Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:09, реферат
Целью работы является рассмотрение понятия и сущности информационного потенциала общества, определение его места в становлении и развитии информационного общества.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:: изучение сущности и видов информационных ресурсов общества, изучение рынка информационных продуктов и услуг.
Подготовка и оказание информационных услуг включает в себя:
2.1. Назначение информационного рынка
Для использования традиционных продуктов и ресурсов их потребителям необходимо знать следующее: где находятся эти ресурсы, какова их стоимость, кто ими владеет, кому они необходимы и насколько они доступны.
При использовании информационных продуктов и ресурсов возникают те же самые вопросы. Ответы на них можно получить при существовании информационного рынка.
Информационный рынок (рынок информационных продуктов и услуг) представляет собой систему организационных, экономических и правовых отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Рынок информационных продуктов и услуг характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, механизмами и условиями их предоставления, ценами на них. В отличие от торговли обычными товарами, которые имеют материальную вещественную формы, на информационном рынке предметом обмена или продажи являются информационные технологии, информационные системы, патенты, лицензии, инженерно–технические услуги, товарные знаки, различная информация и другие информационные ресурсы.
В современном обществе основной источник информации для информационного обслуживания - базы данных. Они взаимосвязывают потребителей и поставщиков информационных услуг, отношения между ними, условия и порядок покупки и продажи информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг выступают:
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. [4, с. 199]
Формирование устойчивого рынка информационных услуг началось с середины 50–х гг. ХХ века. Основными поставщиками информационных услуг в то время были: информационные службы научно–технических, академических и профессиональных обществ, учебных заведений и государственных учреждений. Основными потребителями были специалисты и ученый в научно-технической сфере.
С начала 60–х гг. XX в. наряду с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60–х гг. до середины 70–х гг. XX в. из-за широкого применения компьютерной техники одним из главных видов информационных услуг стали базы данных, которые содержали различную информацию по всем отраслям знаний.
В середине 70–х гг. XX в. началось создание глобальных и национальных сетей передачи данных. Здесь ведущим видом информационных услуг становится диалоговый поиск информации в базах данных, удаленных от пользователя.
Начиная с 80–х гг. XX в. информационная индустрия приобретает все большее влияние на социальную и экономическую жизнь общества. [4, с. 188]
2.3. Структура информационного рынка
Информационный потенциал общества составляет совокупность условий, методов и средств, позволяющих использовать информационные ресурсы. Он включает в себя весь индустриально–технологический комплекс производства современных методов и средств передачи и обработки информации и сеть учебных, научно–исследовательских, коммерческих, административных и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на основе современной информационной технологии.
Инфраструктура информационного рынка представляет собой совокупность секторов. Каждый из этих секторов объединяет группу организаций или людей, предлагающих схожие информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения об инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг.
Инфраструктуру этого рынка можно представить в виде пяти секторов:
Однако, в этой инфраструктуре нет трех основных аспектов, характерных для информационного общества:
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
Итак, выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1–й сектор – деловая информация. Состоит из следующих частей:
2–й сектор – информация для специалистов. Включает в себя следующие части:
3–й сектор – потребительская информация. Включает в себя следующие части:
4–й сектор – услуги образования. Содержит все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция представляется в некомпьютерном или компьютерном виде: методические разработки, учебники, развивающие компьютерные игры, практикумы, методики обучения, компьютерные обучающие и контролирующие системы и др.
5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства. Содержит следующие части:
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
Рынок информационных продуктов и услуг, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается. Значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг. Под ним понимают торговлю, посредничество и производство информационных продуктов и услуг.
К функциям информационного бизнеса относятся: [4, с. 203]
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности ставит вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В России по этому вопросу принят ряд законов, постановлений и указов. Среди них: [6, с. 25]
Рассмотрим базовые положения ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Этот закон является основным юридическим актом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативно-правовых законодательных документов для успешного развитии информационного общества. С его помощью частично удалось решить ряд проблем правового регулирования на рынке информационных продуктов и услуг.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: [1]
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация трактуется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.