Лекции по "Информационной безопасности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:43, курс лекций

Краткое описание

Информационная безопасность. Тема 10. Лекция 16.
Информационная безопасность. Лекция 6. Административный уровень обеспечения ИБ
Информационная безопасность. Тема 5-1. Лекция 7. Введение в криптографию
Информационная безопасность. Тема 5-2. Лекция 8. Симметричные алгоритмы шифрования. Алгоритм DES

Вложенные файлы: 12 файлов

ИБ-04_05.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)


Информационная безопасность. Лекция 4-5.

Стандарты и технические  спецификации в области информационной безопасности

Бывают оценочные стандарты, направленные на классификацию информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности и технические спецификации, регламентирующие различные аспекты реализации средств защиты.

"Оранжевая книга"  как оценочный стандарт

Исторически первым оценочным  стандартом, получившим широкое распространение  и оказавшим огромное влияние  на базу стандартизации ИБ во многих странах, стал стандарт Министерства обороны США "Критерии оценки доверенных компьютерных систем". Данный труд, называемый чаще всего по цвету обложки "Оранжевой книгой", был впервые опубликован в августе 1983 года. Из его названия следует, что речь идет не о безопасных, а о доверенных системах, то есть системах, которым можно оказать определенную степень доверия.

"Оранжевая книга"  дает понятие безопасной системы, которая "управляет, с помощью соответствующих средств доступом к информации, так что только должным образом авторизованные лица или процессы, действующие от их имени, получают право читать, записывать, создавать и удалять информацию". Очевидно, что абсолютно безопасных систем не существует, поэтому есть смысл оценивать лишь степень доверия, которое можно оказать той или иной системе.

В "Оранжевой книге" доверенная система определяется как "система, использующая достаточные аппаратные и программные средства, чтобы обеспечить одновременную обработку информации разной степени секретности группой пользователей без нарушения прав доступа".

В рассматриваемых Критериях безопасность и доверие оцениваются исключительно с точки зрения управления доступом к данным, что является одним из средств обеспечения конфиденциальности и целостности (статической). Вопросы доступности "Оранжевая книга" не затрагивает.

Степень доверия оценивается по двум основным критериям:

  1. Политика безопасности - набор законов, правил и норм поведения, определяющих, как организация обрабатывает, защищает и распространяет информацию. В частности, правила определяют, в каких случаях пользователь может оперировать конкретными наборами данных. Чем выше степень доверия системе, тем строже и многообразнее должна быть политика безопасности. В зависимости от сформулированной политики можно выбирать конкретные механизмы обеспечения безопасности. Политика безопасности - это активный аспект защиты, включающий в себя анализ возможных угроз и выбор мер противодействия.
  2. Уровень гарантированности - мера доверия, которая может быть оказана архитектуре и реализации ИС. Доверие безопасности может проистекать как из анализа результатов тестирования, так и из проверки (формальной или нет) общего замысла и реализации системы в целом и отдельных ее компонентов. Уровень гарантированности показывает, насколько корректны механизмы, отвечающие за реализацию политики безопасности. Это пассивный аспект защиты.

Из пассивных аспектов защиты в "Оранжевой книге" рассматривается  два вида гарантированности - операционная и технологическая.

Операционная гарантированность относится к архитектурным и реализационным аспектам системы, технологическая - к методам построения и сопровождения. Операционная гарантированность включает в себя проверку следующих элементов:

  • архитектура системы;
  • целостность системы;
  • проверка тайных каналов передачи информации;
  • доверенное администрирование;
  • доверенное восстановление после сбоев.

Операционная гарантированность - это способ убедиться в том, что архитектура системы и ее реализация действительно реализуют избранную политику безопасности.

Технологическая гарантированность охватывает весь жизненный цикл ИС, то есть периоды проектирования, реализации, тестирования, продажи и сопровождения. Все перечисленные действия должны выполняться в соответствии с жесткими стандартами, чтобы исключить утечку информации и нелегальные "закладки".

Важным средством обеспечения  безопасности является механизм протоколирования. Доверенная система должна фиксировать все события, касающиеся безопасности. Ведение протоколов должно дополняться аудитом, то есть анализом регистрационной информации.

Доверенная вычислительная база - это совокупность защитных механизмов ИС (включая аппаратное и программное обеспечение), отвечающих за проведение в жизнь политики безопасности. Качество вычислительной базы определяется исключительно ее реализацией и корректностью исходных данных, которые вводит системный администратор. Концепция доверенной вычислительной базы является центральной при оценке степени доверия безопасности.

Основное назначение доверенной вычислительной базы - выполнять функции монитора обращений, то есть контролировать допустимость выполнения субъектами (активными сущностями ИС, действующими от имени пользователей) определенных операций над объектами (пассивными сущностями). Монитор проверяет каждое обращение пользователя к программам или данным на предмет согласованности с набором действий, допустимых для пользователя.

Монитор обращений должен обладать тремя качествами:

  1. Изолированность. Необходимо предупредить возможность отслеживания работы монитора.
  2. Полнота. Монитор должен вызываться при каждом обращении, не должно быть способов обойти его.
  3. Верифицируемость. Монитор должен быть компактным, чтобы его можно было проанализировать и протестировать.

Реализация монитора обращений называется ядром безопасности. Ядро безопасности - это основа, на которой строятся все защитные механизмы. Помимо перечисленных выше свойств монитора обращений, ядро должно гарантировать собственную неизменность.

Границу доверенной вычислительной базы называют периметром безопасности. Как уже указывалось, компоненты, лежащие вне периметра безопасности, вообще говоря, могут не быть доверенными. С развитием распределенных систем понятию "периметр безопасности" все чаще придают другой смысл, имея в виду границу владений определенной организации. То, что находится внутри владений, считается доверенным, а то, что вне, - нет.

Механизмы безопасности

Согласно "Оранжевой книге", политика безопасности должна обязательно включать в себя следующие элементы:

  • произвольное управление доступом;
  • безопасность повторного использования объектов;
  • метки безопасности;
  • принудительное управление доступом.

Произвольное управление доступом (называемое иногда дискреционным) - это метод разграничения доступа к объектам, основанный на учете личности субъекта или группы, в которую субъект входит. Произвольность управления состоит в том, что некоторое лицо (обычно владелец объекта) может по своему усмотрению предоставлять другим субъектам или отбирать у них права доступа к объекту.

Безопасность повторного использования объектов - важное дополнение средств управления доступом, предохраняющее от случайного или преднамеренного извлечения конфиденциальной информации из "мусора". Безопасность повторного использования должна гарантироваться для областей оперативной памяти (в частности, для буферов с образами экрана, расшифрованными паролями и т.п.), для дисковых блоков и магнитных носителей в целом.

Метки безопасности состоят из двух частей - уровня секретности и списка категорий. Уровни секретности образуют упорядоченное множество, категории - неупорядоченное. Назначение последних - описать предметную область, к которой относятся данные. Для реализации принудительного управления доступом с субъектами и объектами ассоциируются метки безопасности. Метка субъекта описывает его благонадежность, метка объекта - степень конфиденциальности содержащейся в нем информации.  

Для реализации принудительного управления доступом с субъектами и объектами ассоциируются метки безопасности. Метка субъекта описывает его благонадежность, метка объекта - степень конфиденциальности содержащейся в нем информации.

Принудительное (или мандатное) управление доступом (зависит от воли субъектов) основано на сопоставлении меток безопасности субъекта и объекта. После того, как зафиксированы метки безопасности субъектов и объектов, оказываются зафиксированными и права доступа.

Субъект может читать информацию из объекта, если уровень секретности  субъекта не ниже, чем у объекта, а все категории, перечисленные  в метке безопасности объекта, присутствуют в метке субъекта. В таком случае говорят, что метка субъекта доминирует над меткой объекта.

Субъект может записывать информацию в объект, если метка безопасности объекта доминирует над меткой субъекта. В частности, "конфиденциальный" субъект может записывать данные в секретные файлы, но не может - в несекретные.

Если понимать политику безопасности как правила разграничения доступа, то механизм подотчетности является дополнением подобной политики. Цель подотчетности - в каждый момент времени знать, кто работает в системе и что делает. Средства подотчетности делятся на три категории:

  • идентификация и аутентификация;
  • предоставление доверенного пути;
  • анализ регистрационной информации.

Обычный способ идентификации - ввод имени пользователя при входе в систему. Стандартное средство проверки подлинности (аутентификации) пользователя - пароль.

Доверенный путь связывает  пользователя непосредственно с доверенной вычислительной базой, минуя другие, потенциально опасные компоненты ИС. Цель предоставления доверенного пути - дать пользователю возможность убедиться в подлинности обслуживающей его системы.

"Оранжевая книга"  предусматривает наличие средств  выборочного протоколирования, как  в отношении пользователей, так  и в отношении событий.

Классы безопасности

"Оранжевая книга" Министерства обороны США открыла путь к ранжированию информационных систем по степени доверия безопасности.

В "Оранжевой книге" определяется четыре уровня доверия - D, C, B и A:

  • уровень C - произвольное управление доступом;
  • уровень B - принудительное управление доступом;
  • уровень A - верифицируемая безопасность.

Уровень D предназначен для  систем, признанных неудовлетворительными. По мере перехода от уровня C к A к системам предъявляются все более жесткие  требования. Уровни C и B подразделяются на классы (C1, C2, B1, B2, B3) с постепенным возрастанием степени доверия.

Всего имеется шесть классов безопасности - C1, C2, B1, B2, B3, A1. Чтобы в результате процедуры сертификации систему можно было отнести к некоторому классу, ее политика безопасности и уровень гарантированности должны удовлетворять заданным требованиям.

Например, требования к ИС согласно классу C1:

  • доверенная вычислительная база должна управлять доступом именованных пользователей к именованным объектам;
  • пользователи должны идентифицировать себя, прежде чем выполнять какие-либо иные действия, контролируемые доверенной вычислительной базой. Для аутентификации должен использоваться какой-либо защитный механизм, например пароли. Аутентификационная информация должна быть защищена от несанкционированного доступа;
  • доверенная вычислительная база должна поддерживать область для собственного выполнения, защищенную от внешних воздействий (в частности, от изменения команд и/или данных) и от попыток слежения за ходом работы;
  • должны быть в наличии аппаратные и/или программные средства, позволяющие периодически проверять корректность функционирования аппаратных и микропрограммных компонентов доверенной вычислительной базы;
  • защитные механизмы должны быть протестированы на предмет соответствия их поведения системной документации. Тестирование должно подтвердить, что у неавторизованного пользователя нет очевидных способов обойти или разрушить средства защиты доверенной вычислительной базы;
  • должны быть описаны подход к безопасности, используемый производителем, и применение этого подхода при реализации доверенной вычислительной базы.

Публикация "Оранжевой книги" стала событием в области информационной безопасности. Появился общепризнанный понятийный базис, без которого даже обсуждение проблем ИБ было бы затруднительным.

Информационная безопасность распределенных систем. Рекомендации X.800

Сетевые сервисы безопасности

Техническая спецификация X.800 появилась несколько позднее "Оранжевой книги", но весьма полно и глубоко трактует вопросы информационной безопасности распределенных систем. В ней можно выделить специфические сетевые функции (сервисы) безопасности, а также необходимые для их реализации защитные механизмы.

Выделяют следующие сервисы  безопасности и исполняемые ими  роли:

Информация о работе Лекции по "Информационной безопасности"