Носителем информации может
быть любой объект, с которого возможно
(но не обязательно) чтение имеющейся (записанной)
информации.
Зачастую сам носитель информации
помещается в защитную оболочку, повышающую
его сохранность и, соответственно, надёжность
сохранения И (к примеру: бумажные листы
— в обложку, микросхему памяти — в пластик
(смарт-карта), магнитную ленту — в корпус
и т. д.).
Носители информации в быту,
науке (библиотеки), технике (скажем, для
нужд связи), общественной жизни (СМИ) применяются
для:
передачи (распространения)
создания произведений компьютерного искусства
Классификация носителей
волново-полевые (звуковые, электромагнитные и проч. волны)
вещественно-предметные (книги, письма, археологические и палеонтологические находки, аппаратные запоминающие устройства)
биохимические (ДНК, РНК и т.д.)
естественные (свет звёзд, несущий
информацию о химическом содержании их
атмосфер; кости динозавров, несущие информацию
об их размерах; метеориты)
искусственные (лист бумаги
с пробитыми по определённому правилу
отверстиями, несущий закодированный
текст; радиоволны, излучённые антенной
станции дальней космической связи, несущие
команды для космического робота)
основные: источник информации
(источник и т.п.)и получатель информации
(получатель и т.п.);
промежуточные (вспомогательные
и т.п.): линии связи и их элементы, включая
антенно-фидерные устройства и элементы,
преобразователи (акусто-электрические,
электроакустические, электромагнитные
и т.п.);
функциональные, как санкционированные
элементы систем и линий связи;
паразитные, как несанкционированные
элементы систем и линий связи, которые
могут быть элементами каналов утечки
информации;
общего (широкого) назначения
(скажем, бумага);
специализированные (например — только для цифровой записи);
По количеству циклов записи:
для долговременного хранения
(прекращение выполнения функции носителя
обусловлено обстоятельствами случайными);
для кратковременного хранения
(прекращение функции обусловлено процессами
закономерными, приводящими к неизбежной
деградации носителя);
В общем случае границы между
этими разновидностями носителей довольно
расплывчаты и могут варьироваться в зависимости
от ситуации и внешних условий.
Распространение информации
- это процесс предоставления информации,
имеющейся в информационно-поисковой
системе, потребителям информации. Основными
способами распространения информации
являются:
1) публикация в периодических
печатных изданиях;
2) передача информации по радио
и телевидению;
3) переписка, телефонные переговоры,
почтовые, телеграфные и иные сообщения;
4) размещение в публичных для
посещения граждан местах;
5) размещение на электронных
информационных ресурсах;
6) передача через электронные
информационные ресурсы;
7) оглашение на международных,
зарубежных и открытых конференциях, совещаниях,
симпозиумах;
8)демонстрация в кинофильмах;
9)экспонирование в музеях, выставках,
ярмарках и т.д.
7. Документальные источники
информации
Под "источником научной
информации" понимается документ, содержащий
какое-то сообщение, Документальные источники
содержат в себе основной объем сведений,
используемых в научной, преподавательской
и практической деятельности.
Все документальные источники
делятся на первичные и вторичные. В первичных
документах и изданиях содержатся, как
правило, новые научные и специальные
сведения Их получают способами наблюдения,
эксперимента, интервью. Достоинствами
первичной информации являются высокая
надежность собранных данных, недостатками
- значительные стоимостные и временные
затраты на ее получение. Во вторичных
документах содержатся результаты аналитико-синтетической
и логической переработки первичных документов.
Достоинствами вторичной информации являются
быстрота получения, возможность анализа
альтернативных источников, дешевизна
сбора и достоверность информации, недостатками
- быстрая устареваемость, несоответствие
информации поставленной цели исследования
и возможная предвзятость учреждений.
Оценка документальных
источников информации включает
в себя такие критерии, как
полнота и достоверность данных,
сроки их опубликования, наличие
теоретических обобщений и критических
материалов, реальность их получения.
8. Неопубликованные материалы как источник
информации
К неопубликованным документам, собираемым
и хранящимся в фондах научно-технических
библиотек и органов НТИ. относятся материалы,
которые создаются в процессе работы различных
организаций, научно-исследовательских
учреждений и остаются в рукописи, либо
тиражируются в небольшом количестве
экземпляров. Особая ценность неопубликованных
документов обусловлена их достоверностью,
точностью и полнотой содержащихся в них
сведений, актуальностью и оперативностью.
К неопубликованым материалам могут
относиться:
- научно-технические отчеты;
- переводы;
- диссертации и авторефераты к ним;
- описание алгоритмов и программ;
- проекты и сметы;
- депонированные рукописи;
- чертежно-конструкторская документация;
- материалы конференций, совещаний, семинаров;
- информационные карты;
- аналитические обзоры;
- акты государственных испытаний;
- описания рацпредложений;
- паспорта изделий;
- материалы выставок;
- протоколы экспериментов;
- изыскательская документация;
- лабораторные журналы;
- маршрутные карты;
- заявки на изобретения;
- промышленные образцы и товарные знаки;
- лицензионные договоры;
- карты технического уровня и качества и т.п.
Резкой границы между опубликованными
и неопубликованными документами нет.
Это позволило ввести в научный оборот
термин "промежуточные" формы публикации.
К ним относится, к примеру, препринт -
опережающий выпуск оттисков статей и
других печатных материалов для рассылки
авторам и другим заинтересованным лицам,
обычно небольшим тиражом, до официального
выхода в свет.
Неопубликованные материалы существуют,
как правило, в единичных экземплярах,
подготовленных в виде отдельных листков,
сброшюрованных материалов, а также подборок,
хранящихся в папках.
От изданий неопубликованные материалы
отличает ограниченная сфера использования.
Также существует группа документов, которые
принципиально не подлежат тиражированию
в силу их функционального предназначения.
Они необходимы для принятия конкретных
управленческих решений, содержат исходные
фактические сведения, показатели, параметры,
предназначенные для составления новых
обобщенных документов управления (административно-хозяйственная,
организационно-распорядительная, планово-экономическая,
финансово-бухгалтерская, технологическая
и др. документация). Эту группу документов
и предлагается называть не публикуемыми.
Заключение
Каждая информационная революция ставила
человека на новую ступень развития. История
знает, что для нашей цивилизации означает
научно-технический прогресс. Он заключен
не столько в обновлении подходов к труду,
сколько в смене жизненных принципов как
таковых.
Еще совсем недавно человек обходился
без мобильного телефона и у него не возникало
чувство некой обделенности в чем-либо.
Сегодня, забывая сотовый дома, мы уже
чувствуем себя не в своей тарелке, наша
индивидуальность становится, по нашему
же мнению, слишком уязвимой. Информационные
потоки в современном мире приводят к
тому, что каждый человек является частью
большого мира, все процессы в котором
тесно связаны.
Мы получаем данные с экранов телевизоров,
из Интернета, с дисков, формируя при этом
личную базу данных требуемых сведений.
Сегодня невозможно себе представить,
что человек, отказываясь от технических
новинок, добивается в жизни серьезных
результатов. Тиражирование cd дисков,
создание информационных порталов, передача
медиафайлов – все это стало единым процессом
информатизации, которая захватила мир.
Нет сегодня уважающей себя организации,
которая бы не имела своего сайта. Ведь
размещение в Интернете информации о своей
деятельности – это не просто дань моде,
это еще и хорошая стимуляция продаж, а
значит и получение новых доходов. Мы находимся
на пороге новой информационной революции,
когда глобальное пространство превращается
всего лишь в точку, где находится главный
субъект процесса - человек.
Литература:
- Концепция развития информационных
ресурсов. / Н.В.Каплунова, В.В.Шарыхин,
С.В.Хмельницкий / Под ред. С.В.Хмельницкого.
– СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге,
2004
- Мухаметзянова Г.В. и др. Научное
обеспечения развития системы среднего
профессионального образования. Казань:ИСПО
РАО. 1999.
- Васильев. В. В. Информационные технологии
в библиотечном деле: учебно-методическое
пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова,
Л. В. Хливненко. - М.: Либерия-Бибинформ,
2007. - 368 с.
- В.Д.Новиков. Электронная библиотека
РФФИ. // Мир библиографии. - №2. – 2000. –
Стр.5- 9.
- Одинцова Л.В. Основы информационной
культуры. – Владивосток: Изд-во ДВГУ,
2004.
- Фесенко К. Тенденции развития
электронных ресурсов и их влияние на
читателей и библиотеки. Зарубежный опыт
// Электронные библиотеки. – 2006. – том
9. – выпуск 3.
- Дулатова, А. Н. Информационная
культура личности: учебно-методическое
пособие / А.Н.Дулатова, Н.Б.Зиновьева. -
М. : Либерия-бибинформ, 2007. - 176 с.
- Моргенштерн И.Г. Свойства библиографической
информации в динамике их проявления /И.Г. Моргенштерн // Сов. библиогр. – 1999. – №5. – С. 47–53.
- Барсук А.И. Что такое библиографоведение?
/А.И. Барсук // Библиотекарь. – 1976. – №7. – С. 64–66
Паршукова, Г. Б.
Методика поиска профессиональной информации:
учебно-методическое пособие для вузов
/ Г. Б. Паршукова. – СПб. : Профессия, 2006.
– 222 с.
- Паршукова, Г. Б.
Методика поиска профессиональной информации:
учебно-методическое пособие для вузов
/ Г. Б. Паршукова. – СПб. : Профессия, 2006.
– 222
Электронные источники:
- Информационное общество http://ru.wikipedia.org
- Носитель информации http://ru.wikipedia.org
- Информационные ресурсы http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15130
- Способы распространения информации
http://nokkidrop.ru/Raznoe/sposoby-rasprostraneniya-informatsii.html
- Информационное общество http://iph.ras.ru/page46589323.htm
- Информационный поиск http://ru.wikipedia.org
- Фактографическая информация
http://www.bibliotekar.ru/audit-2/38.htm
- Собирание и исследование электронной
информации http://www.allpravo.ru/library/doc5195p0/instrum5196/item5203.html
- Библиографическая информация
http://wiki.kem-edu.ru/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Документальные источники информации. Основные понятия и определения http://www.bogoslov.ru/text/315709.html