Арабская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

Вклад арабо–мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции,

Вложенные файлы: 1 файл

Арабская культура каллиграфия.docx

— 632.28 Кб (Скачать файл)

Куфи

Самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован  как почерк, которым пишут названия сур Корана (см Рис. 2).

 

"Шесть стилей" классического арабского письма:

Насх

"переписка" - горизонтальный, строгий почерк.

Мухаккак

"правильный"

Сульс

"одна треть" - криволинейные  и прямолинейные элементы соотносятся  в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк.

Тауки

"указ" - самый убористый  почерк.

Рика

"скорописный" 

Райхани

"базиликовый" - очень  изысканный почерк, его сравнивали  с ароматом цветущего базилика 

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков.   
Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик)

быстрый в исполнении (скорописный).

Насталик

скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика" (Рис. 2).

В мавританской Испании был  разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.

От избранного стиля зависел  способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать  длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его  по длине ногтя..." (из трактата 14 века).

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках.

 

 

Декоративное  искусство

Влияние ислама негативно  отразилось на развитии арабской культуры живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность создания какой бы то ни было животной формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись лишенным огромной отрасли художества – скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте.

В арабском искусстве получил  яркое воплощение свойственный художественному  мышлению средневековья принцип  декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, - это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

 
Орнамент

 
Современный логотип, разработанный  Hobok

 
Обложка книги, пример исламского искусства

 

Орнамент и  каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.

 

 

 
Пример исламского декоративного  искусства

 
Гравировка на серебре

 

Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в виду наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на Майорке (отсюда название майолики, данное этим изделиям).

   
Гравировка по меди, серебру, латуни, древнеиранским методом

 

Искусство выделки  оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии.

 
Лампа для масла, предположительно созданная в Сирии или Египте. Богатый узор эмалью выполняет две  функции: информационную и декоративную

 
Арабская латунная астролябия, Севилья, южная Испания

 
Латунный подсвечник, инкрустированный серебром. Техника древнеарабского  кругового узора

 
Древнеарабский глобус звездного  неба

 

Мировой известностью пользовались также арабские узорные  шёлковые ткани - сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами  и ворсовые ковры.

Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с  религией. Мечети, а также священная  книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.

Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета  траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.

 

Арабский стиль

Главные характеристики арабского  стиля – узорчатость, использование специфических каллиграфических узоров, арабесок, оформление элементов при помощи арабского алфавита. Знаковые формы стиля – купол, арка, сталактит.

 
Современная серебряная вилка 
в иранском стиле

 

В оформлении и дизайне  позволительна роскошь, использование  большого количества мелких элементов, сплошное покрытие поверхностей узором и резьбой.

МНИАТЮРА

В персидском декоре преобладали разнообразные  растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения  львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились  изображения людей — пеших  и всадников, птиц.   

Увеличить

Фрагмент миниатюры  сефевидского периода

История изобразительного искусства  на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды.

Согласно дошедшим до нас  легендам, первым художником Ирана  и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что  его картины создаются при  помощи чудес.

На севере реки Форат обнаружены фрески, одна из которых изображает охотничью сцену. Фигуры всадников и животных на ней уже напоминает нам персидскую миниатюру. Интересны росписи «Торфан», найденные в пустыне Галь в Туркестанской области нынешнего Китая, относящиеся к 840-860 г. нашей эры.

При Ахеменидах произведения декоративно-прикладного искусства - серебряные и золотые сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшались растительными мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами.    

Увеличить

Плитка с росписью, первая четверть 17в.

В изобразительном искусстве  Сасанидов основное место занимает скульптура: статуя царя Шапура I, высеченная в гигантском сталактите в гроте близ Бишапура; бронзовые бюсты из Мазендерана, знаменитые скальные рельефы в Накши-Рустеме, Бишапуре. До нас дошли изображения сцен триумфа и инвеституры, т. е. акта передачи власти божеством царю, барельефные плитки из литого стука.   

Увеличить

Неизвестный художник нач. 17в. 
Дервиш

Декоративная скульптура помещалась на фасадах и в интерьере  зданий. Интерьеры украшались также  резным стуком, стенными росписями  и мозаиками с изображениями  людей, иногда портретными, а также  зверей, птиц, рыб, сцен царской охоты  и пиров, мифологических животных, обрядовых  сцен и сюжетов из народных легенд. Все эти сюжеты развиваются впоследствии в жанре миниатюры. Типичен для  этого времени орнамент из стилизованных  растительных и геометрических мотивов

Проследить происхождение  искусства миниатюры в Персии довольно сложно, поскольку оно достигло вершин развития еще в монгольский  и тимуридский период (13-16 вв). При монгольских правителях в Иране широко распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла из оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства.

В основном, миниатюра выполняла  функцию иллюстрации. Это позволяло  дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

 

 

 

Мохаммад Ширази  
иллюстрация к "Шахнаме", 16в.

Неизвестный художник 
"Парламент птиц", иллюстрация к поэме Аттара

Литература Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную  эпическую поэму «Шахнаме» (Книга  Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В  поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

В 12в. Низами Гянджеви создал «Хамсе» («Пятерицу) – произведение, состоящее из 5 поэм. Сочинению Низами подражали многие персоязычные поэты. 13 солетие – время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Голестана». В 14в. творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В 17 в. были созданы многогранные поэмы Джами, творчество которого охватывало все разнообразие форм и стилей, накопленное поэтами предыдущих столетий.

Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры достигло своего расцвета именно в Иране и Средней Азии. Самые влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.

В 13-14 вв. в Ширазе, столице  Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых важных работ миниатюристов этого периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

Ширазская школа оказала большое влияние на искусство Ирана и Средней Азии. Пример Ширазской миниатюры на вершине ее развития – иллюстрации к «Хамзе» Низами. Это уверенность линий, завершенность и четкость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узлов.

 

Арабское письмо

Ара́бский алфави́т, арабское письмо, ара́бица — алфавит, используемый для записи арабского языка и (чаще всего в модифицированном виде) некоторых других языков, в частности персидского, пашто, урду и некоторых тюркских языков (См. персидская письменность). Состоит из 28 букв и используется для письма справа налево.

Ход написания слов такой: 1) пишут основные части букв, не требующие отрыва пера от бумаги; 2) добавляют те части, которые требуют  отрыва пера: отвесную черту букв ط  и ظ, верхнюю наклонную черту  буквы ك и точки, присущие многим буквам; 3) если нужно, расставляют вспомогательные  значки (то есть огласовки (харакаты))[1].

Арабское письмо произошло от набатейского письма, развившегося из арамейского письма, которое в свою очередь восходит к финикийскому письму. Арабский алфавит включил в себя все буквы арамейского и добавил к ним буквы, отражающие специфически арабские звуки. Это буквы — са, ха, заль, дад, за, гайн.

Каллиграфия

Основная статья: Арабская каллиграфия

Важное место  в арабской культуре письма занимает искусство каллиграфии. В основном по причине религиозного запрета  на изображение живых существ (аниконизма) каллиграфия стала одним из основных видов сакрального искусства в мусульманском мире. Имеется несколько стилей каллиграфического письма

Арабское  письмо

 
Арабы дали огромной части мира не только религию, но также язык и алфавит. Там, куда приходила мусульманская  религия, приходили арабский язык и  арабская письменность. Арабский язык стал (и с тех пор остается) государственным и родным языком Северной Африки и всех арабских стран  Ближнего Востока.  
 
В тех странах, где устанавливался ислам, арабский язык, становился если не государственным, то языком религии. Поскольку Коран написан на арабском языке, то Исповедание Веры должно произноситься также по-арабски, и верующий мусульманин пять раз в день должен произносить молитву на том же языке. По этой причине арабскую речь сегодня можно услышать от Мавритании на Атлантическом берегу вдоль Африки и большинства стран Азии до дальнего востока - Индонезии и Филиппин. Даже в Китае (мусульманское население которого составляет 40 миллионов человек) и Среднеазиатских республиках СНГ арабский язык можно услышать при произнесении Шахады, молитв и декламации Корана.  
 
Многие народы, обращавшиеся в ислам, но не принявшие арабский язык в качестве повседневного, заимствовали арабский алфавит для собственных языков. Таким образом сегодня арабское письмо используется при написании многими мусульманскими народами, не имеющими существенных этимологических связей с арабским. Арабский алфавит используется для письма в Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Турции до перевода этой системы письма на латинскую графику в 20-м веке. Он также используется в Кашмире, частично на Малайском полуострове и в Ост-Индии. В Африке он получил распространение в Сомали и далее на юг вниз по восточному побережью вплоть до Танзании.  
 
Еще одна басмала, исполненная орнаментальным шрифтом сульс в форме овала.  
 
Как известно, прототипом арабского алфавита явилось письмо набатейского языка - диалекта арамейского, который использовался в Северной Аравии (там, где сейчас расположена Иордания) на протяжении почти тысячи лет до начала исламской эры. Очевидно, что древнесирийский также оказал влияние на его развитие. Наиболее ранний образец письма, язык которой можно идентифицировать как арабский, является надпись из Синая, датирующаяся 300 г. н.э. Другое семитское письмо, использовавшееся приблизительно в то же время и найденное в Южной Аравии, стало прототипом алфавита амхарского - официального языка Эфиопии.  
 
Арабский алфавит состоит из 28 букв (дополнительные буквы также прибавляются в языках Ирана и Пакистана, использующих арабское письмо), каждая из которых может иметь до четырех отличающихся друг от друга графических форм. Все эти буквы являются только согласными и, в отличие от латинского алфавита, использующегося в английском и большинстве европейских языков, строки записываются справа налево.  
 
Еще одним существенным отличием является то, что арабское письмо значительно более широко использовалось в декоративном искусстве и в художественном творчестве. Нельзя сказать, что латинский алфавит и другие - например, китайский и японский - не являются в той же мере декоративными и не используются в изобразительном искусстве. Тем не менее, с момента изобретения печатной формы письма каллиграфия (означающая буквально "прекрасное письмо") стала использоваться в английском и других европейских языках лишь в специальных документах и для особых случаев, - таким образом ее статус постепенно свелся к относительно второстепенному искусству.  
 
С другой стороны, в странах, использующих арабский алфавит, каллиграфия продолжает применяться не только в специальных документах, но и во многих других художественных целях. Одна из причин этого явления - рукописная природа арабского письма. Эта и другие его особенности сделали сложной его адаптацию к печатным формам и задержали введение печатных машин еще на несколько столетий после времени Гутенберга, в течение которых арабский мир продолжал полагаться при создании книг (особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формы письма. Главными направлениями в развитии арабского письма были каллиграфия и художественные формы ручного письма, тогда как на Западе - печатание, в том числе развитие орнаментальных типов шрифтов.  
 
Шрифт рукаи используется в заголовках и названиях и является повседневным письменным шрифтом в большей части арабского мира.  
 
Другой и, по-видимому, самой важной причиной развития художественной каллиграфии были религиозные основания. Коран нигде не запрещает изображения людей и животных на рисунках или картинах, однако с распространением ислама в первые годы были унаследованы и укоренившиеся к тому времени на Ближнем Востоке предрассудки против изобразительного творчества. К тому же первые мусульмане были склонны к порицанию не только изображений, но в некоторых случаях искусства вообще, поскольку считали, что оно отклоняет общину от поклонения Богу и враждебно по отношению к религии единобожия, которую проповедовал Мухаммад. Все четыре школы исламского права запретили создание образов, объявив, что художник, создающий изображения фигур, будет проклят в Судный День. Таким образом, было востребовано декоративное и орнаментальное искусство. Мусульманские художники, которым было запрещено изображать фигуры людей и животных, в большинстве случаев обращались либо к искусству, ставшему известным с тех времен под именем "арабесок" (композиции, в основе которых были положены строгие геометрические формы или рисунки листьев и цветов) или очень часто к каллиграфии. Арабская каллиграфия стала, таким образом, применяться не только при создании копий Корана (первая и на протяжении многих столетий важнейшая цель применения), но также и во многих других художественных целях - на фарфоре и металлоизделиях, коврах и других тканях, монетах и в архитектурном орнаменте (главным образом, в мечетях и на могилах, но также, особенно в поздние времена, и на любых других зданиях и постройках).  
 
В начале исламской эры два вида шрифтов находились в применении - оба они произошли от различных форм набатейского алфавита. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (от имени города Куфа в Ираке, однако употреблялся до основания этого города). Он использовался при создании первых написанных от руки копий Корана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годы Исламской империи. Другой стиль - насх - имел более округлые курсивные формы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, где требовалась больше скорость написания, чем утонченность и изящество формы. К 12-му столетию куфический стиль в качестве рабочего шрифта вышел из употребления всюду, за исключением Северной Африки, где он развился в магрибский стиль письма, который используется там и в нынешнее время. Насх, округлый шрифт, продолжает применяться - именно из него развилось большинство более поздних стилей арабской каллиграфии.  
 
Шрифт дивани (вверху) и так называемый "королевский" дивани (внизу) были разработаны оттоманскими каллиграфами для использования в официальных документах.  
 
Расцвет каллиграфии пришелся на эпоху Омейядов в Дамаске. В течение этого времени переписчики начали создавать модификации первоначально плотного и тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративных целях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от более курсивного насха. Тем не менее, именно во времена Аббасидов была предприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии. В первой половине 10-го столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершил разработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богато украшенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями), тауки (сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.  
 
В Иране, например, пришли к использованию особенно элегантного и изящного шрифта, названного таалик, в котором горизонтальные штрихи (черты) букв вытянуты, а написание на странице обычно осуществляется под определенным углом. От таалика в свою очередь произошел другой шрифт, названный насталик, который сочетает арабский насх и персидский таалик в восхитительно легкий и отчетливый шрифт.  
 
Тем не менее, именно в Оттоманской Турции каллиграфия достигла вершины своего развития. Оттоманские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времен гласила: "Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле". Оттоманские каллиграфы довольствовались не только улучшением и развитием шрифтов, унаследованных от арабов и персов, они также добавили значительное число новых стилей в репертуар каллиграфа.  
 
В мусанне, двойном стиле каллиграфии, показанной слева одна половина композиции является зеркальным отображением другой. Басмала, написанная шрифтом сульс справа, исполнена в форме страуса.  
 
Значительным достижением оттоманских каллиграфов была разработка шрифта дивани, названного так от слова "диван" (означающего государственный совет), поскольку на первых порах он использовался главным образом в документах, издаваемых Оттоманским Государственным Советом. Это в высшей мере изящный декоративный шрифт, со значительными диагональными завитками, тем не менее, более легкий для чтения, нежели другие стили. После своего развития в Турции, он распространился в арабских странах и применяется сейчас в официальных документах и для украшения архитектурных сооружений.  
 
Подобными примерами этих более или менее стандартных типов шрифтов многообразие стилей арабской каллиграфии ни в коем случае не исчерпывается. Обладая богатым воображением, исламские каллиграфы были в высшей мере изобретательны и бесконечно экспериментировали. Еще одним значительным вкладом турков была тугра - искусное художественное изображение имен Оттоманских султанов, изначально применявшееся для заверения императорских указов. Позднее тугра стала использоваться правителями как Турции, так и арабских стран в качестве королевской эмблемы на монетах и печати - там, где европейскими правительствами использовались герб и королевская монограмма.  
 
Еще одной необычной разновидностью каллиграфии, редко используемой в наши дни, является стиль мусанна (арабское слово, означающее "двойной"). Он не является типом шрифта как такового, а состоит из текста, выполненного одним из стандартных шрифтов, например, насхом, в форме, где одна половина является зеркальным отражением другой. Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией: в ней текст (обычно исповедание веры, стих из Корана, изречение и выражение, имеющие религиозное значение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другого предмета. Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог быть расписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.  
 
В наши дни искусство каллиграфии живет полновесной жизнью в арабском мире и везде, где в основе письменности лежит арабский алфавит. Список целей его повседневного использования почти бесконечен: работу искусных каллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенных афишах и рекламных плакатах. Обложки и титульные страницы каждой книги, основные заголовки газет и журналов написаны от руки. Каллиграфия - искусство "прекрасного письма" - не только высоко ценится как орнаментальное и декоративное искусство: цели его практического применения в арабском мире также чрезвычайно обширны. 

Информация о работе Арабская культура