Концепция электронного правительства Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:59, доклад

Краткое описание

Данная концепция определяет организационные, методические и технологические принципы и национальные стандарты использования информационных технологий в деятельности государственных органов и является инструментом обеспечения административной реформы и модернизации системы государственного управления.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 5
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 15
5.1. Правовая готовность 16
5.2. Информационная готовность госорганов 16
5.3. Технологическая готовность 17
5.4. Социальная готовность 18
6. АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 19
7. ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 21
8. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 22
8.1. Портал ЭП 23
8.2. Удостоверяющий центр 24
8.3. Национальная идентификационная система 25
8.4. Единая транспортная среда государственных органов 26
8.5. Информационные системы ведомств и местных органов власти 26
9. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 27
9.1. Информационная безопасность 28
9.2. Применяемые стандарты 29
10. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА 31
11. УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 32
11.1. Жизненный цикл услуг ЭП 32
11.1.1. Анализ электронной услуги. 32
11.1.2. Разработка спецификаций 32
11.1.3. Планирование 33
11.1.4. Квалификация персонала 33
11.1.5. Реализация 33
11.1.6. Внедрение 34
11.2. Примерный набор услуг электронного правительства 34
11.2.1. Для граждан 34
11.2.2. Для бизнеса 35
11.2.3. Для госслужащих и ведомств 35
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 36
12.1. Управление проектом ЭП 36
12.2. Использование международного опыта 38
12.3. Заключение долгосрочных соглашений с поставщиками 39
12.4. Система сертификации проектов 40
13. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 40
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция электронного правительства республики казахстан.doc

— 5.15 Мб (Скачать файл)


 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

ЭЛЕКТРОННОГО  ПРАВИТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Астана 2004 г

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:

  • информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
  • формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
  • стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
  • развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
  • развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

 Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство»,   работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.

 Для осуществления правильной  стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП,  рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция. Переход на электронное взаимодействие в масштабе страны фактически означает трансформацию всех основных форм деятельности правительственных учреждений и является сложным процессом, требующим значительных финансовых затрат и решения целого комплекса взаимосвязанных политических, правовых, административных и технологических вопросов.

Данная концепция определяет организационные, методические и технологические  принципы и национальные стандарты  использования информационных технологий в деятельности государственных органов и  является инструментом обеспечения административной реформы и модернизации системы государственного управления.

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

База данных (БД) – совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ. База данных является информационной моделью предметной области.

 

Государственный орган - государственные учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:

  1. изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;
  2. управлению и регулированию социально значимых общественных отношений;
  3. контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения.

 

Информационная  безопасность – комплекс правовых, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, преднамеренного или случайного искажения и разрушения, физического разрушения, в том числе в результате воздействий техногенного и природного характера.

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

 

Информационная  система – комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал, предназначенный для решения определенных задач.

 

Портал Электронного Правительства (Портал ЭП) – web-сайт через который физические и юридические лица получают доступ к электронным услугам ЭП.

 

Протокол приложений для беспроводной связи Wireless Application Protocol (WAP) – Протокол, который обеспечивает доступ в Интернет с мобильного телефона.

 

Удостоверяющий центр – юридическое лицо, удостоверяющее соответствие  открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также подтверждающее достоверность регистрационного свидетельства (закон РК от 7 января 2003 года  №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

 

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) -  набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания (закон РК от 7 января 2003 года  №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

 

Электронные услуги – предоставление правительственной информации, программ, услуг гражданам, бизнес-структурам с использованием, как правило, сетей общего пользования (например, Интернет).

 

Web-служба – приложение, которое получает запросы от других систем, используя для этого коммуникационные Интернет технологии, независимые от платформы и поставщика, служит для обмена данными между системами.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Электронное Правительство (далее  ЭП) – механизм функционирования правительства  и местных органов власти, базирующийся на широком применении информационных технологий с использованием объединенных информационных ресурсов [государственных органов] и максимально ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям».

К стратегическим целям перехода к  ЭП следует отнести:

  • повышение открытости и прозрачности деятельности правительства, снижение уровня бюрократии при обращении граждан и бизнес-структур к правительственным услугам;
  • реализацию прав граждан на доступ ко всем видам открытой государственной информации, имеющей индивидуальную и общественную значимость;
  • увеличение уровня прогнозируемости общественных процессов и степени управляемости и самоуправляемости общества;
  • обеспечение единства общенационального информационного пространства, а также эффективного использования государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение необходимого уровня общественного контроля над деятельностью государственных органов и организаций, становление демократии и институтов гражданского общества, обеспечение гражданских свобод;
  • поддержку процессов информатизации общества, достижение качественно новых состояний в сфере образования, информационной культуры.

Для достижения указанных целей  необходимо решить следующие задачи:

  • создать нормативно-правовую и методологическую базу, позволяющую государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;
  • интегрировать информационные ресурсы и системы органов государственной власти;
  • организовать общественные центры универсального (с учетом наличия  средств, уровня подготовки и образования, возраста и социального положения) доступа к государственным информационным ресурсам и услугам;
  • оптимизировать структуру государственного аппарата и всю систему государственного управления;
  • сформировать стратегию повышения качества и доступности государственных услуг, основой которой является разработка стандартов предоставления государственных услуг в электронной форме и реинжиниринг бизнес-процессов государственных органов;
  • развернуть системы профессионального образования и переподготовки в сфере информационно-коммуникационных технологий.
  1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Текущее состояние информационной инфраструктуры государственных органов  следует оценивать с точки  зрения наличия самих информационных систем и соответствия их концепции ЭП.

С принятием государственной программы  формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан (далее - Программа) активизировались работы по созданию информационных систем государственных органов.

Осуществляется  переход от разработки локальных  задач к созданию интегрированных распределенных многоуровневых информационных систем. Наличие и уровень развития систем государственных органов представлен на рисунках 2 - 9.


 

Рисунок 1. Условные обозначения к  рисункам 2-9

 

 

Рисунок 2. Наличие и состояние  информационных систем в госорганах

 

Рисунок 3. Продолжение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Продолжение

 

 

Рисунок 5. Продолжение

 

 

Рисунок 6. Продолжение

 

 

Рисунок 7. Продолжение

 

Рисунок 8. Продолжение

Рисунок 9. Продолжение

 

Проведены определенные мероприятия  по подготовке нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Приняты Закон РК «Об информатизации», Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Первый направлен на регулирование отношений в сфере информатизации, развитие информационных ресурсов и информационных систем, устанавливает компетенцию государственных органов, права и обязанности физических и юридических лиц в сфере информатизации. Второй является основой для внедрения электронного документооборота и других безбумажных технологий в республике Казахстан и определяет правовой статус электронного документа, электронной цифровой подписи.

В рамках Программы ведутся работы по разработке и внедрению национальной идентификационной системы, обеспечивающей процедуры идентификации субъектов  обмена информацией состоящей из:

  • Государственной базы данных (далее – ГБД) «Физические лица», внедрение которой в пилотной зоне завершается в 2004 году;
  • ГБД «Юридические лица», техническое задание, на которую утверждено, и в 2004г начнется разработка программного обеспечения;
  • ГБД «Адресный регистр» и пр.

Также ведутся работы по развитию ГБД «Ресурсы Казахстана», которая состоит из множества  самостоятельных баз данных, развивающихся  в рамках определенных ведомственных  систем: государственные кадастры земель и природных ресурсов и недр, недвижимости, транспорта, библиотечных фондов и т.д., а также ГБД "Регистр информационно-телекоммуникационных ресурсов" (Регистр ИТР).

Как видно из рисунка 1-9, не все ведомственные  информационные системы по уровню интеграции и другим свойствам соответствуют концепции.

На сегодняшний день можно отметить лишь некоторые ведомственные информационные системы, предоставляющие электронные  услуги присущие ЭП.

Так в 1998 году начались работы по созданию Интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС РК) Налогового комитета Министерства финансов РК и течение 2003 года система внедрена в промышленную эксплуатацию. Введена в строй корпоративная сеть,  связывающая районные, областные подразделения налогового комитета с центром.

Информационная система налогового комитета позволяет в интерактивном режиме заполнять декларации по всем видам налогов, просматривать и контролировать собственные лицевые счета, автоматически выставлять распоряжения  о принудительном взимании недоимки, а также содержит законодательную базу, рубрику «вопросы и ответы», контактную информацию, бланки форм налоговой отчетности, программное обеспечение для работы налогоплательщика. В ИНИС РК налажен обмен информацией с другими государственными органами, например с Казначейством, МВД и пр.

Разработана информационная система Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП), которая  предоставляет гражданам и организациям возможность производить в интерактивном  режиме пенсионные платежи и получать отчетность по пенсионным взносам. Ведутся работы по развитию Таможенной автоматизированной информационной системы ТАИС. Система автоматизирует процессы таможенного контроля, централизованно формирует базы данных и обрабатывает таможенные документы. Введена в строй телекоммуникационная сеть на спутниковом сегменте, связывающая территориальные подразделения таможенных органов с Агентством таможенного контроля Республики Казахстан.

По  состоянию на 1 января 2004 года в Казахстане  зарегистрировано  32 сайта центральных  государственных органов (всего 42 госоргана).

Информация о работе Концепция электронного правительства Республики Казахстан