Лекции по "Информационной безопасности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:43, курс лекций

Краткое описание

Информационная безопасность. Тема 10. Лекция 16.
Информационная безопасность. Лекция 6. Административный уровень обеспечения ИБ
Информационная безопасность. Тема 5-1. Лекция 7. Введение в криптографию
Информационная безопасность. Тема 5-2. Лекция 8. Симметричные алгоритмы шифрования. Алгоритм DES

Вложенные файлы: 12 файлов

ИБ-04_05.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)
  1. Аутентификация. Данный сервис обеспечивает проверку подлинности партнеров по общению и проверку подлинности источника данных. Аутентификация партнеров по общению используется при установлении соединения и, быть может, периодически во время сеанса. Она служит для предотвращения таких угроз, как маскарад и повтор предыдущего сеанса связи. Аутентификация бывает односторонней (обычно клиент доказывает свою подлинность серверу) и двусторонней (взаимной).
  2. Управление доступом. Обеспечивает защиту от несанкционированного использования ресурсов, доступных по сети.
  3. Конфиденциальность данных. Обеспечивает защиту от несанкционированного получения информации. Отдельно стоит упомянуть конфиденциальность трафика (это защита информации, которую можно получить, анализируя сетевые потоки данных).
  4. Целостность данных подразделяется на подвиды в зависимости от того, какой тип общения используют партнеры - с установлением соединения или без него, защищаются ли все данные или только отдельные поля, обеспечивается ли восстановление в случае нарушения целостности.
  5. Неотказуемость (невозможность отказаться от совершенных действий) обеспечивает два вида услуг: неотказуемость с подтверждением подлинности источника данных и неотказуемость с подтверждением доставки. Побочным продуктом неотказуемости является аутентификация источника данных.

Сетевые механизмы безопасности

Для реализации сервисов (функций) безопасности могут использоваться следующие механизмы и их комбинации:

  1. шифрование;
  2. электронная цифровая подпись;
  3. механизмы управления доступом. Могут располагаться на любой из участвующих в общении сторон или в промежуточной точке;
  4. механизмы контроля целостности данных. В рекомендациях X.800 различаются два аспекта целостности: целостность отдельного сообщения или поля информации и целостность потока сообщений или полей информации. Для проверки целостности потока сообщений (то есть для защиты от кражи, переупорядочивания, дублирования и вставки сообщений) используются порядковые номера, временные штампы, криптографическое связывание или иные аналогичные приемы;
  5. механизмы аутентификации. Согласно рекомендациям X.800, аутентификация может достигаться за счет использования паролей, личных карточек или иных устройств аналогичного назначения, криптографических методов, устройств измерения и анализа биометрических характеристик;
  6. механизмы дополнения трафика (выработка и поддержание правил, задающих характеристики дополняющих сообщений - частоту отправки, размер и т.п.);
  7. механизмы управления маршрутизацией. Маршруты могут выбираться статически или динамически. Оконечная система, зафиксировав неоднократные атаки на определенном маршруте, может отказаться от его использования. На выбор маршрута способна повлиять метка безопасности, ассоциированная с передаваемыми данными;
  8. механизмы нотаризации. Служат для заверения таких коммуникационных характеристик, как целостность, время, личности отправителя и получателей. Заверение обеспечивается надежной третьей стороной, обладающей достаточной информацией. Обычно нотаризация опирается на механизм электронной подписи.

Администрирование средств безопасности

Администрирование средств  безопасности включает в себя распространение информации, необходимой для работы сервисов и механизмов безопасности, а также сбор и анализ информации об их функционировании. Примерами могут служить распространение криптографических ключей, установка значений параметров защиты, ведение регистрационного журнала и т.п.

Концептуальной основой  администрирования является информационная база управления безопасностью. Эта  база может не существовать как единое (распределенное) хранилище, но каждая из оконечных систем должна располагать информацией, необходимой для реализации избранной политики безопасности.

Согласно рекомендациям X.800, усилия администратора средств  безопасности должны распределяться по трем направлениям:

  • администрирование информационной системы в целом;
  • администрирование сервисов безопасности;
  • администрирование механизмов безопасности.

Среди действий, относящихся  к ИС в целом, отметим обеспечение  актуальности политики безопасности, взаимодействие с другими административными службами, реагирование на происходящие события, аудит и безопасное восстановление.

Администрирование сервисов безопасности включает в себя определение  защищаемых объектов, выработку правил подбора механизмов безопасности (при  наличии альтернатив), комбинирование механизмов для реализации сервисов, взаимодействие с другими администраторами для обеспечения согласованной работы.

Обязанности администратора механизмов безопасности определяются перечнем задействованных  механизмов.

Администрирование средств безопасности в распределенной ИС имеет много особенностей по сравнению с централизованными системами.

Стандарт ISO/IEC 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий"

Этот международный стандарт стал итогом почти десятилетней работы специалистов нескольких стран, он вобрал в себя опыт существовавших к тому времени документов национального и межнационального масштаба. По историческим причинам данный стандарт часто называют "Общими критериями" (или даже ОК).

"Общие критерии" на самом деле являются метастандартом, определяющим инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличие от "Оранжевой книги", ОК не содержат предопределенных "классов безопасности". Такие классы можно строить, исходя из требований безопасности, существующих для конкретной организации и/или конкретной информационной системы.

С программистской точки  зрения ОК можно считать набором  библиотек, помогающих писать содержательные "программы" - задания по безопасности, типовые профили защиты и т.п. Как и "Оранжевая книга", ОК содержат два основных вида требований безопасности:

  • функциональные, соответствующие активному аспекту защиты, предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам;
  • требования доверия, соответствующие пассивному аспекту, предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации.

Требования безопасности предъявляются, а их выполнение проверяется  для определенного объекта оценки - аппаратно-программного продукта или информационной системы.

Очень важно, что безопасность в ОК рассматривается не статично, а в привязке к жизненному циклу объекта оценки. Выделяются следующие этапы:

  • определение назначения, условий применения, целей и требований безопасности;
  • проектирование и разработка;
  • испытания, оценка и сертификация;
  • внедрение и эксплуатация.

В ОК объект оценки рассматривается  в контексте среды безопасности, которая характеризуется определенными условиями и угрозами.

В свою очередь, угрозы характеризуются  следующими параметрами:

  • источник угрозы;
  • метод воздействия;
  • уязвимые места, которые могут быть использованы;
  • ресурсы (активы), которые могут пострадать.

Уязвимые места могут  возникать из-за недостатка в:

  • требованиях безопасности;
  • проектировании;
  • эксплуатации.

Слабые места по возможности  следует устранить, минимизировать или хотя бы постараться ограничить возможный ущерб от их преднамеренного использования или случайной активизации.

С точки зрения технологии программирования в ОК использован  устаревший библиотечный (не объектный) подход. Чтобы структурировать пространство требований, в "Общих критериях" введена иерархия класс-семейство-компонент-элемент:

  1. Классы определяют наиболее общую, "предметную" группировку требований (например, функциональные требования подотчетности).
  2. Семейства в пределах класса различаются по строгости и другим нюансам требований.
  3. Компонент - минимальный набор требований, фигурирующий как целое.
  4. Элемент - неделимое требование.

Как и между библиотечными  функциями, между компонентами ОК могут  существовать зависимости. Они возникают, когда компонент сам по себе недостаточен для достижения цели безопасности. Вообще говоря, не все комбинации компонентов имеют смысл, и понятие зависимости в какой-то степени компенсирует недостаточную выразительность библиотечной организации, хотя и не заменяет объединение функций в содержательные объектные интерфейсы. С помощью библиотек могут формироваться два вида нормативных документов: профиль защиты и задание по безопасности.

Профиль защиты (ПЗ) представляет собой типовой набор требований, которым должны удовлетворять продукты и/или системы определенного класса (например, операционные системы на компьютерах в правительственных организациях).

Задание по безопасности содержит совокупность требований к конкретной разработке, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей безопасности.

В ОК нет готовых классов защиты. Сформировать классификацию в терминах "Общих критериев" - значит определить несколько иерархически упорядоченных профилей защиты, в максимально возможной степени использующих стандартные функциональные требования и требования доверия безопасности.

Выделение некоторого подмножества из всего множества профилей защиты во многом носит субъективный характер. По целому ряду соображений (одним из которых является желание придерживаться объектно-ориентированного подхода) целесообразно сформировать сначала отправную точку классификации, выделив базовый (минимальный) ПЗ, а дополнительные требования компоновать в функциональные пакеты.

Функциональный  пакет - это неоднократно используемая совокупность компонентов, объединенных для достижения определенных целей безопасности. "Общие критерии" не регламентируют структуру пакетов, процедуры верификации, регистрации и т.п., отводя им роль технологического средства формирования ПЗ.

Базовый профиль защиты должен включать требования к основным (обязательным в любом случае) возможностям. Производные профили получаются из базового путем добавления необходимых пакетов расширения.

Функциональные требования

Функциональные требования сгруппированы на основе выполняемой ими роли или обслуживаемой цели безопасности. Всего в "Общих критериях" представлено 11 функциональных классов, 66 семейств, 135 компонентов. Перечислим классы функциональных требований ОК:

  1. идентификация и аутентификация;
  2. защита данных пользователя;
  3. защита функций безопасности (требования относятся к целостности и контролю данных сервисов безопасности и реализующих их механизмов);
  4. управление безопасностью (требования этого класса относятся к управлению атрибутами и параметрами безопасности);
  5. аудит безопасности (выявление, регистрация, хранение, анализ данных, затрагивающих безопасность объекта оценки, реагирование на возможное нарушение безопасности);
  6. доступ к объекту оценки;
  7. приватность (защита пользователя от раскрытия и несанкционированного использования его идентификационных данных);
  8. использование ресурсов (требования к доступности информации);
  9. криптографическая поддержка (управление ключами);
  10. связь (аутентификация сторон, участвующих в обмене данными);
  11. доверенный маршрут/канал (для связи с сервисами безопасности).

Например, класс "Приватность" содержит 4 семейства функциональных требований:

  1. Анонимность. Позволяет выполнять действия без раскрытия идентификатора пользователя другим пользователям, субъектам и/или объектам. Анонимность может быть полной или выборочной. В последнем случае она может относиться не ко всем операциям и/или не ко всем пользователям (например, у уполномоченного пользователя может оставаться возможность выяснения идентификаторов пользователей).
  2. Псевдонимность. Напоминает анонимность, но при применении псевдонима поддерживается ссылка на идентификатор пользователя для обеспечения подотчетности или для других целей.
  3. Невозможность ассоциации. Семейство обеспечивает возможность неоднократного использования информационных сервисов, но не позволяет ассоциировать случаи использования между собой и приписать их одному лицу. Невозможность ассоциации защищает от построения профилей поведения пользователей (и, следовательно, от получения информации на основе подобных профилей).
  4. Скрытность. Требования данного семейства направлены на то, чтобы можно было использовать информационный сервис с сокрытием факта использования. Для реализации скрытности может применяться, например, широковещательное распространение информации, без указания конкретного адресата. Годятся для реализации скрытности и методы стеганографии, когда скрывается не только содержание сообщения (как в криптографии), но и сам факт его отправки.

Класс "Использование ресурсов", содержащий требования доступности, включает три семейства:

  1. Отказоустойчивость. Требования этого семейства направлены на сохранение доступности информационных сервисов даже в случае сбоя или отказа. В ОК различаются активная и пассивная отказоустойчивость. Активный механизм содержит специальные функции, которые активизируются в случае сбоя. Пассивная отказоустойчивость подразумевает наличие избыточности с возможностью нейтрализации ошибок.
  2. Обслуживание по приоритетам. Выполнение этих требований позволяет управлять использованием ресурсов так, что низкоприоритетные операции не могут помешать высокоприоритетным.
  3. Распределение ресурсов. Требования направлены на защиту (путем применения механизма квот) от несанкционированной монополизации ресурсов.

"Общие критерии" - продуманный  и полный документ с точки зрения функциональных требований, однако в нем есть и некоторые недостатки, главный из которых - отсутствие объектного подхода. Функциональные требования не сгруппированы в осмысленные наборы (объектные интерфейсы), к которым могло бы применяться наследование. В "Общих критериях" отсутствуют архитектурные требования, что является естественным следствием избранного подхода "снизу вверх".

Информация о работе Лекции по "Информационной безопасности"