Правовые основы обеспечения информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Информационная безопасность Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере и служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности России; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности России.

Содержание

Введение 3
1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности. 4
1.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. 4
1.2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. 4
1.3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. 6
1.4. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. 13
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Правовые основы обеспечения информационной безопасности.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

седьмой блок — это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации. 

Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому Закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности.

Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения, возникающие  при: 

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 
  • применении информационных технологий; 
  • обеспечении защиты информации. 

Организационная защита информации 

Организационная защита —  это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз.

Организационная защита обеспечивает:

  • организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;
  • использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз предпринимательской деятельности.

К основным организационным  мероприятиям можно отнести:

  • организацию режима и охраны. Их цель — исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц; обеспечение удобства контроля прохода и перемещения сотрудников и посетителей; создание отдельных производственных зон по типу конфиденциальных работ с самостоятельными системами доступа; контроль и соблюдение временного режима труда и пребывания на территории персонала фирмы; организация и поддержание надежного пропускного режима и контроля сотрудников и посетителей и др.;
  • организацию работы с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;
  • организацию работы с документами и документированной информацией, включая организацию разработки и использования документов и носителей конфиденциальной информации, их учет, исполнение, возврат, хранение и уничтожение;
  • организацию использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;
  • организацию работы по анализу внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработке мер по обеспечению ее защиты;
  • организацию работы по проведению систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учета, хранения и уничтожения документов и технических носителей.

Инженерно-техническая защита информации

Инженерно-техническая защита — это совокупность специальных  органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации.

По функциональному назначению средства инженерно-технической защиты делятся на следующие группы:

  1. физические средства, включающие различные средства и сооружения, препятствующие физическому проникновению (или доступу) злоумышленников на объекты защиты и к материальным носителям конфиденциальной информации и осуществляющие защиту персонала, материальных средств, финансов и информации от противоправных воздействий. К физическим средствам относятся механические, электромеханические электронные, электронно-оптические, радио- и радиотехнические и другие устройства для воспрещение несанкционированного доступа (входа выхода) проноса (выноса) средств и материалов и других возможных видов преступных действий;
  2. аппаратные средства. Сюда входят приборы, устройства, приспособления и другие технические решения, используемые в интересах защиты информации. В практике деятельности предприятия находит широкое применение самая различная аппаратура, начиная с телефонного аппарата до совершенных автоматизированных систем, обеспечивающих производственную деятельность. Основная задача аппаратных средств — обеспечение стойкой защиты информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа через технические средства обеспечения производственной деятельности;
  3. программные средства, охватывающие специальные программы, программные комплексы и системы защиты информации в информационных системах различного назначения и средствах обработки (сбора, накопления, хранения, обработки и передачи) данных;
  4. криптографические средства — это специальные математические и алгоритмические средства защиты информации, передаваемой по системам и сетям связи, хранимой и обрабатываемой на ЭВМ с использованием разнообразных методов шифрования. 
    1. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности.

 

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены важнейшие задачи в информационной сфере, в том числе и в правовой области:

  • установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
  • разработка нормативной правовой базы и координация деятельности федеральных органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности при ведущей роли Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года.

Основополагающим понятием в области правового обеспечения  является информация.

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет понятие информация как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

При решении организационно-правовых вопросов обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, что дает возможность применять к информации нормы Уголовного и Гражданского права в полном объеме.

Впервые в правовой практике России информация как объект права  была определена в ст. 128, ч. 1, принятого  в ноябре 1994 г. ГК РФ, где говориться: «К объектам гражданских прав относятся …информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)…». Данная статья дает возможность квалифицировать посягательства на сохранность и целостность информации, как преступления против собственности.

Этим же Законом определено, что информационные ресурсы, т. е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника (ст.4.1,ст.6.1.). При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним (ст.6.7).

В существующей практике можно  выделить следующие основные аспекты решения проблемы защиты информации:

  • анализ правового обеспечения;
  • реализация организационно-правовых мероприятий защиты;
  • реализация технических мероприятий по защите информации.

Комплексное изучение установленных  норм и правил в конкретной прикладной области всегда является обязательным элементом культуры работающего в этой области специалиста.

Анализ правового  обеспечения планируемых к осуществлению мероприятий в области организации защиты информации всегда должен предшествовать принятию окончательного решения о реализации этих мероприятий.

К организационно-правовым мероприятиям по защите конфиденциальной информации относятся мероприятия по разработке и принятию определенных документов предприятий и организаций, регламентирующих степень и порядок допуска собственных сотрудников, а также сторонних лиц и организаций к конкретным информационным ресурсам.

Организационно-правовая защита информации реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности. Можно выделить три формы конфиденциальных отношений:

  1. Между сотрудником предприятия и самим предприятием как юридическим лицом. Реализуется на практике путем составления соответствующего трудового договора или контракта, заключаемого с сотрудником предприятия.
  2. Складывающиеся между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Эти отношения развиваются как по вертикали, так и по горизонтали. Указанные отношения называются конфиденциальными отношениями по служебным функциям. Юридически эти отношения закрепляются многообразными административно-правовыми решениями, например приказами о выполнении определенных работ, и регламентируются “Должностными инструкциями”.
  3. Складывающиеся в рамках хоздоговорных работ и базирующиеся на договоре между партнерами. Юридически конфиденциальные отношения закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны, и фиксируют в договоре.

В вопросах реализации технических  мероприятий обеспечения информационной безопасности с точки зрения правового обеспечения основное внимание следует уделять выполнению требований лицензирования исполнителей работ и использования сертифицированных средств защиты, а также действующим ограничениям на применение специальных технических средств.

Основными проблемы правового обеспечения информационной безопасности являются:

  1. Защита прав на получение информации - предполагает обеспечение условий, препятствующих преднамеренному сокрытию или искажению информации при отсутствии для этого законных оснований. В соответствии со ст.29 Конституции РФ, «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
  2. Предотвращение разглашения государственной тайны и нарушений прав граждан и организаций на сохранность конфиденциальности и секретности информации

Принятый в 1993г. закон  «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ. Данный Закон определяет понятие «государственная тайна» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Ст.23 Конституции РФ провозглашает  права граждан на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Российским законодательством  используется понятие «коммерческая  тайна», определение которого приведено  в ст.139, п.1 Гражданского кодекса (ГК) РФ: «Информация составляет служебную  или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ГК).

  1. Обеспечение защищенности от внешних и внутренних угроз в сфере формирования, распространения и использования информационных ресурсов - данное направление предполагает реализацию мер защиты носителей информационных ресурсов (документов, программного обеспечения, данных в компьютерных системах и сетях, речевой информации и т.д.) от покушений на них как со стороны собственного персонала, так и со стороны посторонних лиц.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Информационная безопасность Российской Федерации характеризуется уровнем  защищенности национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере. Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Национальные  интересы Российской Федерации в  информационной сфере определяются следующими темами: информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства; информационная сфера становится все более важным фактором развития экономики промышленно развитых стран мира, мировой экономики в целом, развития мирового сообщества; нормальная жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от состояния информационной сферы, которая, в связи с этим, все активней используется для оказания «силового» давления на государственную политику тех или иных стран, как со стороны иностранных государств, так и организованной преступности, международных и национальных террористических групп. Выделяются три основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.   

Информация о работе Правовые основы обеспечения информационной безопасности