаленного доступа к системе, то она зависит только от первого или двух первых параметров (соответственно от того, кто выставляет свои ресурсы на сервер: фирма-разработчик или сервисный центр). Разумеется, при еженедельном режиме актуализации сервера ни о каком «оперативном» сопровождении пользователей нет и речи.
II. Основные возможности юридических информационных систем.
2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации
Возможность компактного хранения большого объема информации — одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация действительно характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. Система КонсультантПлюс содержит свыше 21 800 000 документов. - крупнейший правовой информационный ресурс. Система включает свыше 21 800 000 документов федерального и регионального законодательства, а также судебных решений, финансовых консультаций, комментариев к законодательству и другой полезной информации. Для сравнения на 1 января 1999 г. система содержала около 80 тысяч актов. Ежемесячно в систему поступает более 50 000 новых документов.
Большие объемы информации, включаемые в СПС, накладывают две группы требований на используемую технологию. Первая группа связана с потребностями пользователей СПС. Вторая группа требований к уровню и свойствам технологий связана с тем, что вводить и тщательно обрабатывать большой поток информации достаточно сложно. Очевидно, что ежемесячное введение в базу данных двух тысяч документов не представляет особого труда. Но если при этом вводимые документы связываются сотнями и тысячами ссылок как с документами, введенными ранее, так и между собой, если для них готовятся новые редакции, примечания, комментарии и т.д., то процесс параллельной обработки такого количества документов становится серьезной проблемой. Для ее решения программная технология должна быть хорошо продуманной и увязанной с организацией работы десятков людей в информационном отделе компании-разработчика.
2.2. Основные поисковые и сервисные возможности
Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справочных системах:
• поиск по реквизитам документов,
• полнотекстовый поиск,
• поиск по специализированным классификаторам.
Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Возможности мгновенного поиска с помощью комплекса поисковых инструментов — действительно совершенно новый уровень работы с информацией, который обеспечили компьютерные технологии.
Важнейшее свойство программных технологий заключается в том, что они позволяют не просто в сотни раз быстрее искать конкретный фрагмент текста документа по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько поисковых инструментов. Это свойство позволяет прекратить споры о том, какой вид поиска более удобен и точен.
В действительности каждый вид поиска имеет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном использовании.
2.2.1. Поиск по реквизитам документа
Это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под поиском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Удобство и простота реализации этого вида поиска обычно не вызывают ни у кого особых вопросов. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа.
Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов без заранее известных точных реквизитов, только на основании общего смысла проблемы.
2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)
Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При запросе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, автоматически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алгоритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого документа все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается.
Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса является запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И, то будут отобраны только те документы, где есть одновременно оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, где есть хотя бы одно из этих слов. Такие логические выражения могут быть еще более сложными.
При формировании сложных запросов дополнительно может использоваться признак близости слов. В запросе ГЛАВНЫЙ И БУХГАЛТЕР может быть указано, что слова должны находиться РЯДОМ, например в пределах 2 (или 3) строк.
Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено. Другими словами, на любой запрос можно получить ответ, подготовленный по понятному для пользователя правилу, не зависящему от субъективной позиции обработчика.
Но, конечно, у полнотекстового поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать много «шума», то есть те документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены те документы, где встречаются синонимы данного термина. Так, задав поиск по слову НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, невозможно автоматически получить те документы, где используется выражение ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ. Эта проблема частично решается усложнением задаваемых поисковых выражений, но все равно трудно во всех случаях добиться такой же точности, как при заранее проделанной «вручную» экспертной обработке.
2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам
Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Так, можно считать, что описанный выше поиск документов по реквизитам также является поиском по классификатору. Такого рода классификаторы имеют жесткую структуру, не зависящую от субъективной точки зрения тех, кто обрабатывает информацию. Например, при поиске документа по его виду структура и состав соответствующего классификатора жестко и формально определены объективно существующими видами документов (закон, указ, письмо и т.д.).
Другой вид классификаторов, структура которых (в отличие от упомянутых выше) существенно зависит от опыта и взглядов экспертов — обработчиков информации.
Общей чертой всех разновидностей поиска по этим классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом.
Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, «тема» документа. При этом классификатор представляет собой систему юридических понятий (рубрик, ключевых слов, дескрипторов), отражающих содержание актов, которые составляют информационный массив.
В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.
В первой разновидности классификаторов рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидности: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.
Классификаторы второй разновидности составлены на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных уже в алфавитном порядке (в частности, к этой разновидности классификаторов относятся ключевые слова, о которых шла речь выше).
Каждая из этих разновидностей классификаторов (чаще вторая) может усложняться путем уточнения и увеличения количества юридических понятий, составляющих классификатор. Рубрики могут состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации. Такие ситуации, как правило, очень многочисленны и требуют определенного поискового аппарата.
Основной проблемой при использовании для поиска документов специализированных классификаторов является то, что предварительная обработка документов происходит «вручную», то есть рубрицирование документов проводится конкретными специалистами компаний — разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок, допускает субъективные решения при рубрикации и т.п. Основное преимущество этого поиска — точное попадание в необходимый документ или даже норму — одновременно является и потенциальным недостатком, так как «точная» ссылка может быть проставлена ошибочно. К тому же чем детальнее проводится рубрицирование, тем больше вероятность ошибок.
2.2.4. Дополнительные сервисные возможности
Программные технологии высокого уровня, кроме непосредственного поиска документов, обычно включают некоторые очень полезные сервисные инструменты. Вот ряд возможностей, реализованных в системах КонсультантПлюс.
• Возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом, поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой.
• Возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами.
• Наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой.
• Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word с уникальной возможностью конвертации текстовых таблиц в «раздвижные» таблицы редактора, готовые к заполнению.
• Возможность сравнить редакции документов.
• Дополнительная информация к документу или его части, абзацу, которая позволяет сразу посмотреть пересекающиеся нормативно-правовые акты, комментарии, разъясняющие письма, судебную практику и т.д.
• Имеются Путеводители КонсультантПлюс — это уникальные аналитические материалы, описывающие порядок решения большинства практических вопросов, которые возникают в работе специалистов — бухгалтеров, юристов, бюджетных специалистов, кадровиков.
Путеводители позволяют быстро сориентироваться в незнакомом вопросе, узнать порядок действий или оценить риски в тех случаях, когда возможно несколько вариантов решений.
Информация представлена в удобном для работы виде:
простые и понятные разъяснения;
рекомендации, как действовать;
позиции судов и выводы судебных решений;
оценка рисков;
практические примеры;
ссылки на правовые акты, разъяснения ведомств, судебную практику и формы документов;
образцы заполнения форм документов.
• Имеется приложение для мобильных устройств
Бесплатное приложение «КонсультантПлюс: основные документы» — это круглосуточный оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. Кроме этого по расписанию доступна расширенная база документов.
Вся информация ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов.
Приложение работает в двух режимах: онлайн и офлайн. Для работы без выхода в интернет (в режиме офлайн) можно заранее сохранить на устройство до 100 документов с круглосуточным доступом.
III . Перспективы использования Интернет.
Как уже отмечалось, само наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации как раз в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серьезным проблемам.