Общая характеристика интеллектуальной собственности, ее правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закрепленные законом временное исключительное право, а так же личные не имущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом,

Содержание

1.Понятие интеллектуальной собственности
1.2Эволюция интеллектуальной собственности
2.Виды интеллектуальных прав.
3.Виды нарушений интеллектуальной собственности
3.1 Примеры нарушений авторского права
4. Роль интеллектуальной собственности в экономике Украины.
5 Охрана интеллектуальной собственности
5.1 Мировые тенденции защиты интеллектуальной собственности и Украины
5.2 Проблемы охраны интеллектуальной собственности в Украине
5.3. Возможные пути решения проблем.
5.4. Общественные цели использования интеллектуальной собственности

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Анализ состояния борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности в Украине подтверждает, что хотя уровень нарушений остается высоким, в последнее время происходит заметная активизация процессов охраны интеллектуальной собственности. 

Данные Министерства внутренних дел Украины свидетельствуют о том, что за 9 месяцев 2001 г. среди проверенных 12 тыс. предприятий в различных регионах Украины на каждом втором из них выявлены нарушения установленного законодательством Украины порядка тиражирования и распространения объектов интеллектуальной собственности. Министерством возбуждено 221 уголовное дело, в т.ч. 63 — за нарушение авторских и смежных прав, в то время как за весь 2000 г. было выявлено лишь 19 таких преступлений. Свыше 4200 лиц привлечены к административной ответственности. Прекращена незаконная деятельность 16 «подпольных» цехов, которые занимались производством и распространением контрафактной продукции. У правонарушителей изъято 257 тыс. видеокассет, 235 тыс. аудиокассет и 217 тыс. компакт-дисков (всего — 709 тыс. единиц) на общую сумму 7,8 млн. грн. 

5.3Возможные решения существующих проблем

До конца 2002 г. желательно завершить процесс принятия законодательных  актов (включая внесения изменений  и дополнений к действующим законам), которые привели бы украинское законодательство в соответствие с требованиями Соглашения ТРИПС, что является одним из ключевых условий вступления Украины в ВТО.Одновременно следует дополнить действующую Программу интеграции Украины к Европейскому Союзу — в части уточнения институционных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по охране интеллектуальной собственности.Следует изучить вопрос о целесообразности присоединения Украины к ряду международных конвенций и договоров, включая Мадридское соглашение о прекращении использования неправдивых или вводящих в заблуждение указаний происхождения товаров 1891 г. (в редакции Стокгольмского акта 1967 г.); Лиссабонское соглашение о защите названий мест происхождения и их международной регистрации 1958 г.; Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, которые передаются через спутники 1974 г.; Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений (FRT) 1989 г.; Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности относительно интегральных микросхем 1989 г.; Евразийская патентная конвенция (ЕПК) 1994 г. Кстати, по последнему из названных вопросов на «круглом столе» развернулась горячая дискуссия. Категорически против ратификации ЕПК выступил ряд участников, в т.ч. патетные поверенные, чье мнение озвучила Т.Кукшина.

Важно также изучить вопрос о целесообразности разработки долгосрочной (на пять лет) программы сотрудничества с Европейским патентным ведомством и Ведомством по гармонизации на внутреннем рынке (товарные знаки ЕС). Следует разработать комплекс долгосрочных мероприятий по адаптации национальной патентной системы к параметрам европейской патентной системы и европейской системы товарных знаков;На основе активного участия в работе, проводимой Всемирной организацией интеллектуальной собственности в вопросах охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет, в сферах биотехнологии, фольклора, традиционных знаний, нужно будет внести соответствующие дополнения к Программе развития государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине на 2001–2004 гг., направленные на подготовку нормативно-правовых актов в этих сферах.Аналогичным образом следует внести в перечень актов законодательства Украины, по которым необходима адаптация к законодательству ЕС, нормативные документы ЕС по вопросам охраны интеллектуальной собственности в информационном обществе, сети Интернет.В данной области приоритет номер один — ускорение принятия Книги IV «Интеллектуальная собственность» новой редакции Гражданского кодекса Украины, проведение работы относительно ликвидации несогласований между отдельными нормативно-правовыми актами по вопросам интеллектуальной собственности.Практически перезревшим является вопрос о принятии закона о создании Патентного суда Украины как органа специальной компетенции, уполномоченного рассматривать спорные вопросы в сфере интеллектуальной собственности в порядке административного судопроизводства, включая вопросы защиты от недобросовестной конкуренции, связанные с правами интеллектуальной собственности.Специалистами поддерживается идея внесения изменения в Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», Уголовный кодекс Украины относительно уголовной ответственности за подачу заявок на изобретения в иностранные государства до подачи их в национальное патентное ведомство.С другой стороны, следует внести изменения в действующее Положение о порядке регистрации и перемещения через таможенную границу Украины товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, упростить действующие регистрационные процедуры и уменьшить размер платы за регистрацию до величины, отображающей реальные затраты на такую регистрацию или продолжение ее срока (на сегодня это сумма, колеблющаяся в диапазоне $100–400).Следовало бы обеспечить до конца 2002 г. подготовку законопроектов относительно: охраны коммерческой тайны, включая вопросы ноу-хау; правовой охраны рационализаторских предложений; трансфера технологий (включая регулирование вопросов патентования изобретений за границей, вопрос передачи технологий при выезде физических лиц за границу); оценки интеллектуальной собственности; а также разработать методику оценки стоимости прав интеллектуальной собственности.К этому следует добавить, что в ходе дискуссии на «круглом столе» первый заместитель председателя Государственного департамента интеллектуальной собственности В.Жаров высказался за принятие специального законодательного акта по вопросам служебных изобретений, т.е. изобретений, сделанных при выполнении работником своих служебных обязанностей. Одновременно он выступил за то, чтобы вернуться к рассмотрению вопроса о защите авторов научных открытий в рамках работы по подготовке новой редакции Гражданского кодекса Украины.Важными задачами в данной области является обеспечение надлежащего уровня координации деятельности министерств и ведомств путем регулярного проведения заседаний Межведомственного комитета по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также принятие постановления о создании в министерствах и ведомствах структурных подразделений по вопросам интеллектуальной собственности.Вместе с тем следует сделать акцент на внедрении современных технологий управления процессами охраны интеллектуальной собственности. Этому способствовало бы создание централизованного компьютерного банка данных относительно фирменных наименований, зарегистрированных на территории Украины; внедрение новейших информационных технологий, в частности относительно патентной библиотеки общественного пользования. По информации председателя Государственного департамента интеллектуальной собственности Н.Паладия, департамент занимается вплотную вопросом создания Интернет-биржи, в рамках которой предусматривается электронный доступ к базам данных об изобретениях.Необходимы мероприятия по расширению сети региональных организаций в области предоставления широкого комплекса услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности, с участием Всеукраинской ассоциации патентных поверенных, Общества изобретателей и рационализаторов Украины, с использованием, в случае необходимости, сотрудничества с региональными отделениями Торгово-промышленной палаты Украины. Необходимо также разработать меры по приведению национальной статистики относительно интеллектуальной собственности в соответствие с международными стандартами в этой сфере.Вместе с тем, зарубежный опыт показывает, что создать эффективную систему охраны интеллектуальной собственности, опираясь исключительно на государственные структуры, невозможно. В силу этого собственникам интеллектуального продукта (юридическим и физическим лицам), а также творческим союзам Украины важно активизировать процесс создания негосударственных организаций по вопросам охраны интеллектуальной собственности, а наиболее мощным из них — изучить вопрос о вхождении в соответствующие международные негосударственные организации.Наконец, в данной сфере необходимо принять меры в отношении урегулирования вопросов «интеллектуального наследства» бывшего СССР.В этой области следует предоставить Государственному комитету стандартизации, метрологии и сертификации Украины соответствующие полномочия для эффективной защиты потребителей от недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. Вместе с тем, как подчеркнул в своем выступлении первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины А.Мельниченко, ответственность за проведение мер борьбы с недобросовестной конкуренцией не должна распыляться по множеству ведомств. Следовательно, функции Госкомстандарта в данной области должны ограничиваться компетенцией в области защиты прав потребителей и не должны ограничивать роль Антимонопольного комитета в данной области.Необходимо также принять меры к усилению координации деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. правоохранительных органов, с целью создания целостной системы обеспечения (в т.ч. информационного) соблюдения законодательства об охране интеллектуальной собственности.Эти вопросы требуют самого пристального внимания, поскольку обусловливают массовость и устойчивость нарушений прав интеллектуальной собственности. Без решения этих проблем (а они теснейшим образом связаны с вопросами доходов населения, реальной заработной платы в стране) и при полагании исключительно на карательные меры придется сделать то, что афористично изобразила во время дискуссии на «круглом столе» руководитель юридического департамента Украинского национального комитета Международной торговой палаты Н.Котигоренко – «закупить в Китае дешевую арматуру и всем поставить решетки на окна». Нельзя не согласиться с ее мнением о том, что многие граждане Украины просто финансово «не потянут» покупки лицензированных продуктов, и, следовательно, нужны меры технической и финансовой помощи в решении данной проблемы.Следует разработать систему экономических стимулов (налоговых, кредитных, страховых) коммерциализации запатентованных научно-технических достижений. В частности, назревшим является вопрос о создании Фонда содействия патентованию украинских изобретений за границей, с его частичным финансированием из Государственного бюджета в рамках отдельной статьи бюджетных затрат на охрану интеллектуальной собственности.В Государственном бюджете следует также предусмотреть надлежащее финансирование затрат на развитие инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности, модернизацию технической базы государственных учреждений этой сферы и внедрение в них новейших информационных технологий.В контексте этой категории проблем достаточно актуально прозвучало замечание руководителя Центра интеллектуальной собственности и передачи технологий президиума НАН Украины Ю.Капицы о нерешенности в Украине вопроса относительно порядка и эффективного регулирования размеров вознаграждения авторам изобретений, из-за чего «изобретать в Украине невыгодно» Актуальным вопросом стало проведение в украинских СМИ широкомасштабной образовательной кампании, направленной на формирование у населения Украины правовой культуры, уважения к интеллектуальной собственности и базовых знаний о правах собственников интеллектуального продукта и механизмах его охраны, в т.ч. за границей.В рамках Концепции реформирования системы образования в Украине было бы желательно предусмотреть внедрение в средней школе ознакомительных курсов (разделов) с основами интеллектуальной собственности и соответствующих спецкурсов в высших учебных заведениях. Это, однако, является достаточно непростым вопросом в условиях, когда, по словам руководителя управления экономической безопасности аппарата СНБОУЗ.Варналия, в школах на сегодня отсутствуют даже элементарные курсы по вопросам экономики.В целом следует позаботиться о разработке системы организации обучения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, научно-методического обеспечения этого процесса.Наконец, эффективным решением может стать введение разветвленной системы дистанционного обучения специалистов в области интеллектуальной собственности с помощью Интернета с использованием опыта Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Важно также проработать вопрос относительно более широкого использования возможностей Всемирной академии ВОИС для подготовки специалистов высшего уровня квалификации.По мнению экспертов УЦЭПИ, реализация этих предложений будет содействовать дальнейшему развитию и качественному усовершенствованию системы охраны интеллектуальной собственности в Украине, ускорению экономического развития и повышению международного имиджа нашего государства. 

 

6. Общественные  цели интеллектуальной собственности

 

Права на интеллектуальную собственность позволяют владельцам интеллектуальной собственности извлечь  выгоду из собственности, созданную ими, предоставляя финансовые стимулы для создания интеллектуальной собственности и инвестиций в неё, и, в патентных случаях, оплату исследований и разработки.

Договора ВОИС и несколько связанных с ними международных соглашений исходят из посылки, что защита прав интеллектуальной собственности крайне важна для поддержания экономического роста. В Справочнике об Интеллектуальной Собственности ВОИС приводятся две причины необходимости закона об интеллектуальной собственности: «Первая — чтобы создать законное выражение моральных и экономических прав авторов на свои творения и права общественности на доступ к этим творениям. Вторая, как преднамеренный акт государственной политики, заключается в поощрении творчества, распространения и применения его результатов и содействии справедливой торговли, которая будет способствовать экономическому и социальному развитию.»[3]В Торговом соглашении по борьбе с контрафакцией говорится, что «эффективная защита прав интеллектуальной собственности имеет решающее значение для устойчивого экономического роста во всех отраслях и во всем мире».[4]Совместный исследовательский проект ВОИС и Университета Организации Объединенных Наций по оценке воздействия систем интеллектуальной собственности на шести азиатских странах показал «положительную корреляцию между укреплением системы ИС и последующего экономического роста».[5]Экономисты также показали, что ИС может быть препятствием для инноваций, если инновация резка. ИС создаёт экономическую неэффективность в случае монополии.. Препятствие для направления ресурсов на инновации может возникнуть, когда монопольные прибыли меньше, чем улучшение благосостояния общества. Эта ситуация может рассматриваться как провал рынка, а также вопрос о присвояемости В соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право на защиту своих моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».[6] Хотя взаимосвязь интеллектуальной собственности и прав человека сложна,[7] существуют аргументы в пользу интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Литература:

 

1 Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins. — Пер. с фр.; Предисл. М.А. Федотова. — М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. — С. 303. — 788 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86218-395-7 UNESCO 92-3-202837-9.

2.Викепидия свободная энциклопедия [ электронный ресурс ].-режим доступа                   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

3.Патенты на изобретения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4.С. А. Голанов Условия патентоспособности изобретения, промышленного образца, полезной модели

5.Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (этот документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

6.Договор о законах по товарным знакам (TLT) [ Электронный ресурс ]./- режим допуска http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/documents/international_documents/international_agreement/dog_zak_tz/

7. Указ Президента Украины № 895/2010.

8 Приказ МОН Украины об основных научных направлениях на 2009-

2013 гг.

9. Крэйг Вентер. Саммит по вопросам научных исследований и

инноваций. Калифорния, 2009 г.

10. Материалы главного управления статистики в Донецкой области.

11. Держкомстат України [Электронный ресурс]: http://www.ukrstat.gov.ua.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика интеллектуальной собственности, ее правовое регулирование