Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:59, шпаргалка
1 Понятие «мультимедиа»
2 Способы использования мультимедиа в информационных системах
3 Основные каналы восприятия информации человеком
4 Основные характеристики зрительного канала
5 Основные характеристики слухового канала
6 Эффект параллакса
7 Визуальный стереоэффект и способы его создания
8 Акустический стереоэффект и способы его создания
9 Причины избыточности аудиоданных
10 Причины избыточности изображений
В идеале очерёдность левых и правых ракурсов должна быть LRLRLRLRLR..., то есть после каждого левого ракурса должен выводится правый ракурс
Наиболее распространенный пример использования лентикулярных растровых линз — использование в лентикулярной печати (англ.)русск. для создания иллюзии глубины (стереоэффекта), или для изготовления изображений, которые изменяются при движении изображения. В 70-х годах были популярны открытки, карманные календари, и значки с изменяющимся изображением, когда на него смотришь под разными углами
8 Акустический стереоэффект и способы его создания
Запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала. В монозвучании аудиосигнал поступает из одного канала.
В основе стереофонии лежит способность человека определять расположение источника по разнице фаз звуковых колебаний между ушами, достигаемой из-за конечности скорости звука. При стереофонической записи запись ведется с двух разнесённых на некоторое расстояние микрофонов, для каждого используется отдельный (правый или левый) канал. В результате получается т. н. «панорамное звучание». Существуют также системы с использованием бо́льшего числа каналов. Системы с четырьмя каналами называются квадрофоническими.
Бинауральная запись
метод звуковой записи, при котором используется специальное расположение микрофонов, предназначенное для последующего прослушивания через наушники. Обычно при этом методе записи используется специальный манекен, повторяющий анатомическое строение человеческой головы (иногда вплоть до ушей). Учитывая то, что строение внешнего уха у каждого человека индивидуально и он привыкает слышать окружающий мир с таким строением с раннего детства, использование отличающихся по строению ушей при записи может привести к неправильному восприятию записи слушателем.
Dolby Digital
Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране
Объёмный звук.
воспроизведение многоканальных фонограмм
через систему
9 Причины избыточности аудиоданных
Сжатие аудиоданных с потерями основывается на несовершенстве человеческого слуха при восприятии звуковой информации. Неспособность человека в определенных случаях различать тихие звуки в присутствии более громких, называемая эффектом маскировки, была использована в алгоритмах сокращения психоакустической избыточности. Эффекты слухового маскирования зависят от спектральных и временных характеристик маскируемого и маскирующего сигналов и могут быть разделены на две основные группы:
частотное (одновременное) маскирование
временное (неодновременное) маскирование
Эффект маскирования в частотной области связан с тем, что в присутствии больших звуковых амплитуд человеческое ухо нечувствительно к малым амплитудам близких частот. То есть, когда два сигнала одновременно находятся в ограниченной частотной области, то более слабый сигнал становится неслышимым на фоне более сильного.
Маскирование во временной области характеризует динамические свойства слуха, показывая изменение во времени относительного порога слышимости (порог слышимости одного сигнала в присутствии другого), когда маскирующий и маскируемый сигналы звучат не одновременно. При этом следует различать явления послемаскировки (изменение порога слышимости после сигнала высокого уровня) и предмаскировки (изменение порога слышимости перед приходом сигнала максимального уровня). Более слабый сигнал становится неслышимым за 5 − 20 мс до включения сигнала маскирования и становится слышимым через 50 − 200 мс после его включения.
Наилучшим методом кодирования звука, учитывающим эффект маскирования, оказывается полосное кодирование. Сущность его заключается в следующем. Группа отсчетов входного звукового сигнала, называемая кадром, поступает на блок фильтров который разделяет сигнал на частотные поддиапазоны. На выходе каждого фильтра оказывается та часть входного сигнала, которая попадает в полосу пропускания данного фильтра. Далее, в каждой полосе с помощью психоакустической модели, анализируется спектральный состав сигнала и оценивается, какую часть сигнала следует передавать без сокращений, а какая лежит ниже порога маскирования и может быть переквантована на меньшее число бит. Для сокращения максимального динамического диапазона определяется максимальный отсчет в кадре и вычисляется масштабирующий множитель, который приводит этот отсчет к верхнему уровню квантования. Эта операция аналогична компандированию в аналоговом вещании. На этот же множитель умножаются и все остальные отсчеты. Масштабирующий множитель передается к декодеру вместе с кодированными данными для коррекции коэффициента передачи последнего. После масштабирования производится оценка порога маскирования и осуществляется перераспределение общего числа битов между всеми полосами.
Очевидно, что после устранения психоакустической избыточности звуковых сигналов их точное восстановления при декодировании оказывается уже невозможным. Методами устранения психофизической избыточности можно обеспечить сжатие цифровых аудиоданных в 10 − 12 раз без существенных потерь в качестве.
10 Причины избыточности изображений
– Пространственная. Она возникает тогда, когда рядом касаясь друг друга, расположены пикселы одного и того же тона, яркости и насыщенности.
– Спектральная. Здесь избыточность связана с тем, что глаз человека больше чувствителен к яркости, чем к цвету пикселя. Поэтому в неярких местах искажение цвета не будет заметно.
– Временная. Она заключается в том, что в соседних по времени видеокадрах пикселы могут не отличаться друг от друга. Это позволяет делить видеокадр на блоки и сообщать о тех блоках, которые не изменяются.
11 Причины избыточности видеоданных
Виды избыточности:
– статистическая
– избыточность по восприятию
– структурная
– Временная
– пространственная
Основные проблемы с видео:
– Несжатые данные занимают очень много места
– Каналы передачи и возможности хранения ограничены
– Когерентность областей изображения — малое локальное изменение цвета
– Подобие между кадрами — на скорости 25 Кадров в секунду соседние кадры, как правило, изменяются незначительно
12 Сжатие ММ данных с потерей качества и без
Сжатие без потерь позволяет восстановить исходный файл с точностью до бита.
Сжатие с потерями безвозвратно теряет часть звуковой информации.
Кодеки, сжимающие без потерь:
Кодеки для сжатия с потерями:
13 АЦП: Дискретизация
Дискретизация - представление непрерывного аналогового сигнала последовательностью его значений (отсчетов ). Эти отсчеты берутся в моменты времени, отделенные друг от друга интервалом, который называется интервалом дискретизации. Величину, обратную интервалу между отсчетами, называют частотой дискретизации. На рис. 1 показаны исходный аналоговый сигнал и его дискретизированная версия. Картинки, приведенные под временными диаграммами, получены в предположении, что сигналы являются телевизионными видеосигналами одной строки, одинаковыми для всего телевизионного растра.
14 АЦП: Квантование
представляет собой замену величины отсчета сигнала ближайшим значением из набора фиксированных величин - уровней квантования. Другими словами, квантование - это округление величины отсчета. Уровни квантования делят весь диапазон возможного изменения значений сигнала на конечное число интервалов - шагов квантования. Расположение уровней квантования обусловлено шкалой квантования. Используются как равномерные, так и неравномерные шкалы. На рис. 3 показаны исходный аналоговый сигнал и его квантованная версия, полученная с использованием равномерной шкалы квантования, а также соответствующие сигналам изображения.
15 Основные характеристики, описывающие аудиофайлы
Всякий звук – колебание,
волна, в то же время цифровые устройства
позволяют хранить информацию лишь
в дискретной форме, т.е. в последовательности
единиц и нулей. Таким образом, основой
обработки аудиоинформации
Преобразованием сигналов занимаются отдельный устройства – АЦП и ЦАП.
Звук, записанный на фонографе, пластинке, магнитной ленте, называется аналоговым.
Звук, записанный на компьютере в виде единиц и нулей, называется цифровым.
Люди, в большинстве своем, воспринимают звуковые колебания с частотой 20-20000 Hz. Большая часть тонов «укладывается» в диапазон от 1000-4500 Hz. Особенностью человеческого слуха позволяют использовать различные хитрости при записи, воспроизведении и сжатии аудиоинформации.
16 Основные характеристики, описывающие видеофайлы