Обеспечение электронного учебника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения или общежитии, оборудованном для самостоятельной работы учащихся, а также дома на персональном компьютере.

Основываясь на официальных определениях электронного издания (ЭИ), учебного электронного издания (УЭИ) и электронного учебника (ЭУ), необходимо расширить и конкретизировать понятие ЭУ.

Содержание

Введение 2
1. Электронный учебник как элемент образовательной среды 4
1.1. Электронный учебник -- новый жанр учебной литературы 4
1.2. Основные формы электронного учебника 6
1.3. Методические рекомендации по разработке электронного учебника 9
2. Обеспечение электронного учебника 13
2.1. Методическое обеспечение электронного учебника 13
2.2. Аппаратное и программное обеспечение разработки электронного учебника 14
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 29.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. Электронный  учебник как элемент образовательной  среды 4

1.1. Электронный  учебник -- новый жанр учебной литературы 4

1.2. Основные  формы электронного учебника 6

1.3. Методические  рекомендации по разработке электронного  учебника 9

2. Обеспечение  электронного учебника 13

2.1. Методическое  обеспечение электронного учебника 13

2.2. Аппаратное  и программное обеспечение разработки  электронного учебника 14

Заключение 16

Список литературы 18

Введение

 

Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.), наличие  которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения  или общежитии, оборудованном для  самостоятельной работы учащихся, а  также дома на персональном компьютере.

 

Основываясь на официальных определениях электронного издания (ЭИ), учебного электронного издания (УЭИ) и электронного учебника (ЭУ), необходимо расширить и конкретизировать понятие  ЭУ.

 

Электронный учебник (даже самый лучший) не может  и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного  произведения принадлежит к иному  жанру, так и электронный учебник  принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие  электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем  лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться  за книгу.

 

Именно поэтому  для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать  гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

 

Электронный учебник должен максимально облегчить  понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений  и примеров, вовлекая в процесс  обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную  память, а также используя компьютерные объяснения.

 

Текстовая составляющая должна быть ограничена -- ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

 

Целью данной работы является изучение и анализ электронного учебника как элемента образовательной среды.

 

1. Электронный  учебник как элемент образовательной  среды

 

1.1. Электронный  учебник -- новый жанр учебной литературы

 

 

Электронный учебник является элементом образовательной  среды. Она включает традиционные образовательные  ресурсы, другие электронные учебники, человеческий фактор, государство, издателей  и распространителей.

 

Безусловно, для школьного образования решающим является человеческий фактор в лице учителя, ученика, родителей, одноклассников. Необходимо помнить, что, по крайней  мере в средней школе, высочайшим авторитетом является учитель. Каким  бы совершенным ни был электронный  учебник, если учитель не рекомендует  его на родительском собрании, у  такого учебника нет никаких шансов добраться до ученика. Мимо учителя  ученику попадает то, что родители или сами ученики приобретают  в торговой сети или находят в  ИНТЕРНЕТе. Сегодня отсутствуют серьезные издания, в которых содержится обоснованная и квалифицированная критика, позволяющая покупателю ориентироваться среди существующих электронных учебников. Единственными ориентирами являются цена и коммерческая реклама, а также советы друзей и знакомых. Ничтожно малые по сравнению с количеством домашних компьютеров тиражи электронных учебников обусловлены тем, что учителя просто не знают о существовании и возможностях электронных учебников и поэтому не участвуют в формировании спроса на них.

 

Другим элементом  образовательной среды является государство в лице государственных  образовательных учреждений и органов  управления образованием. К сожалению, государство почти на десять лет (с 1992 по 2000 гг.) было исключено из проблемы электронных учебников. Основная роль государства, по моему мнению, должна состоять в подготовке педагогических кадров, владеющих методами использования  электронных учебников в учебном  процессе, а также в реализации пилотных проектов. В 2001 году, после длительного перерыва, начинается крупный государственный проект "Компьютеризация сельских школ", включающий активную работу с электронными учебниками.

 

В условиях пассивности  государства наибольшую известность  и распространение сегодня имеют  электронные учебники, имеющие мощную коммерческую поддержку. Российский рынок  электронных учебников (до 60 тысяч  школ и несколько миллионов домашних компьютеров) поделен между четырьмя крупными дистрибьюторами, то есть фактически является монопольным. В этих условиях не может работать механизм свободной  конкуренции. Монополистам просто невыгодно  полноценно финансировать издание  электронных учебников, отвечающих современным требованиям. Более  выгодно и менее рискованно финансировать  мероприятия по традиционному маркетингу недорогих в разработке изданий, а также распространение локализованных зарубежных электронных учебников.

 

Все сказанное  имеет непосредственное отношение  к архитектуре электронных учебников. Диспропорции рассмотренных элементов  образовательной среды обуславливают  примитивность большинства архитектурных решений и программной реализации электронных учебников. Даже по самым востребованным школьным дисциплинам существуют считанные единицы электронных учебников. По некоторым дисциплинам или разделам школьного курса их вообще нет. И это в то время как соответствующие полиграфические издания исчисляются десятками, если не сотнями. А суммарные тиражи книг и брошюр составляют десятки и сотни тысяч. Фактор цены, на который часто ссылаются как на важное ограничение распространенности электронных учебников, на самом деле является вторичным. Ведь у "пиратов" есть дешевые копии всех разрекламированных электронных учебников, но это не означает, что эти учебники активно используются школьниками и учителями. Чтобы убедиться в этом, достаточно задать вопрос об электронном учебнике учителю Вашего ребенка или родителям его одноклассников. Это означает, что даже дешево купленные электронные учебники "не работают" и стихийно возникающий спрос умирает в зародыше.

 

Эту проблему эту, по моему мнению, должно решать государство. Прежде всего, через совершенствование  подготовки учителей и их поощрение  к овладению современными образовательными технологиями.

 

1.2. Основные  формы электронного учебника

 

 

Как и в  создании любых сложных систем, при  подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся  формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых  может быть построен учебник.

 

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а  также интерпретация ответов  на вопросы. Хороший тест позволяет  получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет  учащийся в определенной предметной области. Как правильно поставленный диагноз является первым шагом к  выздоровлению, так и результаты объективного тестирования позволяют  выбрать оптимальный путь к вершинам знаний.

 

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном  учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить  каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.

 

Задачник. По моему мнению, это важнейшая форма  электронного учебника. Задачник в  электронном учебнике наиболее естественно  осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном  задачнике - дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную  информацию, которая необходима для  решения конкретной задачи. Главная  проблема - подбор задач, перекрывающих  весь теоретический материал. При  подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через  дозированную помощь усвоение определенного  теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный  учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника  и не лишать его столь важной уверенности  в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам  только методистам самой высокой  квалификации.

 

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. С точки зрения программиста, креативная среда является одной из наиболее трудоемких составных частей электронного учебника. Очень сложно решить проблему интерфейса креативной среды. Здесь нужны и талант, и знания, и мастерство. Ведь изучение интерфейса креативной среды не должно быть дополнительным барьером, неожиданно возникающим перед учителем и учеником. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

 

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности  конкретной школы, конкретного класса, конкретного ученика. Пассивно это  обеспечивается избыточностью учебных  материалов, которая позволяет учителю  проложить необходимую траекторию, определяемую выбранной стратегией обучения. Однако опыт показывает, что  творчески активные учителя хотят  сами формировать учебные материалы  электронного учебника. Для этого  необходима соответствующая авторская  среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет  пополнять задачник, готовить раздаточные  материалы и методические пособия  по предмету. Фактически, это подобие  инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Но такой инструмент должен, в принципе, быть доступен методисту и учителю  предметнику (не только учителю информатики).

 

Невербальная  среда. Традиционно электронные  учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий, вербальных по своей природе. По моему мнению, вербальные методы изложения информации после определенного порога приводят к перегрузке ученика. Ведь он должен сначала усвоить систему словесной кодировки знаний, запомнить информацию, описывающую знание в закодированной форме, раскодировать знание и научиться применять его для решения проблем, сначала учебных, а затем и реальных. При этом очень много сил и времени тратится на усвоение словесных описаний знаний и навыков. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу для учащегося. Так в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Хочется подчеркнуть, что речь идет не об иллюстрациях в форме видео или кино фрагментов, а именно о совместной деятельности учителя и ученика. Подобного рода невербальные среды только появляются, но за ними большое будущее. Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

 

Перечисленные архитектурные формы могут быть реализованы в виде отдельных  электронных учебников либо сгруппированы  в рамках единого архитектурного ансамбля. Все зависит от замысла "архитектора" электронного учебника. Архитектор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных  учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в окружающий его ландшафт.

 

1.3. Методические  рекомендации по разработке электронного  учебника

 

 

На первом этапе разработки ЭУ целесообразно  подобрать в качестве источников такие печатные и электронные  издания, которые

 

· наиболее полно  соответствуют стандартной программе,

 

· лаконичны  и удобны для создания гипертекстов,

 

· содержат большое  количество примеров и задач,

 

· имеются  в удобных форматах (принцип собираемости).

 

На втором этапе заключения договоров из полученного  набора источников отбираются те, которые  имеют оптимальное соотношение  цены и качества.

 

На третьем  этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала  на разделы, состоящие из модулей, минимальных  по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух- или  трехуровневый индекс).

 

На четвертом  этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются  тексты, не вошедшие в перечни, и  пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных  справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Информация о работе Обеспечение электронного учебника