Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, реферат
Вклад арабо–мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции,
|
Басмала ("Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного" - вступительные слова, открывающие Коран), выполнена искусным рукописным шрифтом сульс таким образом, что вся фраза написана без отрывания пера от бумаги. |
|
Еще одна басмала, исполненная орнаментальным шрифтом сульс в форме овала. |
|
Здесь басмала расписана в "цветочном" орнаментальном стиле куфи (вверху) и насх (внизу). |
|
Шрифт рукаи используется в заголовках и названиях и является повседневным письменным шрифтом в большей части арабского мира. |
|
Элегантный персидский шрифт таалик использован здесь при написании предложения, начинающегося словами: "Красота - это чары, окутывающие своим великолепием Вселенную..." |
|
Шрифт дивани (вверху) и так называемый "королевский" дивани (внизу) были разработаны оттоманскими каллиграфами для использования в официальных документах. |
|
Эта тугра (монограмма или эмблема) Оттоманского султана Абду Хамида показывает три удлиненных вертикальных штриха, характерных для данного стиля. |
|
В мусанне, двойном стиле каллиграфии, показанной слева одна половина композиции является зеркальным отображением другой. Басмала, написанная шрифтом сульс справа, исполнена в форме страуса. |
|
Прямоугольный куфический шрифт используется
здесь для того, чтобы представить
известное религиозное |
|
В арабском мире считается, что каллиграф превосходит других художников, поскольку ему дарована привилегия украшать Слово Божье. Страница Корана, выполненная в орнаментальном куфическом стиле, является высоким образцом единения каллиграфии и украшения - искусства, достигшего своей вершины в 14-м столетии. |
|
Рукописный шрифт на части украшенной золотой вышивкой кисвы - черной ткани, покрывающей Каабу и обновляемой ежегодно во время паломничества. |
|
Миниатюра из Шах-Намэ (Книги Царей), иллюстрирующая эпическую поэму персидского художника Фирдоуси. |
|
Рукописная надпись на персидской черепице 14-го столетия. |
|
Манускрипт 14-го века, содержащий медицинский текст. |
|
Рукописное письмо на деревянном пьедестале Корана, датируемом 1360 годом, - выдающийся пример монгольского искусства из Восточного Туркестана. |
орнамент
В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент
Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов — растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.
В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).
Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
МИНИАТЮРАААААА
Видное место в истории мирового искусства занимает арабская книжная миниатюра. В Египте миниатюра 9—10 вв. (происходящая из Файюма) и 11—12 вв. стилистически связана с коптским искусством. В живописи сирийских миниатюр заметно византийское влияние. Большой высоты искусство книжной миниатюры достигло в Ираке в 12—13 вв. Здесь существовало несколько стилевых направлений. Одно из них (возможно, северо-иракское) отличается пышными и красочными придворными сценами; другое представлено лаконичными по характеру иллюстрациями в научных трактатах (например, листы из «Фармакологии» Диоскорида, переписанной Абд аллахом ибн Фадлем в 1222, хранящиеся в разных музеях мира). Подлинной гордостью иракской школы миниатюристов являются полные живых наблюдений, переданных выразительным образным языком, звучной по краскам живописью иллюстрации к «Макамам» Харири, дошедшим в нескольких рукописях (выделяются миниатюры рукописи 1237, художник Яхья ибн Махмуд из Васита, Парижская национальная библиотека, и рукописи начала 13 в., принадлежащие Ленинградскому отделению института востоковедения). Новый подъём миниатюра в Ираке пережила в конце 14 в., когда в Багдаде работал выдающийся художник Джунаид Султани, автор миниатюр рукопией «Хамсе» Хаджу Кермани 1396 (Британский музей, Лондон)