Роль информатизации в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:24, реферат

Краткое описание

Цель исследования – целостный анализ процесса информатизации общества, охватывающего всё новые страны и регионы мира, выявление проблем, возникающих в ходе данного процесса и рассмотрение перспектив на будущее.
Основные задачи:
 раскрыть содержание основных понятий, характеризующих процесс информатизации общества, и проследить его основные черты;
 рассмотреть существующие модели развития информационного общества и выявить тенденции и особенности их развития;

Содержание

Введение 3
1. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу 6
1.1 Причины возрастания объема информации 6
1.2 Процесс информатизации общества 7
2. Информационная культура как неотъемлемая часть процесса информатизации общества 12
3. Применение информатизации в обществе 15
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 38.20 Кб (Скачать файл)

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

 

2. Информационная культура как неотъемлемая часть процесса информатизации общества

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  1. в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  2. в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  3. в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; 
  4. во владении основами аналитической переработки информации;
  5. в умении работать с различной информацией;
  6. в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации особое внимание уделяется информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

 

3. Применение информатизации в обществе

 

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.

Например, в докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном в 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;
  • в станкостроительной отрасли в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;
  • в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

 

Заключение

 

Тема работы актуальна, поскольку позволяет проанализировать влияние и прогрессивное течение информации на развитие общества, тем самым, создавая крепкий фундамент для интенсивного пути развития всего человечества. По моему мнению, явление информатизации общества – это колоссальный скачок в развитии оптимизации любых рабочих процессов, экономии финансовых потоков и времени, что немало важно на сегодняшний момент.

Несмотря на плачевную ситуацию сложившуюся в нашей стране в начале XXI века, прогресс остановить невозможно. Россия интегрирована в мировое сообщество, и происходящие в нем процессы так или иначе затрагивают и нас. С одной стороны глобализация ведет к унификации культур и национальностей. С другой стороны – формируется общество изобилия, где приоритетными являются индивидуальные ценности.

 В этих условиях среди других наук выдвигается информатика как интегральная наука. Система опережающего образования, основанная на модели устойчивого развития цивилизации, позволит осуществлять:

 1. Формирование у людей нового типа сознания - ноосферного сознания, которое дает возможность человеку осознать свое неразрывное единство с природой, а также свою особую роль в природе и высокую ответственность за настоящее и будущее всей планеты; направить разум на гармоничное коэволюционное развитие человека, общества и природы.

 2. Формирование современных научно — обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в различных сферах (биологической, социальной, технической) окружающего нас мира.

 З. Изучение закономерностей и проблем становления нового постиндустриального информационного общества.

 4. Формирование у людей современных научно – обоснованных представлений о возможностях, тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития общества и, в первую очередь, в области информационных ресурсов и технологий.

 5. Формирование новой информационной культуры человека, которая должна дать ему в информационном обществе не только информационную свободу, но также и новые возможности для развития человека как личности, для практической реализации им своих гражданских обязанностей, прав и свобод.

 6. Формирование у нового поколения людей мировоззрения, ориентированного на выживание человечества и адаптацию человека в быстро меняющемся мире.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ахлибинский Б.В. Информация и система. : учебник. Л.: Лениздат, 1989 г. 212 с.
  2. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной граммотности учащегося к информационной культуре общества. : учебное пособие. М.: Прогресс, 1998. 187 с.
  3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатика: социальная информатика. : учебное пособие. М.: Деловая книга, 2000 г. 350 с.
  4. Пасхин Е.Н. Информатика и устойчивое развитие. : учебник.  М.: РАГС. 1996 г. 250 с.
  5. Поспелов Д.А. Информатика: Энциклопедический словар. : учебное пособие. М.: Педагогика-Пресс, 1994 г. 352 с.
  6. Ракитов А.И. Информация, наука, техника в глобальных исторических измерениях. : учебник. М.: ИНИОН РАН, 1998 г. 167 с.
  7. Соколова И.В. Социальная информатика: социологические аспекты. : учебное пособие. М.: Союз, 1998 г. 234 с.

 

 

 


Информация о работе Роль информатизации в развитии общества