Понятие информация и ее аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Термин "информация" происходит от латинского слова "Informatiо"- разъяс-нение, изложение, осведомленность. Можно считать, что этот термин в начальном представлении является общим понятием, означающим некоторые сведения, совокупность данных, знаний и т.д. Понятие информации должно быть с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от ее носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее содержанию, т.е. к семантике, что и явилось центральным вопросом многих исследований, в том числе и в философской науке. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода.

Содержание

Введение 2
1.Понятие информация и ее аспекты 4
2.Виды и свойства информации 8
2.1 Виды информации 8
2.2 Непрерывная и дискретная формы информации 10
2.3 Геометрические и комбинаторные меры информации 16
2.4 Операции с данными 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по информатике.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1.Понятие  информация и ее аспекты 4

2.Виды  и свойства информации 8

2.1 Виды информации 8

2.2 Непрерывная и дискретная формы  информации 10

2.3 Геометрические и комбинаторные  меры информации 16

2.4 Операции с данными 20

Заключение 22

Список  использованной литературы 23

Приложения

 

Введение

Термин "информация" происходит от латинского слова "Informatiо"- разъяс-нение, изложение, осведомленность. Можно считать, что этот термин в начальном представлении является общим понятием, означающим некоторые сведения, совокупность данных, знаний и т.д. Понятие информации должно быть с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от ее носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее содержанию, т.е. к семантике, что и явилось центральным вопросом многих исследований, в том числе и в философской науке. Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода.

Поэтому говорят о доопытной (или априорной) информации и послеопытной (т.е. апостериорной) полученной, в итоге  эксперимента.

Для человека любое восприятие реальных объектов окружающей действительности происходит через ощущения. Органы чувств человека и высшая нервная  система позволяют ему воспринимать объекты. При обмене информацией  имеют место источник в виде объекта  материального мира и приемник - человек либо какой-то материальный объект. Информация возникает за счет отражения, которое является свойством  всей материи, любой материальной системы. Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного  отражения до высшей его формы - сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира. Этот процесс наиболее прост в неорганической природе. Здесь преобладают механические, химические и физические взаимодействия. При таком отражении объекты  пассивны. Новые формы отражения (физиологическое и психологическое) возникают в органической природе. В живом организме на основе отражения  формируется способность приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. У человека получают развитие более сложные формы отражения: познавательная и творческая. Эти формы носят сознательный характер и позволяют человеку активно воздействовать на окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  информация и ее аспекты

 

В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это  сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

В информатике под информацией  понимается сообщение, снижающее степень  неопределенности знаний о состоянии  предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Изменение некоторой физической величины во времени, обеспечивающее передачу сообщений, называется сигналом.

Мы живем в материальном мире, состоящем из физических тел  и физических полей. Физические объекты  находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которые сопровождаются обменом энергией и переходом  ее из одной формы в другую. Для  того чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, ее преобразование и передача, должны существовать носитель информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Канал связи представляет собой  среду, в которой происходит передача информации[3.34]. Канал связи объединяет источник и получателя информации в единую информационную систему(рис. 1.1).

Подобные информационные системы существуют как в технических  системах, так и в человеческом обществе и живой природе. Информационные системы можно разделить на естественные и искусственные. К первым относятся  все естественно возникшие системы. Такими системам являются биологические  организмы. Искусственными информационными  системами являются информационные системы, созданные человеком.

Рисунок 1.1. Информационная система.

Зарегистрированные сигналы  называются данными. Для их регистрации с целью хранения и передачи необходим некоторый язык. Этот язык должен быть понятен как отправителю информации, так и ее получателю. Данные могут нести в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире. Однако данные не тождественны информации. Для получения информации нужен метод обработки данных. Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов их обработки.

Информация существует только в момент взаимодействия данных и  методов. В остальное время она  содержится в виде данных. Таким  образом, во-первых, не существует информации самой по себе как некоторой самостоятельной  сущности без ее носителя в виде некоторых материальных процессов, во-вторых, не существует информации безотносительно  к субъекту, способному извлекать  ее из полученного сообщения. Из одних  и тех же данных разные получатели могут извлечь разную информацию в зависимости от адекватности методов  их обработки[3,44].

Данные являются объективными, так как это результат регистрации  объективно существующих сигналов, вызванных  изменениями в материальных телах  и полях. В то же время методы являются субъективными, так как в их основе лежат алгоритмы, составленные людьми.

Получатель информации оценивает  ее в зависимости от того, для  решения какой задачи она будет  использована. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический  и прагматический аспекты.

Передаваемое сообщение  должно быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита.  Синтаксический аспект касается формальной правильности сообщения с точки зрения синтаксических правил используемого языка безотносительно к его содержанию.

Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит её с ранее имевшейся информацией. Знания об определенной предметной области фиксируются в форме тезауруса, то есть совокупности понятий и связей между ними. При получении информации тезаурус может изменяться. Степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации. Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации.

Количество информации, содержащейся в некотором сообщении, можно  оценить степенью изменения индивидуального  тезауруса получателя под воздействием данного сообщения. Иными словами, количество информации, извлекаемой  получателем из поступающих сообщений, зависит от степени подготовленности его тезауруса для восприятия такой информации[2.11]. Если индивидуальный тезаурус получателя сообщения не пересекается с тезаурусом отправителя, то получатель не понимает сообщение и для него количество принятой информации равно нулю. Такая ситуация аналогична прослушиванию сообщения на неизвестном языке. Несомненно, что сообщение не лишено смысла, однако оно непонятно, а значит, не информативно. Если тезаурусы отправителя и получателя совпадают, то количество информации в сообщении также будет равно нулю, поскольку его получатель знает абсолютно всё о предмете. В этом случае сообщение не дает ему ничего нового. Сообщение несет информацию для получателя только в том случае, когда их тезаурусы пересекаются частично.

Человек сначала наблюдает  некоторые факты, которые отображаются в виде набора данных. Здесь проявляется  синтаксический аспект. Затем после  структуризации этих данных формируется знание о наблюдаемых фактах, которое фиксируется на некотором языке. Это семантический аспект информации. Полученное знание и созданные на его основе информационные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей.

В реальной жизни часто  возникает ситуация, когда даже наличие  полной информации не позволяет решить поставленную задачу. Прагматический аспект информации проявляется в возможности её практического использования.

Таким образом, не любое сообщение  несет информацию. Для того чтобы  сообщение несло некоторую информацию, и было полезно получателю, оно  должно быть:

  • записано на некотором языке;
  • этот язык должен быть понятен получателю;
  • получатель должен обладать методом извлечения информации из сообщения;
  • сообщение должно снижать степень неопределенности относительно объекта, который интересует получателя;
  • сообщение должно помогать ему решить поставленную задачу;
  • получатель должен обладать реальной практической возможностью использовать полученную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды  и свойства информации

2.1 Виды информации

Все виды деятельности человека по преобразованию природы и общества сопровождались получением новой информации. Логическая, адекватно отображающая объективные закономерности природы, общества и мышления получила название научной информации. Ее делят по областям получения или пользования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую, физическую и т.д.; по назначению- на массовую и специальную. Часть информации. которая занесена на бумажный носитель, получила название документальной информации. Любое производство при функционировании требует  перемещения документов, т.е. возникает документооборот. Для автоматизированных систем управления информация в документах составляет внешнее информационное обеспечение. В то же время большая часть информации хранится в памяти ЭВМ на магнитных лентах, дисках и т.д. Она определяется как внутримашинное информационное обеспечение.

Наряду с научной информацией  в сфере техники при решении  производственных задач используется техническая информация. Она сопровождает разработку новых изделий, материалов, конструкций агрегатов, технологических процессов[3,52]. Научную и техническую информацию объединяют термином научно-техническая информация: в сфере материального производства может циркулировать технологическая информация, закрепленная в конструкторско-технологической документации. В плановых расчетах существует планово-экономическая информация, которая содержит интегральные сведения о ходе производства, значения различных экономических показателей.

Информация с точки  зрения ее возникновения и совершенствования  проходит следующий путь: человек  наблюдает некоторый факт окружающей действительности, это факт отражается в виде совокупности данных, при  последующем структурировании в  соответствии с конкретной предметной областью данные превращаются в знания. Таким образом, верхним уровнем  информации как результата отражения  окружающей действительности (результата мышления) являются знания. Знания возникают  как итог теоретической и практической деятельности. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических и прочих процессов и явлений. На основе структуризации информации формируется информационная модель объекта. По мере развития общества информация как совокупность научно-технических  данных и знаний превращается в базу системы информационного обслуживания научно-технической деятельности общества.

В настоящее время информация используется всеми отраслями народного  хозяйства и наряду с энергией, полезными ископаемыми является ресурсом общества. С развитием общества возникает необходимость целесообразной организации информационного   ресурса, т.е. конкретизации имеющихся фактов, данных и знаний по направлениям науки и техники. Признание информации как ресурса и появление понятия информационный ресурс дало толчок развитию нового научного направления- информатики. Информатика как область науки и техники связана со сбором и переработкой больших объемов информации на основе современных программно-аппаратных средств вычислительной техники и техники связи. Информатика изучает свойства информационных ресурсов, разрабатывает эффективные методы и средства их организаций, преобразования и применения. На основе достижений информатики формируются новые методы и алгоритмы преобразования информации, при которых не квалифицированный в вычислительной технике пользователь, на языке, близком к, естественному, может общаться с вычислительной средой для решения требуемых практических задач. На пользовательском уровне информатика дает основу для создания современных информационных систем, таких как автоматизированные системы управления, автоматизированные системы научных исследований, информационно-справочные системы, интеллектуальные системы, системы управления реального времени и др. Учитывая, что техническими средствами информатики являются вычислительные средства, ее современное состояние и направления дальнейшего развития в значительной степени определяются перспективами создания, развития и внедрения персональных ЭВМ, сетей связи, языков общения пользователя с вычислительной техникой. Информатика как область науки и техники требует своего дальнейшего развития. В качестве основных направлений исследований в области информатики можно определить следующее: разработка новой информационной технологии проектирования систем; развитие интеллектуальных методов доступа пользователя к вычислительной среде; создание моделей анализа и синтеза информационных процессов: совершенствование программных и аппаратных средств вычислительной техники и техники связи: переход к интеллектуальным АСОИУ (автоматизированная система обработки информации управления) на основе гибридных экспертных систем. 

Информация о работе Понятие информация и ее аспекты