Понятие интерфейса пользователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:47, реферат

Краткое описание

Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже привычных и широко распространенных персональных компьютеров, общее число которых достигло многих сотен миллионов, становится все больше и встроенных средств вычислительной техники. Пользователей всей этой разнообразной вычислительной техники становится все больше, причем наблюдается развитие двух вроде бы противоположных тенденций. С одной стороны, информационные технологии все усложняются, и для их применения, и тем более дальнейшего развития, требуется иметь очень глубокие познания. С другой стороны, упрощаются интерфейсы взаимодействия пользователей с компьютерами. Компьютеры и информационные системы становятся все более дружественными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информатики и вычислительной техники

Содержание

1. Понятие интерфейса пользователя……………………………………..3
2. Виды интерфейсов ……………………………………………………..5
2.1 Командный интерфейс………………………………………………..6
2.2 Графический интерфейс………………………………………………8
2.2.1 Простой графический интерфейс…………………………………..9
2.2.2 WIMP – интерфейс………………………………………………….11
2.3 Речевая технология……………………………………………………12
2.4 Биометрическая технология………………………………………….13
2.5 Семантический (общественный) интерфейс………………………..13
2.6 Типы интерфейсов…………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

интерфейса пользователя.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

2.2.2 WIMP –Интерфейс

Вторым этапом в развитии графического интерфейса стал "чистый" интерфейс WIMP, Этот подвид интерфейса характеризуется  следующими особенностями.

1. Вся работа с программами,  файлами и документами происходит  в окнах - определенных очерченных рамкой частях экрана.

2. Все программы, файлы, документы,  устройства и другие объекты  представляются в виде значков  - иконок. При открытии иконки  превращаются в окна.

3. Все действия с объектами  осуществляются с помощью меню. Хотя меню появилось на первом этапе становления графического интерфейса, оно не имело в нем главенствующего значения, а служило лишь дополнением к командной строке. В чистом WIMP - интерфейсе меню становится основным элементом управления.

4. Широкое использование манипуляторов для указания на объекты. Манипулятор перестает быть просто игрушкой - дополнением к клавиатуре, а становится основным элементом управления. С помощью манипулятора УКАЗЫВАЮТ на любую область экрана, окна или иконки, ВЫДЕЛЯЮТ ее, а уже потом через меню или с использованием других технологий осуществляют управление ими.

Следует отметить, что WIMP требует для  своей реализации цветной растровый  дисплей с высоким разрешением  и манипулятор. Также программы, ориентированные на этот вид интерфейса, предъявляют повышенные требования к производительности компьютера, объему его памяти, пропускной способности шины и т.п. Однако этот вид интерфейса наиболее прост в усвоении и интуитивно понятен. Поэтому сейчас WIMP - интерфейс стал стандартом де-факто.

Ярким примером программ с графическим интерфейсом является операционная система Microsoft Windows.

2.3 Речевая технология

С середины 90-х годов, после появления  недорогих звуковых карт и широкого распространения технологий распознавания  речи, появился так называемый "речевая технология" SILK - интерфейса. При этой технологии команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов - команд. Основными такими командами (по правилам системы "Горыныч") являются:

"Проснись" - включение голосового  интерфейса.

"Отдыхай" - выключение речевого  интерфейса.

"Открыть" - переход в режим  вызова той или иной программы.  Имя программы называется в  следующем слове.

"Буду диктовать" - переход  из режима команд в режим  набора текста голосом.

"Режим команд" - возврат в  режим подачи команд голосом.

и некоторые другие.

Слова должны выговариваться четко, в  одном темпе. Между словами обязательна  пауза. Из-за неразвитости алгоритма  распознавания речи такие системы  требует индивидуальной предварительной  настройки на каждого конкретного пользователя.

"Речевая" технология является  простейшей реализацией SILK - интерфейса.

2.4 Биометрическая технология

Эта технология возникла в конце 90-х  годов XX века и на момент написания  книги еще разрабатывается. Для  управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды. Эта технология, по-видимому, займет свое место в программных продуктах и приложениях, где важно точно идентифицировать пользователя компьютера.

2.5 Семантический (общественный) интерфейс

Этот вид интерфейса возник в  конце 70-х годов XX века, с развитием  искусственного интеллекта. Его трудно назвать самостоятельным видом  интерфейса - он включает в себя и  интерфейс командной строки, и  графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером. С середины 90-х годов XX века публикации, относящихся к семантическому интерфейсу, уже не встречались. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами - роботами, для "семантической" криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).

 

2.6 Типы интерфейсов

Интерфейсы пользователя бывают двух типов:

1) процедурно-ориентированные: 

-примитивные

-меню

-со свободной навигацией

2) объектно-ориентированные: 

-прямого манипулирования. 

Процедурно-ориентированный интерфейс  использует традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях "процедура" и "операция". В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствие данных и следствием выполнения которых является получение желаемого результата.

Объектно-ориентированные интерфейсы используют модель взаимодействия с  пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта. Объект понимается в широком смысле слова - модель БД, системы и т.д. Объектно-ориентированный интерфейс предполагает, что взаимодействие с пользователем осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм соответствующей объектно-ориентированной области. Различают однодокументные (SDI) и многодокументные (MDI) интерфейсы.

Процедурно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивают пользователю функции,  необходимые для выполнения задач; 

2) Акцент делается на задачи;

3) Пиктограммы представляют приложения, окна или операции;

4) Содержание папок и справочников  отражается с помощью таблицы-списка.

Объектно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивает пользователю возможность  взаимодействия с объектами; 

2) Акцент делается на входные  данные и результаты;

3) Пиктограммы представляют объекты;

4) Папки и справочники являются  визуальными контейнерами объектов.

Примитивным называется интерфейс, который  организует взаимодействие с пользователем  и используется в консольном режиме. Единственное отклонение от последовательного  процесса, который обеспечивается данными, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных.

Интерфейс Меню. В отличие от примитивного интерфейса, позволяет пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователями. Древовидная организация меню предполагает строго ограниченную реализацию. При этом возможны два варианта организации меню:

каждое окно меню занимает весь экран

на экране одновременно присутствуют несколько разноуровневых меню (Windows).

В условиях ограниченной навигации, независимо от варианта реализации, поиск пункта более чем двух уровневого меню оказывается  довольно сложной задачей.

Интерфейс со свободной навигацией (графический интерфейс). Поддерживает концепцию интерактивного взаимодействия с ПО, визуальную обратную связь  с пользователем и возможность  прямого манипулирования объектом (кнопки, индикаторы, строки состояния). В отличие от интерфейса Меню, интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты ("горячие" клавиши и т.д.). Интерфейс со свободной навигацией реализуется с использованием событийного программирования, что предполагает применение визуальных средств разработки (посредством сообщений).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, благодаря совершенно неожиданным (по меркам 5-летней давности) применениям компьютеров, пользовательский интерфейс привлекает все больше внимания. К сожалению, как всякое модное слово (искусственный интеллект, мультимедиа, Internet) термин пользовательский  интерфейс незамедлительно начали использовать в качестве рекламного  аргумента в результате чего его смысл стал куда менее определенным.

Что несет на новая технология?

Прежде всего, гибкость при созданий приложений, которая обеспечивается наличием современных средств визуализации и новых технологий:

- Векторная графика: теперь интерфейс состоит полностью из векторных объектов (интерфейсные элементы, графика, пиктограммы).

- Новые экранные шрифты.

- Новая технология поликсельного позиционирования изображения на экране.

- Одна программа может содержать несколько интерфейсов ( разные разрешения, веб и настольные приложения и т.д.).

- Дизайнер и программист могут одновременно работать над одним проектом, каждый выполняя свою функцию, что обеспечивает, как гибкость при созданий приложений, так и увеличивает скорость работы.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.Б. Большаков, Д.В. Иртегов. Оперционные системы 2001 г
  2. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние, Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001
  3. Дейтел Г. Введение в операционные системы. В двух томах / Пер, с англ. Л.А. Теп-лицкого, А.Б. Ходулева, В.С. Штаркмана под ред.В.С. Штаркмана.[текст] - М.: Мир, 1987.
  4. Программная инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002г. Материалы сайта http: // tizer. adv. vz. ru.

 

 

 


Информация о работе Понятие интерфейса пользователя