История развития информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

В последние два десятилетия существенно ускорилось становление информационного общества в развитых странах мира. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики. Информатика – пока не вполне сложившийся, устоявшийся раздел науки. Он возникает на наших глазах, что делает его особенно интересным – нечасто мы наблюдаем и даже можем участвовать в рождении новой науки! Как и теоретические разделы других наук, теоретическая информатика формируется в значительной мере под влиянием потребностей обучения информатике.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
Введение в информатику 4
История развития информатики 6
История развития информатики в России 9
Заключение 12
II. Практическая часть 13
1. Общая характеристика задачи 13
2. Описание последовательности решения задачи в среде MS Excel 15
3. Анализ результатов решения задачи 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по информатике.doc

— 889.00 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информатика»

на тему: «История развития информатики»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

специальность

группа:

№ зачетной книжки:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2012

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

В последние два десятилетия  существенно ускорилось становление  информационного общества в развитых странах мира. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики. Информатика – пока не вполне сложившийся, устоявшийся раздел науки. Он возникает на наших глазах, что делает его особенно интересным – нечасто мы наблюдаем и даже можем участвовать в рождении новой науки! Как и теоретические разделы других наук, теоретическая информатика формируется в значительной мере под влиянием потребностей обучения информатике.

В теоретической части данной работы рассматривается история развития информатики в целом и в России отдельно.

В практической части рассматривается  решение экономической задачи, связанной с вычислением затрат за предоставленные услуги, по обеспечению электроэнергией физических и юридических лиц. Эта задача решается с помощью табличного процессора MS Excel. Произведены необходимые вычисления, получены необходимые данные, на основе которых построена гистограмма.

Технические средства персонального  компьютера, использованного для  выполнения курсовой работы: процессор Intel Core i3-2310M CPU  2.1GHz; оперативная память 4,00 ГБ; жесткий диск 300 ГБ.

Программные средства: операционная система Windows 7 Максимальная; пакет прикладных программ – MS Office 2007 (из него использованы для выполнения курсовой работы: текстовый процессор MS Word 2007 и табличный процессор MS Excel 2007).

 

  1. Теоретическая часть

Введение в информатику

Во второй половины XX в. человечество вступило в новый этап своего развития: начался переход от индустриального общества к информационному. Информационное общество характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации. Научным фундаментом процесса информатизации общества служит новая научная дисциплина – информатика. [1, C.10] 

Информатика – молодая научная дисциплина, изучающая закономерности, методы и способы накопления, хранения, передачи и использования информации с помощью ЭВМ и других технических средств. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным. [2, C.5] 

Теоретическая информатика – наука математизированная. Она складывается из ряда разделов математики, которые прежде казались мало связанными друг с другом: теории автоматов и теории алгоритмов, математической логики, теории формальных языков и грамматик, реляционной алгебры, теории информации и др. Теоретическая информатика старается методами точного анализа ответить на основные вопросы, возникающие при работе с информацией, например вопрос о количестве информации, сосредоточенной в той или иной информационной системе, наиболее рациональной организации таких систем для хранения и поиска информации, а также о существовании и свойствах алгоритмов преобразования информации. Конструкторы устройств хранения данных проявляют чудеса изобретательности, увеличивая объем и плотность хранения данных на дисках, но в основе этой деятельности лежат теория информации и теория кодирования. Для решения прикладных задач существуют замечательные программы, но для того, чтобы грамотно поставить прикладную задачу, привести ее к виду, который подвластен компьютеру, надо знать основы информационного и математического моделирования и т.д. [2, C.5] 

Информатика - отнюдь не только «чистая  наука». У нее, безусловно, имеется  научное ядро, но важная особенность  информатики - широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них - совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Как наука, информатика изучает  общие закономерности, свойственные информационным процессам (в самом широком смысле этого понятия). Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользователями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки. [2, C.7] 

Современная информатика  очень велика по объему и очень  динамична. Если математика, лингвистика, химия и большинства других наук практически не изменятся на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности, то в информатике это полностью оформившееся ядро сравнительно невелико. [2, C. 2] 

 

История развития информатики

Информатика как наука стала  развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 1950-е гг. создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, т. е. благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.

Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории также выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием, по сравнению с предыдущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Начальный этап предыстории информатики — освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

Второй этап — возникновение  письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство для передачи информации.

Третий этап — книгопечатание. Его можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличились возможности хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник — это часто один-единственный экземпляр, печатная книга — это целый тираж экземпляров, а, следовательно, и малая вероятность потери информации), сколько повысились доступность информации и точность ее воспроизведения.

Четвертый (последний) этап предыстории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации — фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).

С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, начало ее истории. Для такой привязки имеется несколько причин. Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов). Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме. Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этом состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки. [1, 27-28] 

Термин «информатика»  был впервые введён в 1957 г. в Германии Карлом Штейнбухом, а в 1962 году этот термин был переведён на французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. Так решили назвать область знаний, изучающую применение электронных вычислительных машин для автоматизации обработки информации. Слово информатика образовано путем слияния французских слов информация и автоматика. В англоязычных странах вместо «информатики» часто используют термин «computer science» (компьютерная наука).  В это же время (1962 г.) был основан первый факультет информатики в университете Пёрдью. Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.

До возникновения и  оформления новой науки, информатика развивалась в составе кибернетики, математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике.  И лишь в 70-х гг. она была признана как отдельной наукой. Этот период развития информатики  характеризуется более глубоким пониманием общенаучного значения научно-информационной деятельности и всё более широким применением в ней электронных вычислительных машин. Учеными были разработаны собственные методы и терминологии.  Так Д. Прайс (США), развивая идеи Дж. Бернала (Великобритания), указал на возможность измерения процессов развития науки, используя показатели и средства информатики, а Ю. Гарфилд (США) разработал и внедрил новые методы научно-информационного обслуживания. [3, С. 348]

На сегодняшний день информатика  представляет собой комплексную  научно-техническую дисциплину. Под  этим названием объединен довольно обширный комплекс наук, таких, как кибернетика, программирование, моделирование и др. Каждая из них занимается изучением одного из аспектов понятия информатики. Учеными прилагаются интенсивные усилия по сближению наук, составляющих информатику. Однако процесс их сближения идет довольно медленно, и создание единой и всеохватывающей науки об информации представляется делом будущего.[1, C. 28-29]

 

История развития информатики в  России

История информатики связана с  постепенным расширением области  ее интересов. Возможность расширения диктовалась развитием компьютеров и накоплением моделей и методов их применения при решении задач различного типа.

В СССР развитие научно-информационной деятельности шло параллельно со становлением советской науки и народного хозяйства. В конце 40-х годов 20 века появились публикации о цифровых вычислительных машинах. Заинтересовавшись этими публикациями член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук И. С. Брук становится активным участником научного семинара, обсуждавшего вопросы автоматизации вычислительной техники. В августе 1948 года совместно со своим сотрудником молодым инженером Б. И. Рамеевым он представил проект автоматической вычислительной машины. В октябре того же года ими были представлены детально проработанные предложения по организации в Академии наук лаборатории для разработки и строительства цифровой вычислительной машины. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину.  
Это первый официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной техники в нашей стране. Поэтому день 4 декабря с полным правом назван днем рождения российской информатики. [4]

В СССР информатика получила организационное оформление в 1952 г., когда был создан Институт научной информации АН СССР, ныне – Информации научной и технической институт Всесоюзный (ВИНИТИ), где с 1959 года осуществляется через аспирантуру подготовка научных работников по информатике. С 1959 Совет Министров СССР принял ряд постановлений, направленных на совершенствование и развитие единой общегосударственной системы научно-технической информации. Важными этапами развития информатики в СССР явились 3 всесоюзные конференции по автоматизированной обработке научной информации (в 1961, 1963 и 1966). Большое значение для развития теории информатики имел международный симпозиум стран – членов Совета экономической взаимопомощи и Югославии по теоретическим проблемам информатики (Москва, 1970), а для совершенствования технических средств информатики – международные выставки "Инфорга-65" и "Интероргтехника-66", на которых демонстрировались технические средства комплексной механизации и автоматизации процессов переработки, хранения, поиска и распространения научной информации. [3, С. 349]

В современных условиях термин «информатика», по словам академика А.П.Ершова, «вводится в русский язык в новом и куда более широком значении - как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу "традиционных" академических научных дисциплин».

Попытку определить, что же такое  современная информатика, сделал в 1978 г. Международный конгресс по информатике: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».[2, C. 6-7]

Все достижения отечественной информатики  в 60-70-х годах проходили на фоне высокой активности научного сообщества в нашей стране. Повсеместно работали семинары и научные школы, проходили многочисленные и, как правило, многолюдные конференции, симпозиумы и совещания. Не обошло вниманием и  школьное образование. Так с 1985 года происходит введение в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники». Один из его идеологов – А.П.Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать («Программирование – вторая грамотность», А.П. Ершов). Соответственно, основными понятиями курса были «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа». Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.

Информация о работе История развития информатики