Информационные системы и технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ. 4
1.1 Понятие и классификация информационных систем 4
1.2 Информационная технология — главная составная часть информационной системы 8
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ТАМОЖНЕ 12
2.1 Информационные таможенные технологии: история развития, роль и место в управлении таможенными процессами 12
2.2 Роль и место информационных технологий в новой Концепции развития и таможенной службы на период до 2010 года 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные системы и технологии в таможенной службе.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

В настоящее время наблюдается  тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам телекоммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ.

Подобно тому, как железные и шоссейные дороги определяли экономику  начала века, инфраструктуру современной  экономики составляют телекоммуникационные технологии, обеспечивающие дистанционную  передачу данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Одна из наиболее важных тенденции в их развитии — это процесс слияния локальных, местных и глобальных компьютерных сетей, который существенно влияет на масштабность экономических процессов, деятельность корпораций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Зарубежные специалисты  выделяют 5 основных тенденций развития ИТ:

1.  Первая тенденция  связана с изменением характеристик  информационного продукта,  который все больше превращается в гибрид между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю ПК.

2.   Отмечаются способность  к параллельному взаимодействию  логических  элементов  ИТ,  совмещение  всех  типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

3.  Прогнозируется ликвидация  всех промежуточных звеньев на  пути от источника информации  к ее потребителю, например становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

4.   В качестве ведущей  называется тенденция к глобализации  информационных технологий в  результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет, благодаря чему люди могут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты.

5.   Конвергенция рассматривается  как последняя черта современного процесса развития ИТ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

Глава 2. Информационное обеспечение управления на таможне

2.1 Информационные  таможенные технологии: история  развития, роль и место в управлении  таможенными процессами

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

Таможенная информация характеризуется  большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения  многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает  ее в зависимости оттого, для какой  задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством  относительности.

Одной из первых форм обмена экономической информацией была так называемая немая торговля, которая  встречалась в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в  нежелании входить непосредственные отношения с иностранцами (иноплеменниками), к которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии. Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису: «Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга».

Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших  дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия. Такой символ носили вначале фараоны, а затем жрецы Древнего Египта. Изображения змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца - цикличность  развития жизни на Земле. На каждом этапе этих циклов времени мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров.

В интересах отличия образов  «своих» товаров от «чужих» человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или  вещи отдельной группе людей или  отдельному лицу. К числу таких  знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном  мире мы видим уже в качестве электронной  цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр. По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы (т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин). Там же

Стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического  инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической оценкой. Одной из древнейших «информационных таможенных систем» является таможенный закон в виде памятника, обнаруженного в XIX веке в Пальмире (Сирия). Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука.

Со временем на смену законодательным  документам, представленным в виде монументальных «информационных систем», приходят бумажные носители (на основе книгопечатания), появляются технологические  процессы таможенного оформления и  таможенного контроля. Появляются первые списки товаров, сгруппированные по методикам, характерным для каждой страны. Это видно на примере Таможенной Белозерской грамоты от 21 мая 1497 г., где дается представление о  номенклатуре товаров, которыми торговали  на рынках. В этом документе впервые  отражена ставка пошлины на товары. В конце XVI века усложняется процесс  информационного наполнения товара, в интересах наблюдения за внешнеторговыми  потоками создается номенклатура товаров  с классификацией их по категориям. Появление и развитие в 80-х гг. XIX века теории научного управления дало толчок к систематизации вопросов управления в таможенном деле на базе анализа имеющейся информации о внешнеэкономических процессах.

Так уже в начале 80-х  гг. XX века в наиболее развитых странах  мира таможенные службы были вынуждены  ускоренными темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств и локальных сетей  к созданию корпоративных информационных систем управления. Например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS (Automated Commercial System}. ACS - очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны {кроме США), 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме. Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных. Файлы системы ежемесячно возрастают на более чем 500 тыс. записей, и 3 млн. уже существующих записей требуют ежедневной модификации.

В конце 80-х гг. во Франции  была разработана и использована в таможенной службе информационная система SOFIX. Эта система реализует следующие функциональные принципы таможни: ведение манифестов (общего документа на товар, перемещаемый одним транспортным средством); декларирование товаров на импорт и экспорт; заведение информации, необходимой для составления декларации; управление таможенными складами; автоматический подсчет сборов и пошлин; ведение товарной номенклатуры; ведение тарифного регулирования для каждой позиции товарной номенклатуры; ведение и актуализация таблиц нормативно-справочной информации.

В настоящее время таможни  США и Канады получают и обрабатывают электронным способом соответственно 95 и 85% деклараций, а в Австралии  и на Филиппинах 98% операций таможенного  оформления и контроля осуществляется в безбумажной форме.

Основной задачей информационных таможенных технологий является управление информацией внутри таможенной системы  в интересах повышения эффективности  таможенного оформления и контроля, создания максимально благоприятных  условий для участников внешнеэкономической  деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил. Магистральным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском. Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе (ТК) Российской Федерации есть отдельная глава, посвященная информационным технологиям. Ни в одном другом кодексе подобной главы нет. Новый ТК создал правовую базу, позволяющую использовать новые формы таможенного оформления и контроля для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования и практики управления рисками. Статья 124 ТК Статья 124 п.1 «Декларирование товаров производится путем заявления таможенному орган в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной и конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.» Таможенный кодекс Российской Федерации М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256 с. (Серия «Кодексы и законы») Стр. 86 оговаривает возможность декларирования электронным способом Статья 11 п.3: «Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе». ФЗ об информации, информационных технологиях и о защите информации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 (правовая база Консультант-плюс. Принципиально значимой для развития информационных технологий в ТК является Глава 40, которая оговаривает порядок использования информационных систем и информационных технологий в таможенном деле.

Так, таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Эффективность регулирования и  управления торговыми отношениями  всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.

2.2 Роль и место  информационных технологий в  новой Концепции развития и  таможенной службы на период до 2011 года

В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2011 г.23 определен ряд приоритетных задач, которые должны быть решены с целью определения наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации:

- повышение качества таможенного  регулирования, способствующее созданию  условий для привлечения инвестиций  в российскую экономику, поступлений  доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной  собственности и максимальное  содействие внешнеторговой деятельности;

- совершенствование таможенного  администрирования, в том числе  развитие системы управления  рисками на основе осуществления  таможенных процедур в соответствии  с международными стандартами,  основанными на последних достижениях  в области информационных и  управленческих технологий;

- укрепление взаимодействия  с российскими, зарубежными и  международными органами и организациями  в борьбе с терроризмом, контрабандой  оружия, наркотиков и контрафактной  продукцией, а также при обеспечении  экономической, экологической и  радиационной безопасности.

Для реализации указанных  задач, в особенности при совершенствовании  таможенного администрирования, Концепция  развития таможенных органов предусматривает  максимально широкое использование  информационных технологий, в частности :

- внедрение новых информационно-технических  средств обеспечения деятельности  таможенных органов Российской  Федерации;

- создание единой межведомственной  автоматизированной системы сбора,  хранения и обработки информации  при осуществлении всех видов  государственного контроля, в том  числе сопряжение баз данных  налоговой службы и таможенных  органов Российской Федерации;

- создание операционного  центра для обработки информации  и принятия решений;

Информация о работе Информационные системы и технологии