Информационный потенциал общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 05:48, реферат

Краткое описание

Переход к информационной экономике потребовал ревизии существующих представлений о потенциальных возможностях того или иного общества. Оценка таких возможностей — потенциала общества на данной стадии развития—для индустриального общества производится на основании оценки его материальных ресурсов, производственных отношений и производительных сил, развития науки и техники. Для анализа возможностей постиндустриальной фазы развития система оценок в обязательном порядке должна включать в себя оценку информационного потенциала, важнейшими составляющими которого являются не только информационные ресурсы, технологии и функционалы, реализуемые этими технологиями, но и готовность общества принимать и повсеместного применять их в практической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.00 Кб (Скачать файл)

 

Информационный потенциал общества

Переход к информационной экономике потребовал ревизии существующих представлений о потенциальных возможностях того или иного общества. Оценка таких возможностей — потенциала общества на данной стадии развития—для индустриального общества производится на основании оценки его материальных ресурсов, производственных отношений и производительных сил, развития науки и техники. Для анализа возможностей постиндустриальной фазы развития система оценок в обязательном порядке должна включать в себя оценку информационного потенциала, важнейшими составляющими которого являются не только информационные ресурсы, технологии и функционалы, реализуемые этими технологиями, но и готовность общества принимать и повсеместного применять их в практической деятельности.

Информационный потенциал — это накопленный и активно использующийся информационный ресурс общества вкупе с методами, технологиями, инструментальными средствами реализации и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств и методов должны быть включены не только средства и возможности техносферы, но также средства, методы и общественно-социальные структуры, способствующие зарождению, развитию и воспроизводству инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Информационный потенциал обеспечивает необходимый уровень информированности и информативности членов общества, т.е. способность искать, обрабатывать, обобщать, передавать и хранить информацию. Наряду с техническими средствами этот компонент включает в себя умения, навыки, знания, опыт и духовное начало носителей и работников информации. На рис. 20.4 показаны основные составляющие информационного общества и аспекты, из которых может складываться оценка информационного потенциала.

В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в производстве и применении ИТ и накопленной информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста, а также в создании большего информационного богатства (информационных продуктов и услуг). Ограничивающими факторами здесь выступают скорость обработки огромных объемов информации и возможность ее превращения в научное знание. Тех-нологизация общества и автоматизация управленческих, производственных и информационных процессов призвана не только обеспечивать потребности этого общества в товарах и услугах, включая информационные, но и более эффективно использовать энергию, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование, информация знания), а главное — экономить социальное время, необходимое для реализации этих потребностей.

Опыт развитых стран показывает, что именно совокупность и развитый рынок высоких технологий, использующих самые современные достижения науки и техники, их распространение внутри страны и продвижение на внешние рынки дают этим странам заметное экономическое преимущество и социальную стабильность. На этом основании информационный потенциал можно представить как сформированное в формализованном виде и конкретных проектных формах (т.е. пригодное для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее наиболее рациональным образом организовать процессы создания информационных продуктов и услуг. При этом результат оценивается по совокупной экономии затрат труда, энергии, материальных и информационных ресурсов, необходимых для реализации этих процессов.

Структура оценки информационного потенциала должна содержать не только экономические, технические и технологические показатели, но правовые и социальные характеристики общества на конкретном этапе развития.

Эти показатели должны отражать, в какой степени:

? информационные технологии  позволяют активизировать и эффективно  использовать материальные и  информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее  важным стратегическим фактором  его развития. (Опыт показывает, что  активизация, распространение и  эффективное использование ИР, включая  научные знания, открытия, изобретения, создание технологий, позволяет  получить существенную экономию  не только материальных ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования), но  и человеческих ресурсов и  социального времени);

? компьютерные технологии  позволяют оптимизировать и автоматизировать  информационные процессы, которые  в последние годы занимают  все большее место в жизнедеятельности  человеческого общества (Хорошо  известно, что развитие информационной  экономики и становления информационного  общества приводит к тому, что  объектами и результатами труда  большинства занятого населения  становятся не материальные ценности, а главным образом информация  и знания.);

? информационные процессы  являются элементами управленческих, производственных или социальных  процессов (Очень часто ИТ выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий — при этом они реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Примерами могут быть: использование информационных процессов в системах автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибких автоматизированных и роботизированных производствах, автоматизированных системах управления технологическими процессами, ИС персонального учета граждан, системах медицинского обслуживания населения и т.д.);

? важна роль информационных  технологий и систем в обеспечении  информационного взаимодействия  между отдельными людьми, между  людьми и государственными структурами, людьми и бизнесом, а также  в системах подготовки и распространения  массовой информации (Все более  широко используются системы  электронных коммуникаций взаимодействия  распределенных предприятий, электронная  и голосовая почта, факсимильная  передача информации, мобильная связь. Эти средства становятся частью культуры общества.).

Показатели структуры оценки информационного потенциала должны также отражать, в какой степени:

? информационные технологии  участвуют в процессе интеллектуализации  общества, развития его системы  образования и культуры (Во всех  развитых странах компьютерная, телевизионная и телекоммуникационная  техника, учебные программы на  оптических дисках, мультимедиа  технологии и технологии дистанционного  обучения становятся привычными  атрибутами высших учебных заведений  и системы начального и среднего  образования. Использование обучающих ИТ — эффективный метод для систем самообразования членов общества любых возрастов и любого уровня подготовленности. Мультимедийные технологии стали технической основой нового направления в искусстве — виртуального полифонического искусства, создания виртуального пространства.);

? информационные технологии  играют роль в процессах извлечения  и накопления новых знаний (Появляются  новые методы, основанные на использовании  технологий информационной поддержки  науки. Это методы информационного моделирования, позволяющие проводить вычислительный эксперимент, и методы искусственного интеллекта, помогающие находить решение плохо формализуемых задач или задач с динамично изменяющимися исходными данными. Логика поиска решения таких задач приближается к процедурам, используемым человеческим мозгом. Методы компьютерной 3D-графики позволяют образно представить различные математические описания и закономерности.);

? методы информационного  моделирования глобальных процессов  в сочетании с методами космического  информационного мониторинга и  применения технологий мобильных  агентов в поисковых системах  могут обеспечить возможность  прогнозирования кризисных ситуаций  в регионах повышенной социальной  и политической напряженности, в  районах экологических бедствий, местах природных катастроф и  техногенных аварий. (В настоящее время развивается новое направление — эволюционная информатика. Оно направлено на создание интеллектуальных технологий для решения задач глобального моделирования сложных природных явлений и технических систем на основе эволюционного подхода.);

? информационные технологии  и ресурсы стали необходимыми  элементами бытия и способствуют  решению правовых и этических  проблем, а также развитию всего  общества в целом.

В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать степень комфорта применения технологий и экономию социального времени. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере ИТ.

 

 

Авторское право

Перевод

Авторское право

Авторское право

 
       

АВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда — возникло прежде всего в отношении произведений литературы в связи с усовершенствованием книгопечатания в XV в. Гутенбергом. Впоследствии оно было распространено на другие произведения искусства и науки: музыкальные произведения, произведения изобразительных искусств, фотографии. Техника продолжает создавать новые области авторского права: кино, радио. 
               Значение авторского права в издательстве заключается в следующем. Необходимым условием нормального развития всякого издательства является защита от перепечаток; эта защита основывается на авторском праве. Конкуренция добросовестных издателей с издательствами, занимающимися перепечатками, экономически невозможна, потому что первоиздатель: 
               1. уплачивает вознаграждение автору, 
               2. несет риск выпуска книг, к-рые могут и не получить распространения. 
               Перепечатки возможны без уплаты авторского гонорара, поэтому перепечатанная книга будет стоить гораздо дешевле; кроме того перепечатывать можно одни лишь ходкие книги, обеспеченные распространением. Защита издателей против перепечаток шла сначала путем предоставления издательствам органами власти привилегий печатать то или иное издание. Чаще всего такие привилегии выдавались типографщикам и издателям. Но выдавались они и авторам: древнейшая из известных нам привилегий была выдана 3 января 1491 юристу Петру Равенскому, магистру канонического права, на издание его сочинения «Феникс». 
               С течением времени привилегия изменила свой смысл и превратилась в разрешение на издание. Такие разрешения давались ограниченному кругу лиц — издателей-монополистов (Англия, Франция). Возникшая отсюда эксплоатация авторов и стесненное положение части издателей, боровшихся с издателями-монополистами, создали идею о том, что автору принадлежат «естественные» права на его произведения, а издатель может получить свои издательские права только от автора. Вместо защиты продукта авторского труда начали защищать самое творчество автора. Признавая права за авторами, издательства вместе с тем получили возможность приобретать эти права по договорам от авторов и на этих договорах основывать свою защиту от перепечаток. Так. обр. в отношении интересов издателей смысл признания авторского права сводится к защите издательств от недобросовестной конкуренции. В отношении же интересов общества смысл признания авторского права заключается в создании экономических условий, благоприятствующих развитию литературы, науки, искусства путем защиты имущественных и не-имущественных интересов автора. 
               В дореволюционной России авторское право рассматривалось первоначально с точки зрения цензуры (ценз. устав 22 апр. 1828) и как право собственности сочинителей, переводчиков и издателей (закон 8 янв. 1830). Лишь закон от 20 марта 1911 изменил положение. Это был в то время один из наиболее совершенных буржуазных законов об авторском праве. Во главу угла этот закон ставил интерес автора, устанавливая длинный срок действия авторского права (50 лет после смерти автора-писателя) и не создавая средства воздействия на автора и его наследников в общественных интересах. 
               Революция 1917, не отменяя этого закона, тотчас же после Октябрьского переворота поставила на первом месте общественный интерес, установив порядок признания научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием (С. У. 1918, № 85, ст. 900). На основе этого декрета было объявлено монополией государства право издания классиков. Тем же декретом было запрещено издавать при жизни автора без его согласия произведения, государственным достоянием не объявленные. В 1919 (С. У., № 51, ст. 492) были объявлены недействительными договоры о приобретении в полную собственность авторских прав. В это время авторы стали получать вознаграждение за свой труд по тарифу Профсоюза работников просвещения. С возникновением нэпа авторское право было признано одним из основных частных имущественных прав граждан РСФСР (Пост. 3-й Сессии ВЦИКа 9-го созыва от 22 мая 1922). В 1925 был издан общесоюзный закон об основах авторского права (С. З. СССР 1925, № 7, ст. 67). Этот закон был изменен 16 мая 1928 постановлением ЦИКа и СНК СССР о введении в действие Основ авторского права в новой редакции (С. З. СССР 1928, № 27, ст. 246). 
               Защита прав автора в советском государстве имеет следующие основания: 
               Труд автора не может быть оценен тотчас же после того, как исполнен. Книга может привлечь внимание читателя, получить распространение среди читательских масс и обогатить издателя. Оказалось бы, что творчество автора неосновательно обогатило издателя, а сам автор не получил достаточной оплаты своего труда. Средством для того, чтобы оплата авторского труда была связана с мерой внимания, уделенного труду автора читателем, является признание за автором исключительного права всеми законными способами распространять и воспроизводить свой труд. Законодатель устанавливает правило, по к-рому связь между автором и его произведением не подлежит разрыву. Так. обр., если произведение писателя получает широкое распространение, то оплата труда писателя издательством не может быть сведена к произвольно определенной вперед денежной сумме. Оплата труда писателя должна быть установлена договором в неразрывной связи с числом печатаемых экземпляров издания. Смысл установления авторского права с этой стороны сводится в первую очередь к защите имущественного интереса автора, к предоставлению ему возможности получить дополнительно ту оплату его труда, к-рая не может быть учтена до выпуска произведения в свет. С этой точки зрения авторский гонорар приближается к заработной плате. Во вводном законе к Основам авторского права от 16 мая 1928 устанавливается порядок взыскания вознаграждения, причитающегося авторам за полное или частичное отчуждение их исключительного права, наравне с зарплатой. Приравнение к зарплате авторского гонорара полностью проведено для случаев обращения кредиторами взыскания на авторский гонорар. Этим установлена новая черта в самом подходе законодательства к авторскому праву, в резкое отличие от приравнения авторского права к праву собственности. 
               Связь автора с его произведением имеет еще другой, не-имущественный смысл. Законодатели защищают авторов против искажения произведений. Такие искажения могут последовать и со стороны издателей и со стороны других авторов, пользующихся выпущенными в свет произведениями в своих собственных интересах. Имущественный интерес автор может защищать от нарушений иском об убытках, не-имущественный — в уголовном порядке. 
               Охрана авторских прав от нарушений допускается лишь не в ущерб интересам общества. Противоречия между интересами авторов и интересами общества определяют собой меру исключительности прав автора. 
               Первое ограничение заключается в срочности авторского права. Право автора на извлечение имущественных выгод из своего произведения заранее ограничивается законодателем. Пост. ЦИКа и СНК СССР 30/I 1925 установило срок авторского права в 25 лет для каждого произведения в отдельности. По истечении 25 лет жизни произведения права автора на это произведение падали. Для наследников автора было введено еще второе ограничение: их право не могло существовать долее 15 лет после смерти автора. Создавалась необходимость точной регистрации дня появления произведения в свет для внесения ясности в вопрос о том, имеет ли автор право на свое произведение. 16 мая 1928 этот способ исчисления оставлен. За автором признается право на все его произведения, когда бы они ни вышли в свет. К наследникам после смерти автора авторское право переходит на 15 лет на все произведения. 
               Вторым ограничением исключительности прав автора является выкуп авторских прав государством. Если произведение получило общественное значение, благодаря к-рому оно уже не может рассматриваться как предмет частного права автора, государство может в принудительном порядке закрепить за собой право на воспроизведение и распространение произведения. Автор или его наследники получают от государства денежное вознаграждение. Порядок выкупа авторских прав установлен Основами 30/I 1925. Закон об авторском праве РСФСР от 11 октября 1927 кроме выкупа авторских прав устанавливал еще национализацию («переход в государственное достояние») произведений, имеющих государственное или общественное значение. В этом случае речь идет уже не о передаче (в принудительном порядке) автором государству признаваемых за автором прав, а об установлении монополии государства на издание произведений (или произведения) автора. Такая монополия может быть бессрочна. Она не связана со сроком существования авторского права и прекращается лишь по постановлению того органа, к-рый имеет право ее устанавливать. В Основах 1925 и 1928 о признании произведений государственным достоянием упоминаний не имеется. 
               Третье ограничение исключительности интересов автора заключается в содержании, составе авторского права, установленном законодателем. Авторское право на литературное произведение может заключать в себе право перевода на другие яз., право переделки повествовательного произведения в произведение, предназначенное для публичного исполнения, и т. д. В отношении произведений драматических в состав авторского права может быть включено право запрещать публичное исполнение и т. д. Развитие авторского права в буржуазных государствах направляется в сторону расширения состава авторских прав. Наши Основы 30/I 1925, а затем и 16/V 1928 ограничили меру исключительности авторского права по содержанию его следующим образом. В состав авторского права не включено право перевода. У нас установлена свобода переводов, причем автором перевода признается переводчик. Автор переведенного произведения не имеет права на перевод. В отношении переделок повествовательных произведений в драматическую и кино-форму Основы 1925 указаний не содержали. Основы 1928 включили это право в состав прав автора. В отношении произведений, предназначенных для публичного исполнения, до 16 мая 1928 был установлен такой порядок, что пьеса, раз поставленная в каком-либо театре или же опубликованная в печати, могла быть поставлена и в других театрах без разрешения автора, но с уплатой ему поспектакльного вознаграждения по установленным ставкам. Благодаря этому были невозможны договоры между автором и театром о постановке пьесы только в одном театре, избранном автором. После введения в действие Основ 16/V 1928 такое положение сохранилось лишь в отношении напечатанных пьес. До тех пор пока пьеса не вышла из печати, всякий театр может поставить ее только лишь с разрешения автора. Одновременно введено правило, по к-рому театры не вправе вносить изменений в текст пьесы, принятой к постановке, без разрешения автора. Договоры между авторами произведений, предназначенных для публичного исполнения, и зрелищными предприятиями, по Основам 16 мая 1928, принудительно регулируются законом как договоры издательские. 
               Переход авторского права по наследству имеет следующие особенности: 
               Авторское право не является имуществом и очень трудно поддается оценке. Суммы, получаемые писателем от издания его литературных трудов, хотя и могут представлять собой ежегодный доход, лишены устойчивости. Расходимость книги является следствием целого ряда обстоятельств, независящих от воли автора и издателя. Попытка капитализировать неполученные суммы авторского вознаграждения на основании данных о расхождении книги в прошлом была бы неправильна. Так. обр. первая особенность заключается в невозможности оценки авторских прав при оценке наследственной массы. По нашему законодательству такая оценка исключается. 
               Вторая особенность заключается в том, что авторское право является правом личным. Другим лицам, в том числе и наследникам, личные права автора не могут быть переданы. Однако некоторая сумма личных прав автора признается законом, в том числе и нашим, за наследниками. Это основано на предположении (не всегда правильном), что наследники лучше других могут судить, как использовал бы автор в том и другом случае свое личное право. В последнее время выдвигается мысль о предоставлении некоторой доли личных прав автора после его смерти не наследникам, а литературным опекунам, — например соответствующим общественным организациям. 
               Срочность авторского права для наследников устанавливается особо (у нас — 15 лет после смерти автора). 
               Наконец авторское право, по нашему законодательству, может перейти по наследству только однажды: со смертью последнего из наследников авторское право прекращается. 
               Отчуждение авторских прав по нашему законодательству допускается как по завещанию, так и по договору. Договор должен быть письменный, условия использования отчуждаемого авторского права должны быть в точности указаны в договоре. 
               Отчуждение имеет пределы в самой сущности авторского права. Отчуждение личных прав ограничено их личным характером. Напр. нельзя продать другому лицу право выпустить произведение под именем приобретателя, а не под именем действительного автора. Можно было бы сказать, что имущественные права автора допускают отчуждение, а не-имущественные не допускают. Однако при этом следует учитывать, что установить точно разграничение имущественных и не-имущественных прав затруднительно. Часто права авторов двусторонни, имея и имущественное и не-имущественное значение. 
               Основы 16 мая 1928 вступили на путь законодательного регулирования издательского договора. Ранее взаимоотношения между автором и издателем определялись соглашением между ними. В силу экономического неравенства сторон на самом деле условия издательского договора в массе случаев определялись односторонне издательством. По закону 16 мая 1928 союзным республикам было предложено установить нормы, регулирующие издательский договор на литературные произведения, в частности: обязательное содержание договора, предельный срок его действия, минимальный размер гонорара при определенном тираже, а также предельный срок, в течение к-рого должно быть выпущено — единовременно или частями — все обусловленное договором издание. Так. обр. уже в общесоюзном законе были перечислены все основные моменты, к-рые должны быть внесены в издательский договор и внесением к-рых устраняется большинство недоговоренностей в отношениях между авторами и издательствами. Практически это значит, что и сроки действия издательского договора и ставки авторского гонорара устанавливаются соглашением сторон, но не могут выйти из пределов, определенных законодательством союзных республик. 
               Международная защита авторских прав может производиться лишь на основании особых соглашений Союза ССР с иностранными государствами и лишь в пределах таких соглашений. Условием признания авторского права является выход произведения в свет на территории СССР; поскольку произведение не появилось в свет — нахождение его на территории СССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме. Гражданство автора в этом отношении значения не имеет. Но если произведение появилось в свет (или находится) за границей, авторское право на это произведение признается нашим законодательством лишь в случае, когда автор состоит в гражданстве СССР, и лишь в отношении самого автора и его наследников, но не правопреемников.

 

 

 

 

Соблюдение лецензионных соглашений

ВВЕДЕНИЕ

Международные лицензионные соглашения предусматривают обмен (торговлю или предоставление права временного пользования) научно-техническими знаниями в виде патентов, лицензий, ноу-хау, товарных знаков, промышленных образцов на период до 20 лет. Через международную торговлю патентами и лицензиями реализуются изобретения, передовая производственная технология, технические знания и опыт. Данная торговля основывается на защите авторского права и охране изобретений при помощи патентного законодательства, которое обеспечивает патентовладельцу или владельцу лицензии право на использование. В лицензионных соглашениях предусматривается передача прав от лицензиара к лицензиату на производственные, научные, управленческие и прочие технологии, а также оплата (технологическая рента) доступа к их хозяйственному использованию, на способ организации бизнеса по данным технологиям. Платеж осуществляется либо в форме роялти (процентные отчисления от объема продаж), либо в форме единовременного суммарного платежа, либо в комбинированном виде — первоначальный платеж и последующий платеж в виде роялти.

 

1. Понятие интеллектуальной  собственности

Выделение операций по торговле правами интеллектуальной собственности в самостоятельную группу связано с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.

Как показывает международный опыт, экономический рост промышленно развитых стран на 80—95 % обеспечен высоким уровнем научно-технического развития, значительными расходами на НИОКР и эффективностью использования полученного в ходе их выполнения интеллектуального продукта.

Наиболее широкое определение интеллектуальной собственности дает Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая 14 июля 1967 г. в Стокгольме. Статья 2 Конвенции включает в понятие интеллектуальной собственности «все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Объектами права интеллектуальной собственности, в соответствии с положениями Конвенции, являются:

• литературные, художественные произведения и научные труды;

• исполнительская деятельность артистов, фонограммы и

радиопередачи;

• изобретения во всех областях человеческой деятельности;

• научные открытия;

• промышленные образцы;

• товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения;

• пресечение недобросовестной конкуренции. [1, c.134]

Данные объекты отличаются характером интеллектуального продукта - результата творческих усилий личности или коллектива, воплощенного в разных формах в зависимости от способа и условий его создания. Общим для всех объектов интеллектуальной собственности является требование новизны.

Информация о работе Информационный потенциал общества