Федеральный закон «Об информации и защите информации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 22:44, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является изучение Федерального закона «Об информации и защите информации».
Задачи:
1. Рассказать о правовой защите информации.
2. Изучить федеральные законы «Об информации и защите информации».
3. Доказать, что федеральный закон необходим в информационной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...стр.3,4
1. Общие положения……………………………………………………..стр.5
2. Информационные ресурсы……………………………………………стр.6-9
Заключение………………………………………………………………............стр.10
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

Реферат

 

Дисциплина:  Информатика

Тема: Федеральный закон «Об информации и защите информации»

 

Чупрова Людмила Вячеславовна

 

Специальность: 034702

«Документационное обеспечение управления, архивоведение».

 

Курс: 2, группа  ДОУ-14-02

Форма обучения: очная.

 

Руководитель: Гараева Альмира Анваровна

 

 

Усинск. 2015

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...стр.3,4

     1. Общие положения……………………………………………………..стр.5

     2. Информационные ресурсы……………………………………………стр.6-9

Заключение………………………………………………………………............стр.10

Список используемой литературы……………………………………………...стр.11

Приложение 1…………………………………………………………………….стр.12

Приложение 2…………………………………………………………………….стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, право - это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных или санкционированных государством в отношении определённых сфер жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности).

Целью моего реферата является изучение Федерального закона «Об информации и защите информации».

Задачи:

1. Рассказать о правовой  защите информации.

2. Изучить федеральные  законы  «Об информации и защите информации».

3. Доказать, что федеральный  закон необходим в информационной  сфере.

Правовая защита информации как ресурса признана на международном государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами (приложение 1).

В нашей стране такими правилами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах. Что касается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, издаваемые ведомствами, организациями и предприятиями, действующими в рамках определенных структур (приложение 2).

Требования информационной безопасности должны органически включаться во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и другие. В литературе приводится такая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации.

Первый блок - конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.

Второй блок – общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.

Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации.

Четвёртый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». Именно состав и содержание этого блока законов и создаёт специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.

Пятый блок – законодательство субъектов Российской Федерации, касающиеся защиты информации.

Шестой блок – подзаконные нормативные акты по защите информации.

Седьмой блок – это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.

Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности:

- информации и информационных  систем;

- субъектов – участников  информационных процессов;

- правоотношений производителей  – потребителей информационной  продукции;

- владельцев (обладателей, источников) информации – обработчиков и  потребителей на основе отношений  собственности при обеспечении  гарантий интересов граждан и  государства.

 

 

 

 

 

1. Общие положения 

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Иформация - сведения о лицах, предметах, факторах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.

Информатизация-организационный социально-экономический и научно-технический процессах создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационные  ресурсы

 

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он право:

- назначить лицо, осуществляющее  хозяйственное владение информационными  ресурсами, или оперативное управление  ими;

- устанавливать в пределах  своей компетенции режим и  правила обработки, защиты информационных  ресурсов и доступа к ним.

- определять условия распоряжения  документами при их копировании  и распространении.

Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другими собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Деятельность органов государственной власти и организацией по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационные обеспечение»).

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документирование информацию органам и организациями, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральным законам.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено относить к информацию с ограниченным доступом:

- законодательные и другие  нормативные акты, устанавливающие  правовой статус органов местного  самоуправления, организаций, общественного объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию  о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и  другую информацию, необходимую  для обеспечения безопасного  функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности  граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию  о деятельности органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, об использовании  бюджетных средств и других  государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях  населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной  тайне;

- документы, накапливаемые  в открытых фондах библиотек  и архивов, информационных системах  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес  или необходимые для реализации  прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне Федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Информация о работе Федеральный закон «Об информации и защите информации»