Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:30, контрольная работа
В настоящее время принято говорить о новом витке в развитии общественной формации – информационном обществе. Информация становится сегодня главным ресурсом мирового сообщества. Практически любая деятельность человека тесно связана с получением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. Современное общество широко пользуется благами компьютеризации и информатизации.
1. Необходимость, назначение и общее содержание организационно-правового обеспечения информационной безопасности 3
2. Методы и специальные технические средства, используемые в ходе поисковой операции в целях обеспечения защиты информации 13
Список использованной литературы 19
Содержание
1. Необходимость, назначение и общее содержание организационно-правового обеспечения информационной безопасности 3
2. Методы и специальные технические средства, используемые в ходе поисковой операции в целях обеспечения защиты информации 13
Список использованной литературы 19
1. Необходимость, назначение и общее содержание организационно-правового обеспечения информационной безопасности
В настоящее время принято говорить о новом витке в развитии общественной формации – информационном обществе. Информация становится сегодня главным ресурсом мирового сообщества. Практически любая деятельность человека тесно связана с получением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. Современное общество широко пользуется благами компьютеризации и информатизации.
Владение информационными
ресурсами и рациональное их использование
создают условия оптимального управления
обществом. И напротив, искажение
информации, блокирование ее получения,
использование недостоверных
Высокую опасность для
общества и дополнительные проблемы
для правоохранительных органов
создают усиливающийся
Несанкционированный доступ различных криминальных и ком-мерческих структур к служебной и конфиденциальной информации позволяет этим структурам, в частности, уклоняться от своих налоговых обязанностей, совершать иные правонарушения, противодействовать правоохранительным органам и органам исполнительной власти.
Следовательно, проблема организационно-правового обеспечения информационной безопасности имеет важное практическое значение для обеспечения безопасности всего мирового сообщества в целом и отдельной личности в частности.
Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности - это совокупность решений, законов, нормативов, регламентирующих как общую организацию работ по обеспечению информационной безопасности, так и создание и функционирование систем защиты информации на конкретных объектах. Поэтому организационно-правовая база должна обеспечивать следующие основные функции:
1) разработка основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к защищаемой информации;
2) определение системы
органов и должностных лиц,
ответственных за обеспечение
информационной безопасности в
стране и порядка
3) создание полного комплекса
нормативно-правовых
4) определение мер
5) определение порядка
разрешения спорных и
Под юридическими аспектами
организационно-правового
Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и регулируется соответствующими законодательными и правовыми актами.
Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой законов и правовых актов РФ.
Существует следующая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации:
Рассмотрим специальное законодательство в области информационной безопасности.
Основополагающим среди российских актов следует считать Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"1.
Закон приводит понятийный аппарат
и механизмы регулирования в соответствие
с практикой применения информационных
технологий, определяет правовой статус
различных категорий информации, закрепляет
положения о регулировании создания и
эксплуатации информационных систем,
общие требования к использованию информационно-
Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"2 регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.
Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
Под государственной тайной
понимаются защищаемые государством сведения
в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
За обеспечением защиты государственной
тайны предусмотрены
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"3 закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне"4 регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции.
Под коммерческой тайной понимается
конфиденциальность информации, позволяющая
ее обладателю при существующих или
возможных обстоятельствах
Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.
Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи"5 определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Под электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) понимается реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Устанавливаются условия использования ЭЦП, определяется статус удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей, а также некоторые особенности использования ЭЦП.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ6 содержит нормы относительно преступлений в сфере компьютерной информации (ст. 272, 273, 274).
Статья 272 УК РФ посвящена
неправомерному доступу к компьютерной
информации. Статья 273 УК РФ регулирует
отношения в сфере создания, использования
и распространения вредоносных компьютерных
программ. Статья 274 УК РФ предусматривает
ответственность за нарушение правил
эксплуатации средств хранения, обработки
или передачи компьютерной информации
и информационно-
Кроме перечисленных нормативно-
Перейдем к рассмотрению организационной составляющей организационно-правового обеспечения защиты информации.
Организационная защита - это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявления внутренних и внешних угроз.
Организационная защита обеспечивает:
− организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;
− использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз безопасности.
Организационные мероприятия играют существенную роль в создании надежного механизма защиты информации, так как возможности несанкционированного использования конфиденциальных сведений в значительной мере обусловливаются не техническими аспектами, а злоумышленными действиями, нерадивостью, небрежностью и халатностью пользователей или персонала защиты. Влияния этих аспектов практически невозможно избежать с помощью технических средств. Для этого необходима совокупность организационно-правовых и организационно-технических мероприятий, которые исключали бы (или, по крайней мере, сводили бы к минимуму) возможность возникновения опасности конфиденциальной информации.
Организационные мероприятия
- это мероприятия
К основным организационным мероприятиям можно отнести:
− организацию режима и охраны. Их цель - исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц; обеспечение удобства контроля прохода и перемещения сотрудников и посетителей;
− создание отдельных производственных зон по типу конфиденциальных работ с самостоятельными системами доступа;
− контроль и соблюдение временного режима труда и пребывания на территории персонала фирмы;
− организация и поддержание надежного пропускного режима и контроля сотрудников и посетителей и др.;
− организацию работы с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;
− организацию работы с
документами и
− организацию использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;
− организацию работы по анализу внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработке мер по обеспечению ее защиты;
− организацию работы по проведению систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учета, хранения и уничтожения документов и технических носителей.