Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 23:22, реферат
Наша жизнь – это непрерывный обмен информацией. Мир сейчас находится на пороге информационного общества, где основную роль будет играть система распространения, хранения и обработки информации, образуя информационную среду, которая может обеспечить любому человеку доступ ко всей информации. В настоящее время компьютерные информационные технологии используются во всех сферах жизнедеятельности человека. В юридической деятельности также эффективно можно использовать информационные технологии.
Во-первых это оперативный обмен информацией с помощью сети Internet между различными уголками мира.
Во-вторых это удобство использования различных информационно-поисковых систем законодательства.
В-третьих просто возможность грамотного оформления документов с помощью современных текстовых редакторов.
Введение
1. Теоретические основы компьютерной грамотности
1.1 Сущность понятия «компьютерная грамотность»
1.2 Компьютер и компьютерная грамотность
1.3 Компьютерная грамотность и информационная культура
Заключение
Литература
Информатизация рассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становление информационной цивилизации.
Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, а большая часть населения занята получением, хранением, передачей и обработкой информации.
Отличительными чертами информационного общества являются:
- доступность информации для всех его членов;
- способность общества производить необходимую для его жизнедеятельности информацию;
- возможность обеспечения свободного доступа к необходимой информации и средствами защиты информации на основе высокой информационной культуры и использования информационных и коммуникационных технологий.
Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры.
Наряду с понятием «компьютерная грамотность» часто стало фигурировать новое понятие «информационная культура», что означает умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.
Под информационной культурой мы будем понимать совокупность следующих способностей, умений, поведенческих и психологических характеристик:
- коммуникативные умения;
- способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза;
- умение представлять информацию в различных видах и формах;
- умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности;
- умение строить схемы и модели;
- наличие эмоционально-волевой сферы;
- владение методами информатики, к которым, прежде всего, относятся формализация и моделирование;
- владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе и главное – владение учебными навыками.
В понятии «коммуникация» отражен смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. В коммуникации реализуются управленческие, информативные, эмотивные и некоторые другие функции.
Раскрыв содержание понятия «компьютерная грамотность» и выявив значимость владения компьютерной грамотностью, мы пришли к выводу о том, что знание компьютера является одним из условий формирования компьютерной грамотности.
Заключение
Владение компьютерной грамотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и перед преподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества, необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационном обществе, и дать знания, необходимые для использования ЭВМ в той или иной профессиональной области.
Процесс формирования компьютерной грамотности направлен на формирование информационной культуры – необходимой составляющей базовых компетенций современного человека. В связи с этим формирование компьютерной грамотности представляет интерес и является целью данной работы.
В реферате раскрыта сущность понятия «компьютерная грамотность», выявлена значимость владения компьютерной грамотностью. Сделаны следующие теоретические выводы:
- одной из составляющих компьютерной грамотности является освоение теории и практики в совокупности;
- при выявлении уровня компьютерной грамотности необходимо учитывать особенности пользователя компьютера, в нашем случае – социальных работников;
- в качестве оценки уровня владения социальными работниками компьютерной грамотностью могут выступать количество положительных ответов на предложенные вопросы анкеты;
- в качестве условий, способствующих развитию компьютерной грамотности специалиста, выступают наличие кадров, владеющих компьютерной грамотностью на высоком уровне и наличие необходимой материальной базы (наличие необходимого ПО, свободный выход в Интернет и т.д.).
Литература
1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. – Минск: Вышэйш. шк., 1998.
2. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Теория/Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2003.
3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие по информатике для студентов пед. вузов. – М.:Издательский центр «Академия»,2001
6. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. Пособие /Под ред. С. В.Назарова. М.: Финансы статистика, 1995-
7. Информатика 5-6 кл. Начальный курс.;Учебник 2-е изд./под ред.Н.В. Макаровой изд. Питер:2003
8. А.Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М.,1966
9. А.Петрович. Поговорим о информации. М., 2003
10. Е.В.Михеева. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. Москва. Издательский центр «Академия».2007
11. Е.В Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва. Издательский центр «Академия». 2006
12. Н Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10- 11 классов. -4е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.: ил.
13. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литература»,2006.-64
14. Поспелов Д.А. Становление информатики в Росси // Информатика. – 1999. – №19. – С. 7 –10.
15. Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. - СПб.: Питер, 2000 г.
16. Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
17. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) // Информатика и образование. – 1995. №1.
18.Колин К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики. – М.: Наука.; Физматлит, 1996. – Вып.. 8.
19.Методика преподавания
20.Основы информатики и вычислительной техники в базовой школе: Пособие для учителя/ Под редакцией И.Г.Семакина - Пермь, 1995.
Приложение
Виды компьютерной грамотности
Информация о работе Теоретические основы компьютерной грамотности