Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 05:11, реферат
На современном этапе технического развития значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается.
Введение
Глава I Основные свойства юридических информационных систем.
1.1. Полнота и структура информационного банка.
1.2. Различные подходы к разбиению массива правовой информации на отдельные базы.
1.3. Полнота и структура систем семейства Консультант Плюс по федеральному законодательству.
2. Достоверность текстов правовых актов в СПС.
3. Оперативность актуализации информационных банков
Глава II. Основные возможности юридических информационных систем.
2.1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации
2.2. Основные поисковые и сервисные возможности
2.2.1. Поиск по реквизитам документа
2.2.2. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа)
2.2.3. Поиск по специализированным классификаторам
2.2.4. Дополнительные сервисные возможности
Глава III . Перспективы использования Интернет.
Заключение
Исторически сложилось, что 15-20 лет назад более активно развивался удаленный доступ. Причина такого положения в том, что в то время персональные компьютеры обычных пользователей не имели достаточно мощных устройств для хранения всей информации. Данный вид доступа и сейчас более удобен при работе с очень большими, гигантскими базами, которые не помещаются ни на жесткие диски («винчестеры») пользовательских ПК, ни на разумное количество оптических дисков (CD-ROM). Но он неудобен, когда пользователю для работы требуется получать документы из информационной базы постоянно и помногу, и особенно если нужно многократно повторно просматривать одни и те же документы. В этом случае всю информационную базу лучше иметь на своем персональном компьютере. Кроме того, при работе с базой тогда будет использоваться специализированная поисковая система, ориентированная именно на данную предметную область, в нашем случае — на правовую информацию. При удаленном же доступе поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу универсальности телекоммуникационных пакетов и специфики работы с удаленными информационными ресурсами.
С чисто финансовой точки зрения технологии удаленного доступа более удобны для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам.
В последнее время наибольшую популярность приобретает работа с информацией через Интернет. Работа в сети Интернет это, по сути, тоже использование удобной технологии удаленного доступа.
Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет. Все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. Также в сети Интернет можно найти несколько серверов государственных органов с правовой информацией в открытом доступе. Как правило, эти базы, в отличие от профессиональных СПС, содержат только некоторые ограниченные наборы документов в основном отдельных ведомств.
Доступ к правовым базам через Интернет имеет те же достоинства и недостатки, что и любой другой вид удаленного доступа. С одной стороны, использование Интернет позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика. С другой стороны, обстоятельная исследовательская работа с многократными повторными обращениями к одним и тем же документам, во-первых, может быть неэффективна из-за серьезной зависимости от работы телекоммуникационных сетей и, во-вторых, пользователь лишается ряда дополнительных сервисных возможностей, которые могут быть реализованы только при работе со специализированной программной оболочкой, установленной на своем компьютере или локальной сети.
Для профессиональной работы с российскими правовыми базами более удобен вид доступа - установка всей базы данных со специальной поисковой оболочкой на компьютер пользователя (или на его локальную сеть). Действительно, эти базы хоть и достаточно объемны (в среднем сотни тысяч страниц, или, что то же самое, сотни мегабайт информации), но вполне помещаются на жесткий диск обычного ПК. Специфика работы с правовой информацией такова, что пользователю приходится часами исследовать отдельные проблемы, просматривая десятки документов и возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же фрагментам. Естественно, это лучше делать, если вся информация находится на ПК пользователя, а не на удаленном сервере. Это более эффективно, чем многочасовое использование телефонных линий и с финансовой точки зрения, и из соображений экономии времени специалиста. Единственная проблема, в случае, когда весь банк данных располагается на компьютере пользователя, заключается в регулярной и оперативной актуализации банка данных. Если эта проблема эффективно решается сервисными службами, то иметь всю информацию на собственном ПК безусловно более удобно.
Если раньше, когда персональные компьютеры были очень маломощны, а их накопители информации имели крайне ограниченную емкость, удаленный доступ очень активно развивался, то в последние годы стала заметна тенденция стремительного развития ПК и устройств хранения информации: жестких дисков, CD-ROM и флэш карт и ряда других. При этом такие устройства также стремительно дешевеют, что делает их доступными для обычного пользователя. Поэтому все больше и больше информационных баз распространяется путем их полной передачи потребителю.
На практике существует несколько разновидностей передачи информации в базы, расположенные на компьютерах пользователей.
Во-первых, возможна передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя, то есть актуализация ИБ пользователя. После такой процедуры ИБ пользователя становится полностью идентичен эталонному банку разработчика. Этот вариант наиболее удобен, так как он позволяет передавать относительно малые объемы информации (только свежую информацию) и, соответственно, делать это оперативно и экономично. Передача свежих пополнений пользователю может происходить и на электронных носителях, и по телекоммуникациям, в зависимости от пожеланий потребителя.
Значительная часть пользователей сочетают эти две технологии. С одной стороны, на их компьютерах стоят полноценные СПС, информационные базы которых обновляются, например, раз в неделю. С другой стороны, для получения самых свежих документов пользователи изредка, по мере острой необходимости, обращаются на Интернет-сервер производителя СПС. По-видимому, в перспективе такое сочетание этих технологий и будет определять методику работы с СПС.
Заключение
Справочных правовых систем уже довольно много: «Гарант», «Юсис», «Кодекс», «КонсультантПлюс», база данных ИНИОН (AISON) и разрабатываются новые системы.
По своим функциям и структуре эти системы имеют много схожих черт:
— все они содержат довольно полно представленный банк данных по всем разделам законодательства РФ;
— являются открытыми и постоянно пополняются новыми документами;
— базы данных пользователя обновляются с удобной для пользователя периодичностью, так как кроме привычных форм передачи информации (почта, курьер) сейчас многим доступны электронная почта и выход в Интернет;
— как правило, все системы работают под управлением как MS-DOS, так и WINDOWS и хорошо документированы;
— каждая из систем позволяет осуществлять поиск документов разными методами, используя карточку реквизитов и словари по каждому реквизиту;
— в каждой системе предусмотрен набор операций для работы с отдельным документом и с текстом документа: просмотр документа строчка за строчкой от начала до конца; просмотр по разделам, главам и статьям; просмотр фрагментов, содержащих поисковый контекст;
— все системы позволяют извлекать фрагменты текста и перемещать их в редактор, работать с каждым документом не только в режиме просмотра, но и в режиме редактора;
— существует возможность перехода от документа к документу по ссылкам (гипертекстам);
— для путешествия по документам помимо ссылок предусмотрена еще и система закладок;
— информационные банки хорошо структурированы по тематическим разделам, и такой подход позволяет пользователю приобретать только разделы, необходимые для дела. Например, только банковское и финансовое законодательство. Это заметно отражается на стоимости «приобретения» и на затратах, связанных с его сопровождением.
Имеются, конечно, и отличия, а возможно, и недостатки, но каждый разработчик в условиях конкуренции стремится устранить недостатки и сделать свой программный продукт привлекательным для пользователя.
Каковы преимущества отдельных систем.
Семейство СПС «Гарант» включает девять универсальных и специализированных баз данных, содержащих актуальные документы с 1924 г., базы данных «Российское законодательство на английском языке», «Шестиязычный толковый словарь бизнеса и права», а также шестнадцать баз данных, посвященных законодательству субъектов федерации. СПС «Гарант» имеет мощную сеть распространения не только в России, но и за рубежом: в США, Великобритании, Израиле, а также через коммуникационную сеть Интернет.3
Справочно-информационная система «Юсис» содержит не только нормативные акты, но и научные комментарии к ним, выдержки из судебной, арбитражной и нотариальной практики. В пакет «Юсис» встроена система управления документооборотом, позволяющая регистрировать и учитывать документы, подготовленные с использованием «Юсис».
Удобство использования ПК “ЮСИС” в решении правовых проблем заключается в возможности вести дела так же, как на реальном рабочем столе: создавать документы, формировать подборки из обширного архива документов, делать авторизованные аннотации и закладки в документах. При этом обеспечивается полный цикл работы с правовой информацией: постановка и регистрация проблем в отдельных рабочих папках, сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой, регистрация окончательного решения по данной проблеме вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения, а также обмен информацией между отдельными рабочими папками.
Программный комплекс "ЮСИС" предназначен для депутатов всех уровней, сотрудников правоохранительных органов, руководителей и служащих предприятий и организаций, предпринимателей, учащихся юридических и экономических вузов, а также для широкого круга пользователей, интересующихся проблемами правовой информатизации в России.
По мнению независимых экспертов, ЮСИС - одна из лучших российских информационно-справочных систем. 4
Информационно-правовая система «Кодекс» — это огромная правовая библиотека, содержащая десятки тысяч документов по законодательству России, Финляндии, Эстонии и стран СНГ, региональное законодательство Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Алтайского края и других регионов. «Кодекс» не ограничивается лишь законодательными базами данных. Это еще и электронные дайджесты газет и журналов. В том числе «Экономика и жизнь», «Хозяйство и право», «Адвокат», «Законодательство и экономика» и др.5
Основные нормативные акты России по разделам Правовое регулирование бизнеса в России и Типовые контракты и деловые документы переведены на английский язык.
«КонсультантПлюс» содержит две группы разработок. Это системы по законодательству и системы поддержки принятия решений. Все они разработаны на основе единой программной оболочки. Баз данных по законодательству несколько. Это удобно в том смысле, что пользователь может выбрать необходимое: от основ законодательства до полного информационного банка законодательства РФ. Системы поддержки принятия решений ориентированы на конкретных специалистов, дополняя системы по законодательству. Например, «Консультант Бухгалтер» содержит еще и консультационную часть под названием «Вопросы и ответы». Система включает тысячи консультаций по применению законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета.
Качество и надежность программной технологии КонсультантПлюс постоянно подтверждается сертификацией Microsoft. На протяжении более 10 лет система КонсультантПлюс одной из первых в мире и первой среди российских справочных правовых систем проходила сертификацию на соответствие требованиям Microsoft Windows и получала соответствующие логотипы.6
В августе 2012 г. система КонсультантПлюс успешно прошла сертификацию корпорации Microsoft на совместимость с новой операционной системой Microsoft Windows 8.
Сертификат совместимости с Windows 8 подтверждает, что система КонсультантПлюс:
Таким образом, специалисты, которые используют систему КонсультантПлюс наряду с программным обеспечением Microsoft, могут быть уверены - система КонсультантПлюс работает стабильно и предоставляет современные возможности для надежной и эффективной работы со справочной правовой информацией.
Информация о сертификации системы КонсультантПлюс на совместимость с Windows 8 размещена на официальном сайте корпорации Microsoft.
Также КонсультантПлюс совместима с другими популярными операционными системами Windows 2000/XP/Vista/Windows 7.
Высокий уровень качества проектирования, разработки и обслуживания системы КонсультантПлюс подтвержден сертификатом ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008), полученным компанией "Консультант Плюс" в 2010 г.
База данных ИНИОН (AISON — Automated Information System on Social Sciences) — полнотекстовая информационная система по общественным наукам. В нее входят 14 баз данных по различным направлениям, в том числе по тематике «Государство и право». 7Информация содержится в базе в виде журнальных статей и тезисов, а также книг, монографий, сборников статей. Каждый документ описывается следующими реквизитами: международный номер, собственный код документа, номер документа в базе, код языка публикации документа, библиографические данные (автор, название и др.), код рубрики, ключевые поисковые слова и другие данные. Пользователь имеет возможность поиска в базе по ключевым словам, рубрикам, именам авторов.
Литература
1. Фукин И.А., Тишкина Л.Н. Информационные системы в юриспруденции. Казань, Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2004. – 100 с.