Методы линейного программирования для решения транспортной задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

С помощью методов линейного программирования решается большое количество экстремальных задач, связанных с экономикой. Одной из основных задач, решаемых с помощью линейного программирования, является транспортная задача, которая имеет целью минимизировать грузооборот товаров широкого потребления при их доставке от производителя к потребителю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Линейное программирование…………………….………………..3
1.1 История зарождения и создания линейного программирования…………3
1.2 Задача линейного программирования. Основные задачи…………………7
Глава 2. Транспортная задача……………………………………..……….11
2.1 Общая постановка, цели, задачи. Основные типы, виды моделей............11
2.2 Математическая модель транспортной задачи……………………………16
Глава 3. Решение транспортной задачи по пути развоза своей продукции компании «Coca-Colа» по г.Бишкек………………………………………..21
3.1 Описание компании «Coca-Cola»………………………………………….21
3.2 Решение транспортной задачи методом программирования.…………….23
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мет. линейного прог-я для реш-я трансп.задачи. Матасова Кристина.docx

— 223.35 Кб (Скачать файл)

   В зависимости  от способа представления условий  транспортной задачи она может  быть представлена в сетевой  (схематичной) или матричной (табличной)  форме. Транспортная задача может  также решаться с ограничениями  и без ограничений. 

 

Модели транспортной задачи

Обозначения:

аi — величина предложения продукта в пункте i (i = 1, ..., n);

bj — величина спроса на продукт в пункте j (j = 1,..., т);

cij — затраты на транспортировку единицы продукта из пункта i в пункт j;

xij — количество продукта, перевозимого из пункта i в пункт j.

Модель транспортной задачи:

 

Здесь   (1) — целевая функция (минимум затрат на транспортировку продукта);

(2) — ограничения по величине предложения в каждом пункте производства;

(3) — ограничения по величине спроса в каждом пункте потребления;

(4) — условия неотрицательности объемов перевозок.

1. Замкнутая транспортная  задача. 

Общее предложение равно общему спросу:

Это необходимое и достаточное условие существования допустимого плана задачи (1)—(4).

2. Открытая транспортная  задача.

а)    — излишек продукта

Способ сведения к замкнутой  задаче. Пусть bm+1 — величина избытка продукции, т.е.     - штраф за единицу продукта, не реализованного в пункте i; уi— количество продукта, не реализованного в пункте i.

Замкнутая транспортная задача имеет вид

б)    — дефицит продукта.

Способ сведения к замкнутой  задаче. Пусть аn+1 — величина дефицита продукции, т.е.    - штраф за единицу продукта, недопоставленного в пункт j; уj— количество продукта, недопоставленного в пункту.

Замкнутая транспортная задача имеет вид:

3. Транспортная  задача с запретами. Пусть Е — множество пар индексов (ij), таких, что из пункта i в пункт j допускается транспортировка продукта. Между любыми другими двумя пунктами транспортировка не допускается.

Пусть М— большое число, например

Тогда 

В оптимальном плане {   } транспортной задачи    при ограничениях (2)—(4) xij = 0, если (i,j) Ï Е.

4. Транспортная  задача с фиксированными перевозками. Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (1)—(4) вводится дополнительное ограничение: xij= vij, где vij — заданный объем перевозок.

5. Транспортная  задача с ограничениями на  пропускную способность. Если объем перевозок из пункта i в пункт j ограничен величиной wij, то в задаче (1)—(4) вводится дополнительное ограничение: xij £ wij.

6. Транспортная  задача с фиксированными доплатами. Предположим, что в открытой транспортной задаче имеет место дефицит продукта и для его устранения в пунктах i = п + 1, ..., k возможно создание новых мощностей di.

Пусть переменные zi = 1, если в пункте i (i = п + 1, ..., k) вводятся мощности di и zi = 0, если в пункте i мощности не вводятся. Издержки на ввод мощностей d, в пункте i (i = n + 1, ..., k) составляют и i.

С учетом возможности создания новых мощностей транспортная задача может быть записана в следующем виде:

 

Здесь   (5) — целевая функция (минимум затрат на транспортировку и ввод мощностей);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Математическая  модель транспортной задачи

   Переменными (неизвестными)  транспортной задачи являются  i=1,2,,…,m, j=1,2,…,n – объемы перевозок от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. Эти переменные можно записать в виде матрицы перевозок

  .

   Так как произведение  определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны . По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, целевая функция имеет вид .

   Система ограничений  задачи состоит из двух групп  уравнений. Первая группа из  m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью:

,   i=1,2,…,m.

   Вторая группа  из n уравнений выражает требование полностью удовлетворить запросы всех n потребителей:

,   j=1, 2, … , n.

   Учитывая условие  неотрицательности объемов перевозок, математическую модель задачи можно записать так:

,                        (1)

,  i=1,2,…,m ,                         (2)

,   j=1, 2, … , n,                      (3)

,      i=1,2,,…,m,    j=1,2,…,n      (4)

    В рассмотренной  модели транспортной задачи предполагается, что суммарные запасы поставщиков  равны суммарным запросам потребителей, т.е.  .

    Такая задача  называется задачей с правильным  балансом, а ее модель – закрытой. Если же это равенство не  выполняется, то задача называется  задачей с неправильным  балансом, а ее модель – открытой.

    Математическая  формулировка транспортной задачи  такова: найти переменные задачи  ,    i=1,2,,…,m,  j=1,2,…,n, удовлетворяющие системе ограничений (2), (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1).

    Математическая  модель транспортной задачи может  быть записана в векторном  виде. Для этого рассмотрим матрицу А системы уравнений-ограничений задачи (2), (3)

       

                                      


        .……………………………………………………

А =                                                 (6).

        ……………………………………………………

                                                    

  Сверху над каждым  столбцом матрицы указана переменная  задачи, коэффициентами при которой  являются элементы соответствующего  столбца в уравнениях системы  ограничений. Каждый столбец матрицы А, соответствующий переменной , является вектором-условием задачи и обозначается через . Каждый вектор имеет всего m+n координат, и только две из них, отличные от нуля, равны единице. Первая единица вектора стоит на i-м месте, а вторая – на (m+j)-м месте, т.е.

Номер кординаты

       =         ;     =      .


   Обозначим через вектор ограничений (правых частей уравнений (2), (3) и представим систему ограничений задачи в векторном виде. Тогда математическая модель транспортной задачи запишется следующим образом:

,                             (7)

= ,                                          (8)

,      i=1,2,,…,m,    j=1,2,…,n       (9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Решение транспортной задачи по пути развоза своей продукции компании «Coca-Cola» по г.Бишкек

3.1 Описание компании  «Coca-Cola»

«Кока-Кола» (англ. Coca-Cola) — безалкогольный газированный напиток, производимый компанией The Coca-Cola Company. «Кока-Кола» была признана самым дорогим брендом в мире в 2005—2011 годах в рейтинге международного исследовательского агентства Interbrand. Сегодня данный напиток продается более чем в 200 странах мира.

Напиток «Кока-кола» был  придуман в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его автор —  фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации (есть легенда, что его придумал фермер, который продал свой рецепт Джону Ститу за 250$, о чём Джон Стит якобы сказал в одном из своих интервью). Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который также, владея каллиграфией, написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.

Основные ингредиенты  кока-колы были таковы: три части  листьев коки (из этих же листьев  в1859 году Альберт Ниман (Albert Niemann) выделил особый компонент (наркотик) и назвал его кокаин) на одну часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке Джекоба в Атланте. Пембертон также утверждал, что кока-кола исцеляет от импотенции и что на неё можно перейти тем, кто пристрастился к морфию (к морфию, кстати, был неравнодушен и сам Пембертон). Здесь нужно отметить, что кокаин тогда не являлся запрещённым веществом, и о его вреде для здоровья ещё ничего не знали (к примеру, в повести «Знак четырёх» Артура Конан Дойля Шерлок Холмс употреблял кокаин в минуты бездействия, так тягостно переносимые им). Поэтому кокаин свободно продавался, и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в напитки взамен спирта — Кока-Кола в этом не была новинкой.

Уже в конце XX века под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, компания «Кока-Кола» начала выпускать напитки: «Classic Coke», «New Coke», «Cherry Coke», «Tab», «Caffeine-Free New Coke», «Caffeine-Free Diet Coke» и «Caffeine-Free Tab».

Кока-Кола Бишкек Боттлерс (ККББ), созданная в 1995 году, запущенно в производство 14  мая 1996 года. Основной деятельностью компании является производство, продажа и дистрибуция газированных и негазированных прохладительных напитков “The Coca-Cola Company” (TCCCККК) в Кыргызстане- “Coca-Cola”, “Fanta”, “Sprite”, воды “BonAqua” “BonAqua” still и соки “Piko”.

Уже более пятнадцати лет, ККББ постоянно развивает свой бизнес в Кыргызстане. Успешный бизнес компании выгоден как для экономики Кыргызстана, так и для общества в целом. Во-первых, это обеспечение кыргызстанцев продукцией высочайшего качества, а так же предоставление рабочих мест. Во-вторых, компания уже 15 лет на рынке Кыргызстана и за это время в государственную казну только в виде налогов отчислила 33 миллиона долларов.

ККББ также активно  поддерживает социальные проекты и  будет придерживаться этой стратегии  в будущем. Кроме того, бизнес компании приносит немалый доход государству в виде налогов и значительный вклад в социальную сферу страны путем поддержки ряда проектов.

Завод ККББ находится в Бишкеке, который обеспечивает  и обслуживает население Кыргызстана качественной продукцией. Компания также, экспортирует продукцию в Казахстан и Таджикистан. Производственная мощность составляет 9 млн. физических единиц.

На сегодняшний день ЗАО  «Кока-Кола Бишкек Боттлерс» - одно из наиболее высокотехнологичных и хорошо оборудованных производств, предоставляющее рабочие места более чем 2860 работникам внутри компании и более 2000 человек за её пределами, благодаря развитой сети и дистрибуции.

За 15 лет работы на рынке  Кыргызстана, компания приобрела репутацию  опытного, надежного и добросовестного  партнера. Слагаемые успеха – качество продукции, гибкая ценовая политика, профессионализм сотрудников и  готовность к диалогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Решение транспортной задачи методом программирования

К идее метода ветвей и границ приходили многие исследователи, но Литтл с соавторами на основе указанного метода разработали удачный алгоритм решения транспортной задачи и тем самым способствовали популяризации подхода. С тех пор метод ветвей и границ был успешно применен ко многим задачам, для решения задачи было придумано несколько других модификаций метода, но в большинстве учебников излагается пионерская работа Литтла.

Рассмотрим реализацию алгоритма решения задачи методом ветвей и границ, взяв маршрут развоза продукции компании «Coca-Cola» по торговым центрам г. Бишкек (Rahat Palace, Bishkek Park, Plaza и Vefa center), в бизнес-центр «Москва» и в 12 микрорайон из ее исходной точки – местонахождения производства ее продукции (ул. Лущихина-Тимура Фрунзе).

Имеются 6 точек сбыта, расстояния между которыми известны. Коммивояжер должен пройти 6 точек сбыта по одному разу, вернувшись в тот пункт, с которого начал. Требуется найти такой маршрут движения, при котором суммарное пройденное расстояние будет минимальным.

Необходимо найти оптимальный  маршрут коммивояжера в графе, представленном на рисунке:


 

 

 

 

 

Составим матрицу длин кратчайших дуг между каждой парой вершин , в случае, если дуги между вершиной i и j не существует, элементу матрицы присваивается значение ∞.

Матрица :

i j

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

1

 

M

 

7

 

 

 

3

 

14

 

 

2

 

7

 

M

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

M

 

6

 

5

 

 

 

4

 

 

 

6

 

M

 

7

 

8

 

 

5

 

3

 

 

5

 

7

 

M

 

5

 

 

6

 

14

 

 

 

8

 

5

 

M

 

6

 

7

 

 

 

 

 

 

6

 

M

 

Информация о работе Методы линейного программирования для решения транспортной задачи