Поиск в информации в Интернете. Характеристика основных поисковых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Сеть Интернет похожа на огромную мировую библиотеку, имеющую только одно, но существенное отличие: для поиска книги в библиотеке есть каталог, в крайнем случае, можно обратиться к опытному библиотекарю. Полного каталога Интернета не существует. Но, тем не менее, поиск в глобальной компьютерной сети возможен, и это, пожалуй, является одной из наиболее важных его сторон. Для поиска данных в сети используются специальные серверы, информация на которых поддерживается и обновляется практически автоматически.

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк2.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

      2.1 Яндекс

      Рассмотрим  подробнее понятие поискового запроса  на примере поисковой системы «Яндекс». Поисковый запрос должен быть сформулирован пользователем в соответствии с тем, что он хочет найти, максимально кратко и просто. Допустим, мы хотим найти информацию в «Яндексе» о том, как выбрать автомобиль. Для этого, открываем главную страницу «Яндекса», и вводим текст поискового запроса «как выбрать автомобиль». Далее, наша задача сводится к тому, чтобы открыть предоставленные по нашему запросу ссылки на источники информации в Интернет. Однако, вполне можно и не найти нужную нам информацию. Если таковое произошло, то либо нужно перефразировать свой запрос, либо в базе поисковой системе действительно нет никакой актуальной информации по нашему запросу (такое может быть при задании очень «узких» запросов, как, например «как выбрать автомобиль в Архангельске»)

      Первоочередная  задача любой поисковой системы  – доставлять людям именно ту информацию, которую они ищут. А научить  пользователей делать «правильные» запросы к системе, т.е. запросы, соответствующие  принципам работы поисковых систем, невозможно. Поэтому разработчики создают такие алгоритмы и принципы работы поисковых систем, которые бы позволяли находить пользователям искомую ими информацию.

      

      Это означает, поисковая система должна «думать» так же, как думает пользователь при поиске информации. Когда пользователь обращается с запросом к поисковой  машине, он хочет найти то, что  ему нужно, максимально быстро и  просто. Получая результат, он оценивает работу системы, руководствуясь несколькими основными параметрами. Нашел ли он то, что искал? Если не нашел, то сколько раз ему пришлось перефразировать запрос, чтобы найти искомое? Насколько актуальную информацию он смог найти? Насколько быстро обрабатывала запрос поисковая машина? Насколько удобно были представлены результаты поиска? Был ли искомый результат первым или же сотым? Как много ненужного мусора было найдено наравне с полезной информацией? Найдется ли нужная информация, при обращении к поисковой системе, скажем, через неделю, или через месяц?

      Для того, чтобы удовлетворить ответами все эти вопросы, разработчики поисковых  машин постоянно совершенствуют алгоритмы и принципы поиска, добавляют  новые функции и возможности, всячески пытаются ускорить работу системы.

      Основные характеристики поисковой системы

      Опишем  основные характеристики поисковых  систем:

  • Полнота

      Полнота - одна из основных характеристик поисковой  системы, представляющая собой отношение  количества найденных по запросу  документов к общему числу документов в сети Интернет, удовлетворяющих данному запросу. К примеру, если в Интернете имеется 100 страниц, содержащих словосочетание «как выбрать автомобиль», а по соответствующему запросу было найдено всего 60 из них, то полнота поиска будет 0,6. Очевидно, что чем полнее поиск, тем меньше вероятность того, что пользователь не найдет нужный ему документ, при условии, что он вообще существует в Интернете.

  • Точность

      Точность - еще одна основная характеристика поисковой машины, которая определяется степенью соответствия найденных документов запросу пользователя. Например, если по запросу «как выбрать автомобиль» находится 100 документов, в 50 из них содержится словосочетание «как выбрать автомобиль», а в остальных просто наличествуют эти слова («как правильно выбрать магнитолу и установить в автомобиль»), то точность поиска считается равной 50/100 (=0,5). Чем точнее поиск, тем быстрее пользователь найдет нужные ему документы, тем меньше различного рода «мусора» среди них будет встречаться, тем реже найденные документы не будут соответствовать запросу.

  • Актуальность

      Актуальность - не менее важная составляющая поиска, которая характеризуется временем, проходящим с момента публикации документов в сети Интернет, до занесения  их в индексную базу поисковой системы. Например, на следующий день после появления интересной новости, большое количество пользователей обратились к поисковым системам с соответствующими запросами. Объективно с момента публикации новостной информации на эту тему прошло меньше суток, однако основные документы уже были проиндексированы и доступны для поиска, благодаря существованию у крупных поисковых систем так называемой «быстрой базы», которая обновляется несколько раз в день.

  • Скорость поиска

      Скорость  поиска тесно связана с его  устойчивостью к нагрузкам. Например, по данным ООО «Рамблер Интернет Холдинг», на сегодняшний день в рабочие часы к поисковой машине Рамблер приходит около 60 запросов в секунду. Такая загруженность требует сокращения времени обработки отдельного запроса. Здесь интересы пользователя и поисковой системы совпадают: посетитель желает получить результаты как можно быстрее, а поисковая машина должна отрабатывать запрос максимально оперативно, чтобы не тормозить вычисление следующих запросов.

  • Наглядность

      Наглядность представления результатов является важным компонентом удобного поиска. По большинству запросов поисковая машина находит сотни, а то и тысячи документов. Вследствие нечеткости составления запросов или неточности поиска, даже первые страницы выдачи не всегда содержат только нужную информацию. Это означает, что пользователю зачастую приходится производить свой собственный поиск внутри найденного списка. Различные элементы страницы выдачи поисковой системы помогают ориентироваться в результатах поиска. Подробные пояснения по странице результатов поиска, например у «Яндекса» можно посмотреть по ссылке http://help.yandex.ru/search/?id=481937.

2.2 Google

      URL: http://www.google.com

      URL (регистрация сайта в google): http://www.google.com/addurl.html

Описание Google

      Google появился сравнительно недавно, в 1998 г. Его создатели, сотрудники Стенфордского университета (США) Сергей Брин и Лоуренс Пейдж, постарались сделать его механизм более гибким и расширяемым, чем существовавшие на то время у грандов поиска - Аltavista и Inktomi. На данный момент Google и Fast (еще одна ИПС, www.alltheweb.com) имеют самый большой объем проиндексированных страниц - более двух миллиардов (данные на июль 2002 г.). Речь идет не только о собственно html- и xml-документах, но и pdf, doc и даже флэш-анимации. Причем только Google, в отличие от других иностранных ИПС (кроме конечно "Яндекс", "Рамблер> и <Апорт>), хорошо индексирует русскоязычные Web-ресурсы в зоне.ru.

      В Google система оценки качества называется PageRank (PR). Суть ее заключается в том, что при решении о порядке выдачи пользователю списка страниц, попадающих под его запрос, во внимание принимается некий коэффициент, зависящий от количества ссылок с других сайтов на эту страницу и от их популярности. На самом деле в этом есть рациональное зерно. Ведь если рассматриваемая страница действительно такая важная, что ее стоит прочитать, скорее всего, на нее уже ссылаются другие источники. Верно и обратное: если на документ никто не ссылается - кому он тогда нужен?! Причем PageRank - это не просто общая сумма ссылок, это нормализованное отношение количества ссылок, приводящих на данную страницу, к количеству исходящих c нее.

      Еще одна важная черта поисковой системы google заключается в том, что в google хранятся описания ссылок на проиндексированные страницы. Эта особенность позволяет более адекватно проводить поиск в накопленной базе данных. Скажем, автор странички забыл указать ее название между тегами <title></title>. Любая поисковая система при выдаче результатов поиска ставит высокий приоритет словам, указанным именно в названии. В этом случае Google будет ориентироваться по текстам ссылок на эту страничку, справедливо основываясь на предположении, что если кто-то ставит ссылку на что-то, то уж, по крайней мере, он эту страничку изучил и постарался наиболее емко отобразить ее содержание в тексте ссылки. Именно поэтому во всех наставлениях по правильному оформлению содержимого документов имеется следующий совет.

      Никогда не ставьте ссылку под словами <здесь>, <тут>, <сюда> (например: полную версию постановления смотри >здесь). Попробуйте написать так: <на сайте есть также и >полная версия постановления>. Кстати, сказанное верно еще и потому, что почти во всех браузерах текст внутри тега <a> подсвечивается тем или иным образом (выделяется подчеркиванием, цветом). Глаз при беглом просмотре странички более вероятно зацепится за выделенные информативные слова, чем за неконкретное краткое наставление <вам сюда>.

      Кроме расчетов PageRank и запоминания текста ссылок, Google хранит шрифтовой размер и смещение каждого слова относительно начала документа. Благодаря тому что система знает конкретное место каждого слова в документе, становится возможен так называемый поиск по наиболее близкому расположению слов друг относительно друга. Например, по запросу <слово1 слово2> ИПС найдет много документов у себя в базе данных, но в отчет в первых строках пойдут только те, в которых <слово1> находится максимально близко слева от <слова2>.

      Всю основную работу по просеиванию сквозь себя содержимого Сети выполняют  Интернет-роботы. Каждый из них берет один адрес из базы данных URL-сервера, скачивает и передает содержимое странички на сервер хранения документов поисковой системы google. Необходимо отметить, что все содержимое сервера хранится в заархивированном виде для увеличения его вместимости.

      Другая  программа - индексатор - занимается тем, что разлагает текст документа  на составляющие его слова, запоминая  при этом местонахождение, шрифтовой  вес, а также написано ли слово  заглавными или строчными буквами  и принадлежит ли оно к категории «особенных» (названия документов, метатеги, URL'ы и тексты ссылок). Вся эта информация складывается в набор контейнеров, именуемых прямым индексом.

      Идентификаторы  слов берутся из словаря, который  постоянно пополняется в поисковой системе google. Одновременно с этим индексатор просматривает содержимое тегов <a></a> и проверяет корректность всех ссылок в службе разрешения имен DNS (domain name service). Если ему встретился URL, которого нет в базе данных поисковой системы google по doc_id, он пополняет не только ее, но и коллекцию ссылок. В дальнейшем этот Интернет-адрес попадает в URL-сервер и круг замыкается. Система поиска google новых документов, при условии, что на них хоть кто-нибудь ссылается, становится самодостаточной - она сама себя подпитывает.

      Для разрешения этой проблемы обновления разработчики предусмотрели ручную форму регистрации ресурсов в  поисковой системы google. Введенные в нее адреса после проверки на корректность также попадают в URL-сервер.

      Описанная выше структура прямого индекса  не очень удобна при поиске документов на основании встречающихся в них слов. Чтобы решить эту проблему, был введен так называемый инверсный, или обратный, индекс. В нем любому слову из словаря соответствует набор doc_id-документов, в которых это слово встречается. Работой по постоянному формированию инверсного индекса занимаются сортировщики. Так как, во-первых, всегда появляются новые документы и, во-вторых, обновляются старые, индекс приходится постоянно перестраивать.

      Качество  поисковой системы google, как уже было отмечено, зависит не только от количества проиндексированных документов, правил их отбора в итоговый список, но и от того, как часто Интернет-роботы заново проверяют содержимое ранее обработанных сайтов. Google распараллеливает работу между несколькими роботами, причем каждый из них при скачивании может «отвлекаться» на другие дела.

      • Поисковая система google полностью поддерживает фреймы

      • Поисковая система google индексирует следующие типы файлов - PDF, CGI, ASP, JSP, CFM, PHP.

      • Поисковая система google поддерживает метатэги - самый важный тэг - title.

      • Google обновлет базы - раз в 60 дней.

      • Среднее время индексации в google - от 48 часов до 2 недель.

      • В google нет быстрой индексации.

      • Google предоставляет данные для - Topclick.com, Yahoo, Netscape, EarthLink.net 

Информация о работе Поиск в информации в Интернете. Характеристика основных поисковых систем