Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:02, отчет по практике
Задачами учебной практики являются:
систематизация знаний, полученных при изучении дисциплины;
приобретение опыта в комплексной разработке и реализации практических задач;
совершенствование практических навыков в использовании и разработке современных информационных систем;
практическое использование языка программирования C++Builder;
закрепить и усовершенствовать свои знания в области разработки и проектирования баз данных.
Введение
С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями и спектром применения, активно используются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных. И занимают неотъемлемую часть в нашей жизни.
Выполнение расчетов, обработка и поиск данных и заполнение документов данными представляют собой трудоемкий процесс. Который занимает большое количество сил и времени. Упростить выполнение этой задачи можно с использованием автоматизированных информационных систем.
Созданием которых на данном этапе мы и занимаемся.
Целью учебной практики является автоматизация работы интернет магазина.
Все данные о клиентах, о товарах, имеющихся на складе, и о заказах в интернет магазине, хранятся в базе данных. Это дает уверенность, что они не пропадут и нигде не затеряются. Тем более что в базе данных они могут храниться сколько угодно времени. И использовать эти данные возможно в любое время.
Эффективность работы интернет магазина будет повышена за счет удобства заполнения документов, а также за счет упорядочивания процессов обработки данных.
Задачами учебной практики являются:
систематизация знаний, полученных при изучении дисциплины;
приобретение опыта в комплексной разработке и реализации практических задач;
совершенствование практических навыков в использовании и разработке современных информационных систем;
практическое использование языка программирования C++Builder;
закрепить и усовершенствовать свои знания в области разработки и проектирования баз данных.
1 Техническое задание
1.1 Общая характеристика задачи
1.1.1 Общие сведения.
1.1.1.1 Полное наименование приложения. «Интернет магазин с доставкой товаров на дом». Приложение разработано учащимся группы ПО-167 Адамовичем Станиславом Алексеевичем, преподаватель-руководитель Литвинова Людмила Евгеньевна.
1.1.1.2 Исходные данные ОС Microsoft Windows XP, MS ACCESS 2003, MS Word 2003, С++Builder 6.
1.1.1.3 Дата выдачи задания 18 мая 2010 года.
1.1.1.4 Срок сдачи законченного задания 03 июня 2010 года.
1.1.2 Назначение и цели создания системы.
1.1.2.1 Функционирование интернет магазина связано с поступлением большого количества заказов от клиентов. Человек, занятый на должности продавца, должен помнить большое количество информации, которую порой трудно систематизировать. Для ускорения ввода исходной информации и получения необходимых отчетов, повышения надежности хранения информации, внесения изменений в имеющиеся данные и других действий была разработана информационная система «Интернет магазин».
1.1.2.2 Цели создания данной информационной базы данных:
- уменьшение количества ошибок, связанных с человеческим фактором;
- увеличение скорости обработки информации;
- уменьшение трудоемкости;
- внесение полученных измерений в электронный документ;
- предоставление пользователю удобных инструментов анализа полученных данных (поиск и фильтрация).
1.1.3 Характеристика объекта автоматизации.
1.1.3.1 Краткие сведения. Система представляет собой базу данных, содержащую информацию о клиентах и товарах, а так же о заказах клиентов. На основе запроса клиента, система формирует отчет (заказ) о продаже данного товара, отчет о товаре. Взаимодействие с пользователем осуществляется на основе меню и экранных форм.
1.1.3.2 Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды. Программа является Windows-приложением. Интерфейс программы соответствует требованиям стандартного графического интерфейса пользователя . Windows-приложения. Приложение является однопользовательским.
1.1.4 Требования к приложению.
1.1.4.1 Требования к системе в целом. Информационная модель ИС должна представлять:
- таблицы - не менее 4;
- связи типа «один-ко-многим» - не менее 3;
- характеристики полей базы данных ИС;
- запросы к базе данных - не менее 5.
1.1.4.2 Взаимодействие интерфейсной части информационной системы с базой данных должно осуществляться на основе технологии ADO. Для взаимодействия с базой данных на пользовательской форме должны использоваться следующие компоненты:
- ADOConnection;
- ADOTable;
- DataSource.
1.1.4.3 Для вывода данных из таблиц на пользовательскую форму рекомендуется использовать компонент визуализации DBGrid.
1.1.4.4 Разработанная интерфейсная часть информационной системы должна обеспечивать возможность поиска записей по фрагменту значения поля базы данных и фильтрацию данных по заданному значению поля.
1.1.4.5 Запросы к базе данных должны быть реализованы на языке SQL, используя компонент ADOQuery.
1.1.5 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой. Система должна предоставлять пользователю возможность:
- вводить данные о поле, культуре, рабочих и бригадире;
- производить редактирование и удаление информации о поле, культуре, рабочих и бригадире;
- формировать и выводить на печать отчетов.
1.1.6 Требования к программному обеспечению: программа должна работать на компьютерах с ОС Microsoft Windows 98 и выше и установленными Microsoft Office, Borland С++ Builder.
1.1.7 Состав и содержание работ по созданию системы.
1.1.7.1 Разработка программного модуля
1.1.7.2 Оформление документации:
1.1.7.2.1 Пояснительная записка
1.1.7.2.2 Постановка задачи
1.1.7.2.3 Проектирование программного модуля
1.1.7.2.3 Реализация программного модуля
1.1.7.2.4 Тестирование программного модуля
1.1.8 Оформление технической документации выполнить в соответствие с требованиями стандарта. Вся техническая документация должна быть оформлена по стандарту СТП 7-2005
1.1.9 Источники разработки. А.Я. Архангельский «Программирование в Borland С++ Builder 6», Культи Н. Б. «Основы программирования в Borland С++ Builder 6, С. И. Бобровский Borland С++ Builder 6. Учебный курс».
1.2 Постановка задачи
Задачей продавца является своевременная обработка заказа на товар, его проверка и анализ, ведь не всегда клиенты могут правильно заполнить свои данные. Продавец так же должен знать количество имеющегося товара, время доставки до заказчика, что бы четко корректировать службу доставки товаров. Эти и многие другие задачи помогает решить автоматизация деятельности интернет магазина. При автоматизированной информационной системе возможно получить быстро информацию интересующую продавца.
Создание базы данных позволяет автоматизировать процесс:
- ввода данных о товаре;
- ввода данных о клиенте;
- ввода данных о заказах;
- ввода данных о доставках;
- поиска записей по фрагменту значения поля базы данных;
- фильтрации данных по заданному значению.
2 Проектирование логической модели системы
2.1 Функциональная модель
Функциональную модель строят для описания работы программы. Систему представляют, как взаимодействие отдельных функций и работ. Наиболее наглядно и понятно функциональная модель реализуется с помощью CASE-средства BP-win, при помощи нотаций DFD или IDEF0. При этом разрабатываются контекстная диаграмма и диаграммы детализации процессов.
Контекстная диаграмма представляет собой схему организации работы интернет магазина. Входными данными является информация о клиенте. Результатом функционирования являются отчеты: о доставке товара, о сумме товара. Управлением является данные о товаре, регистрационные данные. Механизмом работы – администратор. Контекстная диаграмма представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – «Контекстная диаграмма»
Диаграмма детализации первого уровня состоит из 3 процессов. Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Декомпозиция процесса «Организация работы Интернет магазина»
Полученные процессы – «Регистрация клиента в интернет магазине», «Оформить заказ на товар» и «Организовать доставку товара»– также подлежат дальнейшей детализации (см. рисунок 3, 4, 5).
Процесс «Регистрация клиента в интернет магазине» детализируется на 4 процесса- «Занести данные о клиенте», «Проверить занесенные данные о клиенте», «Сохранить проверенные данные о клиенте», «Открыть пользователю доступ к интернет магазину». Входными данными являются данные о клиенте. Выходными – зарегистрированный клиент.
Рисунок 3 – Декомпозиция процесса «Регистрация клиента в интернет магазине»
Процесс «Оформить заказ на товар» детализируется еще на 3 процесса - «Найти требуемый товар», «Оформить заказ на найденный товар», «Передать заказ администратору». Входными данными являются зарегистрированный клиент. Выходными – заказ на товар. Найденный товар руководствуется сертификатом качества. Механизмом, выполняющим работу является клиент.
Рисунок 4 – Декомпозиция процесса «Оформить заказ на товар»
Процесс «Организовать доставку товара» детализируем на 3 процесса - «Проверить заказ клиента» и «Передать товар на доставку», «Закрепить Сформировать отчет о доставке и сумме товара. Входными данными являются Заказ на товар. Выходными – отчет о сумме товара, отчет о доставке товара. Закрепление товара за покупателем руководствуется сертификатом качества. Механизмом, выполняющим работу является администратор.
Рисунок 5 – Декомпозиция процесса «Организация доставки товара»
2.2 Информационная модель
Для отображения информационной модели рассматриваемого процесса используются следующие сущности:
- «Заказ» – для отображения информации о заказе. Содержит адрес заказчика, телефон, дату заказа, заказываемый товар, сумма заказа;
- «Клиент» – для хранения информации о клиенте. Содержит информацию о ФИО Клиента, телефоне, адресе, возрасте и о почтовом идексе;
- «Товар» – для хранения информации о товарах. Содержит Наименование, цену, описание, количество;
- «Товар в доставке» – для хранения информации о товарах в доставке. Содержит наименование товара, тип оплаты.
На логическом уровне проектирования в моделируемой базе данных присутствуют следующие типы связей между описанными сущностями:
- идентифицирующие связи;
- связи один-ко-многим.
Связь между сущностями «Клиентом» и «Заказом» идентифицирующая так как для заказа необходима информация о клиенте. Тип связи один ко многим, так как один клиент может осуществить множество заказов.
Связь между сущностями «Товар» и «Заказ» идентифицирующая так как для заказа необходима информация о товаре. Тип связи один ко многим, так как один тип товара может быть продан несколько раз, соответственно встретится в нескольких заказах.
Связь между сущностями «Заказ» и «Товар» в доставке идентифицирующая так как для Товара в доставке необходима информация о заказе. Тип связи один ко многим, так как в одном заказе может быть несколько товаров.
Моделируемая база данных на логическом уровне представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 –Логический уровень базы данных
Для отображения информационной модели также используется физический уровень.
Моделируемая база данных на физическом уровне представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Физический уровень базы данных
3 Реализация системы в MS Access
3.1 Разработка SQL запросов
В системе разработано 5 запросов. Рассмотрим их определения.
Запрос «Клиента». Содержит ФИО Клиента, код клиента, адрес, телефон.
SELECT КЛИЕНТ.ФИО_Клиента, КЛИЕНТ.Код_клиента, КЛИЕНТ.Адрес, КЛИЕНТ.Телефон, КЛИЕНТ.Почтовый_индекс, КЛИЕНТ.Возраст
FROM КЛИЕНТ
WHERE (((КЛИЕНТ.ФИО_Клиента)=[
ORDER BY КЛИЕНТ.ФИО_Клиента;
Запрос «Заказы на сумму более 10000». Содержит сумму, адрес заказчика, телефон, товар, дата, тип оплаты.
SELECT ЗАКАЗ.На_сумму, ЗАКАЗ.Адрес_заказчика, ЗАКАЗ.Телефон_заказчика, ЗАКАЗ.Товар, ЗАКАЗ.Дата, Товар_в_доставке.Тип_оплаты
FROM ЗАКАЗ INNER JOIN Товар_в_доставке ON ЗАКАЗ.№Заказа = Товар_в_доставке.№Заказа
WHERE (((ЗАКАЗ.На_сумму)>"10000"));
Запрос «Поиск доставляемого товара». Содержит товар, номер заказа, код товара, тип оплаты, номер доставки, код клиента.