Наконец, говоря о воздействии
на личность, можно упомянуть и физический
аспект. Малоподвижный образ жизни, не
способствует физическому и духовному
здоровью, а, в конечном счете, сказывается
и на производительности умственного
труда.
5.4 Информация
как оружие. Информационные войны.
Последнее время все большую
популярность получает термин «информационная
война». В общем смысле информационная
война – это любая деятельность в информационном
пространстве в рамках некоторых антагонистических
целей (материальное превосходство; решение,
принимаемое человеком или группой людей
и пр.). Следует отметить, что сама по себе
идея информационного противоборства
существовала всегда. Информация использовалась
как оружие в войнах и инструмент политической
борьбы (сбор секретных сведений, агитация,
дезинформация, пропаганда т.д.). Однако
в конце XX века в условиях формирования
глобального информационного пространства
идея информационного противоборства
выходит на новый уровень. Появляется новый
тип войны – информационная война. Эта
война ведется не обычным оружием, и в
ней даже может не быть человеческих жертв.
Однако в противостоянии государств эта
война может быть куда более эффективна. Бывший
директор ФАПСИ Александр Старовойтов
определял информационное оружие как
совокупность средств несанкционированного
доступа к информации и выведения из строя
электронных систем управления. Информационная
атака грозит выведением из строя всех
электронных систем управления страной,
ее вооруженными силами, государственной
инфраструктурой и т.д. Разрушатся транспортная
и энергетическая (в том числе атомная)
системы. Армия и флот будут беспомощны
в отражении агрессии. Руководители страны
окажутся не в состоянии получать необходимую
информацию, принимать и реализовывать
какие-либо решения. Использование такого
оружия по своим катастрофическим последствиям
вполне сопоставимо с применением средств
массового поражения. Однако, информационное
оружие, прежде всего, может быть направлено
не только на разрушение государственной
инфраструктуры, экономики и прочего.
Оно может быть направлено непосредственно
на людей. Посредством различных рекламных
акций, пропаганды, дезинформации и т.п.
формируется общественное мнение, меняются
ценностные ориентиры. Воздействие различной
информации через телевидение, Интернет
и другие средства на подсознание может
быть столько велико, что его можно сравнить
с «зомбированием» людей. А это приводит
к тому, что война в классическом понимании
вообще не будет иметь смысла[5]. В качестве
одного из первых ярких примеров информационной
войны обычно приводят противостояние
СССР и США в период холодной войны, в частности
программу Стратегической Оборонной Инициативы
(известной как «Звездные войны»), о которой
президент США Р. Рейган объявил 23 марта
1983 года. Значительно позже стало ясно,
что программа представляла собой не более,
чем мистификацию – на тот момент США
не имели ни технических, ни финансовых
возможностей ее реализации. Однако, военным
руководством СССР идея СОИ была воспринята
всерьез, и в определенных кругах возникло
представление о существенном технологическом
отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в
дальнейшем негативно сказалось на развитии
страны и, в конечном счете, способствовало
краху государственно системы на рубеже 90-х
годов [1].
За последние 20 лет информационные
войны (часто связанные с «правильным»
освещением в СМИ каких-либо событий, яркий
пример – война в Южной Осетии летом 2008
года) стали обычным явлением. Однако,
важным моментом является то, что информационные
войны – не всегда могут быть только инструментом
политической борьбы. Часто к подобным
методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы
заполучить лидерство на рынке, устранить
конкурентов и т.п.
3. Перспективы развития информационного
общества
3.1 Информационный
мир
Информационная революция,
основу которой составляет бурное развитие
вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных
технологий, все больше становится причиной
перемен в политической, экономической,
социально-культурной сферах. Появление
глобальных информационных сетей существенно
меняет традиционные модели экономики
и бизнеса; процесс конвергенции стирает
технологические, экономические и правовые
границы. Происходит становление «новой
экономики», которое характеризуется
значительным увеличением производительности
труда инноваций. Все большее значение
для успешного экономического развития
приобретает «электронная готовность»
государства к участию в глобальных информационных
сетях. При этом страны, соответствующий
показатель которых является относительно
низким, оказываются в заведомо проигрышной
ситуации. Подобное положение дел привело
к вынужденному изменению направления
политической мысли. Возникает необходимость
планирования предстоящего развития новых
информационно-телекоммуникационных
технологий, которые в силу своих особенностей
могут оказывать и позитивное, и негативное
влияние на общество как в рамках той или
иной страны, так и в рамках международной
системы. В частности, важно не допустить
расширения в информационной среде конфронтации
и противоборства, а также дальнейшего
обострения «цифрового неравенства» между
развитыми странами и остальным миром.
А такие угрозы, надо признать, реальны.
По мнению, например, А. А. Чернова, именно
государство в процессе становления информационного
общества должно играть роль координатора
деятельности различных субъектов общества
и целенаправленной политикой способствовать
интеграции граждан в глобальное информационное
общество, отстаивая при этом свои интересы
в мировом информационном пространстве.
В последние годы многие страны, а также
международные организации в качестве
приоритетной задачи выделили реализацию
концепций и программ по переходу к информационному
обществу. При этом преследуются как государственные
интересы (лидерство в мировом сообществе),
так и повышение качества жизни людей
[3].
3.2 Основные модели
развития информационного общества
Условно выделяют две основные
модели развития информационного общества:
западную и восточную. Причем в рамках
западной модели следует отделить путь,
выбранный Европой, от американского пути,
а в рамках восточной особое место в этом
плане занимает Китай (КНР). Основной чертой
политики европейских стран служит поиск
определенного баланса между полным контролем
со стороны государства и законами рынка,
другими словами, сочетание правительственных
и рыночных сил с учетом того, что роль
каждой из них может меняться в зависимости
от сложившейся ситуации. При этом в целом
в Европе превалирует мнение, что в первую
очередь необходимо развивать сферу услуг.
Однако существуют и альтернативные мнения,
согласно которым строительство информационной
инфраструктуры (сетей) является движущим
фактором развития сферы услуг. Серьезную
озабоченность стран Евросоюза вызывает
проблема неравенства в информационном
обществе, когда значительная часть населения
может просто оказаться за его бортом.
Учет национальных и культурных особенностей
также играет значимую роль.
Американский путь формирования
информационного общества определяется
общей моделью социально-экономического
развития, в которой функции государства
сводятся к минимуму, а деятельность частных
лиц - к максимуму. Главное в этом подходе
- оставить все в руках частного сектора
и сил рынка, полная либерализация рынка
информационно-телекоммуникационных
технологий. В США основной упор делается
на дальнейшее развитие с помощью новых
информационных технологий «домашних
развлечений», в Великобритании же спрос
на подобную продукцию не является определяющим.
В основе восточной (Япония,
Китай и др. страны) модели развития информационного
общества лежат сотрудничество государства
и рынка, попытка установить связь между
культурными ценностями и происходящими
социальными изменениями. Философские
постулаты сосуществования и сопроцветания,
а также содействие государства в реализации
этих принципов на уровне отдельной организации
является, по мнению азиатских политиков,
залогом успеха.
Профессором Ф.Й. Радермахером
были сформулированы некоторые принципы,
которые лежат в основе европейского понимания
перспектив развития информационного
общества:
- активная роль правительств
в корректировке рыночных процессов развития
информационного общества, в том числе
– политика либерализации рынка телекоммуникационных
услуг;
- обеспечение для каждого гражданина
Европы дешевого доступа к универсальному
телекоммуникационному обеспечению на
основе открытой системы услуг, сочетающейся
со строгим соблюдением стандартов;
- постоянное внимание к таким
социальным аспектам устойчивости, как:
- справедливость,
- всеобщая включенность в информационное
общество,
- сопротивление социальной
разобщенности,
- избежание разделения на имущих
и неимущих в сфере компетенции и доступа
к информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ),
- партнерские отношения между
государственными и частными организациями,
- инвестиции в крупные международные
проекты развития ИКТ,
- создание новых рабочих мест,
- доступ к образованию, профессиональной
подготовке и обучению в любом возрасте,
- политика социального согласия
между всеми регионами;
- культурное и лингвистическое
разнообразие;
- большое внимание экологическим
аспектам устойчивости: инвестиции в развитие
ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую
среду;
- соблюдение гражданских прав:
защита потребителя, охрана интеллектуальной
собственности, защита персональных данных,
безопасность и интегрированность в электронной
коммерции;
- развитие международных механизмов
координации в технической, коммерческой
и правовой сферах;
- развитие систем обучения на
распределенной мультимедийной основе;
- развитие систем профессиональной
подготовки для новых сфер деятельности.
Среди прочих международных
документов можно документ «Окинавская
Хартия Глобального информационного общества»,
определяющий цели и перспективы развития
глобального информационного общества.
3.3 Возможные направления
развития информационного общества
Важными перспективными направлениями
развития информационного общества обычно
называют интеллектуализацию, создание
и внедрение новых социальных технологий,
основанных на эффективном использовании
главного стратегического ресурса общества
– знаний; создание единых универсальных
программно-инструментальных средств
для упрощения описания, интегрирования,
идентифицирования знаний в различных
предметных областях; формирование новой
системы образования и воспитания будущих
поколений людей, учитывающей и использующей
особенности и новые возможности информационного
общества для формирования творческой,
гармонично развитой и гуманистически
ориентированной личности; разработка
новых методов, которые должны позволить
человеку не только правильно понять и
исследовать открывающуюся перед ним
новую высокодинамичную информационную
картину мира, но и, постигнув единство
законов информационного обмена в природе
и обществе, научится целенаправленно
формировать эту картину во имя своего
будущего. Несмотря на все вышесказанное,
приходится признать, что перспективы
развития информационного общества весьма
неоднозначны. Можно говорить о том, что
теоретические концепции и планы в части
гуманистических идей в некоторой степени
утопичны. В реальности технические и
экономические аспекты информатизации
выходят на первый план, в то время как
социальные и политические изменения
общественных институтов пока либо не
происходят, либо происходят не в том направлении,
как изначально предполагалось. Роль информации
в обществе, новые механизмы коммуникации,
превращение информации в коммерческий
продукт, сетевые принципы организации,
повсеместное внедрение информационных
технологий в экономику, политику, культуру,
социальные отношения и другие описанные
теоретиками элементы информационного
общества в настоящее время присутствуют
и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное
информационное общество, которое позиционировалось
как высокоинтеллектуальное демократическое
общество с равными возможностями доступа
к знаниям, образования, сохранения культуры
и т.п. в настоящее время не состоялось,
и вызывает сомнение возможность скорого
появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны
в первую очередь потому, что их авторы
отождествляют информацию и знание. Информации
в современном обществе много, она
играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что
в современном обществе знание – сила. Тиражирование
интеллектуального продукта,
передача сведений о нем посредством различных
коммуникаций – вот что коренным образом
отличает современное общество как информационное.
За словом «информация» кроется именно
коммуникация, а не знание [6]. Кроме
того, воплощение вышеописанных идей зачастую
идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно
при существующих капиталистических отношениях.
Более того, оказывается, что информатизация
помимо очевидной пользы приносит и вред,
порождая проблемы, перспективы разрешения
которых достаточно туманны. Так, например,
информационное воздействие со стороны
определенных заинтересованных групп
лиц ведет к дестабилизации общества,
а, попытки, поддержания порядка и стабильности
зачастую означают деградацию демократических
принципов и свобод. Капиталистические
отношения накладывают ограничения на
идею равного доступа к информационным
ресурсам, а неконтролируемые потоки информации
вызывают проблемы психологического и
морально-этического характера. Таким
образом информатизация порождает совокупность
взаимосвязанных проблем, для решения
которых приходится чем-то жертвовать.
Безусловно, правительствами
государств и различными общественными
организациями прилагаются определенные
усилия по развитию информационного общества,
реформированию социальных, политических
и экономических институтов, сглаживанию
возникающих проблем, однако, на мой взгляд,
в обозримом будущем не следует связывать
слишком больших надежд на улучшение качества
жизни людей с развитием информационного
общества в том виде, в котором это предсказывали
и предсказывают авторы теоретических
концепций.
Заключение
Подводя итоги проделанной
работы можно сделать несколько выводов
о возможных тенденциях развития информационного
общества:
1)Изменение структуры экономики
и структуры труда:
В информационном обществе
деятельность человека будет во многом
зависеть от умения эффективно использовать
имеющуюся информацию. Использование компьютеров
во всех сферах человеческой деятельности
должно обеспечить доступ к достоверным
источникам информации, избавить человека
от рутинной работы, позволить ускорить
принятие оптимальных решений, автоматизировать
обработку информации не только в производственной,
но и в социальной сферах. В результате
движущей силой развития общества станет
производство информационного, а не материального
продукта. Этот процесс должен привести
к созданию информационного общества,
в котором главную роль будут играть знания
и интеллект.
2)Рост информационной культуры
Современное понимание информационной
культуры заключается в умении и потребности
человека работать с информацией средствами
новых информационных технологий. Она
включает в себя гораздо больше, чем простой
набор навыков технической обработки
информации с помощью компьютера и телекоммуникационных
средств. Культурный {в широком смысле)
человек должен уметь оценивать получаемую
информацию качественно, понимать ее полезность,
достоверность и т. д. Существенный элемент
информационной культуры - владение методикой
коллективного принятия решений. Умение
взаимодействовать в информационном поле
с другими людьми - важный признак человека
информационного общества.
3)Изменения в сфере образования
Большие изменения произойдут
в информационном обществе в сфере образования. Одна
из принципиальных проблем, стоящих перед
современным образованием, - сделать его
более доступным для каждого человека. Эта
доступность имеет и экономические, и
социальные, и технологические аспекты.
В силу своего динамизма информационное
общество потребует от своих членов непрерывного,
на протяжении десятков лет, обучения.
Это позволит человеку не отставать от
времени, быть способным сменить профессию,
занять достойное место в социальной структуре
общества.