Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:17, реферат

Краткое описание

Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

Содержание

Введение
1. История возникновения арт-терапии.
2. Теория арт-терапии.
3. Суть, подходы, цели арт-терапии.
4. Элементы арт-терапии на уроках ИЗО.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ИЗО.docx

— 36.10 Кб (Скачать файл)

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих  проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;

- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

- и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в  постоянно меняющемся мире (гибкости).

Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

Многие психические и некоторые  физические отклонения делают ребенка  пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к  адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех  в этом деле. Если он видит, что имеет  успех в выражении и отображении  своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике  бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового  материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать  красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Как это ни удивительно, но современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Архаические формы искусства дольше всего сохранились в народном творчестве. Присущие ему наивность  и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический  язык коллективного бессознательного в период существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного  здоровья. Примитивность узоров, ритмика  орнамента успокаивают. Простейший орнамент – последовательность крестиков  во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке – своеобразная медитация, которая приводит в состояние  покоя, удовлетворенности.

Многие «первобытные» рисунки  и изделия напоминают по своему виду творения детей, что также связано  с особыми переживаниями, носящими, скорее, положительный для творящего  человека оттенок.

Два основных подхода в  арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным  действием само по себе, художественное  творчество дает возможность  выразить и заново пережить  внутренние конфликты, оно является  средством обогащения субъективного  опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

2. На первом месте – терапевтические  цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха.  

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

1) предоставляет возможность для  выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии.  Подсознательные конфликты и  внутренние переживания легче  выражаются с помощью зрительных  образов, чем в разговоре во  время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации  могут с большей вероятностью  избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций  и диагностической работы в  процессе терапии. Творческая  продукция ввиду ее реальности  не может отрицаться пациентом.  Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями  и чувствами, которые кажутся  непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые  травмы и насилие, страхи, внутренние  конфликты, воспоминания детства,  сновидения). Иногда невербальное  средство оказывается единственным  инструментом, вскрывающим и проясняющим  интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтические  взаимоотношения. Элементы совпадения  в художественном творчестве  членов группы могут ускорить  развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства  внутреннего контроля и порядка;

7) развивает и усиливает внимание  к чувствам;

8) усиливает ощущение собственной  личностной ценности, повышает художественную  компетентность. Побочным продуктом  терапии искусством является  удовлетворение, возникающее в результате  выявления скрытых умений и  их развития.

Факторы психотерапевтического воздействия  в арт-терапии (то, что оказывает исцеляющий эффект): 

1) фактор художественной экспрессии  – воплощение чувств, потребностей  и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными  художественными материалами и  художественным образом;

2) фактор психотерапевтических  отношений – динамика взаимоотношений  клиента-терапевта-группы (переноса  и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;

3) фактор интерпретаций и вербальной  обратной связи – трансформация,  перевод материала (процесса и  результата творчества) с эмоционального  уровня на уровень понимания,  формирование смыслов.

Руководитель группы терапии искусством обеспечивает группу необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для  стимулирования художественного творчества Помещение должно обеспечивать место  для движений и шумных игр. Роль руководителя - способствовать творчеству. Участники  получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о  художественности своих творений. 

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части:  

- одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).

- другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).

Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает;

- что он выражает;

- в какой форме;

- как это воздействует на  человека или группу.

В контексте арт-терапии художественную деятельность можно назвать спонтанной в отличие от планируемой и тщательно организованной деятельности по обучению искусству или ремеслам различных групп людей. Исследователи, занимающиеся терапией искусством, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка пациентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений.

Карл Юнг считал, что воображение  и творчество являются движущими  силами человеческого существования. Он использовал термин "активное воображение" для обозначения  такого творческого процесса, когда  человек просто наблюдает за развитием  своей фантазии и не пытается воздействовать на нее. Примером спонтанного использования  фантазии в терапии искусством может  служить упражнение по рисованию  каракулей. Участник безо всякого плана  рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая  ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения - дать участнику  возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени  смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его  подсознании. Методики терапии искусством типа упражнения по рисованию каракулей  аналогичны используемым Юнгом упражнениям "активного воображения", когда  пациенты получают инструкцию продолжать свои прерванные мечты в фантазии.

Информация о работе Арт-терапия