Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:02, курсовая работа
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………….6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников……………………….6
1.2 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..11
1.3 Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………………………………………...13
1.4 Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов………………………………………………………………………18
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………31
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………..31
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..34
2.3 Контрольный срез……………………………………………………………49
3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………....51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………58
– Что общего у всех фигур первого подъезда, второго подъезда, третьего подъезда?
– Что общего у фигур третьего этажа, второго этажа?
– Какая фигура должна поселиться в пустующей квартире?
Физкультурная минутка «Живые фигуры»
Разбившись на группы, дети лёжа на полу, составляют фигуры.
2. Д/у «Назови адрес фигуры»
– У каждой фигуры есть свой адрес. Чтобы узнать адрес фигуры, вы должны определить в каком подъезде и на каком этаже она живет.
– Определите адрес красного треугольника (1 подъезд, 3 этаж и т.д.)
III. В городе геометрических фигур наступает вечер, на улицах зажигаются разноцветные гирлянды. Но вот беда, гирлянды повредились. Вы должны починить гирлянды, продолжив ряд фигур-фонариков. Дети делятся по парам, выбирают себе гирлянду, подбирают для нее поднос фигурами-фонариками. Продолжают закономерность (место для работы выбирают по желанию). По окончании работы проверяют друг у друга результат, оценивают (фишками синего и красного цвета).
Итог
– Где мы сегодня побывали?
– Что нового узнали?
– Что понравилось?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.
Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует:
а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;
в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей на низком уровне сформированы знания о геометрических фигурах и форме предметов. Дети почти не знают дидактических игр с математическим содержанием. Всего несколько детей могли назвать игры "Чудесный мешочек", "Составь цветок".
Формирующий эксперимент показал: дошкольники овладевают всеми знаниями о геометрических фигурах и форме предметов, но в процессе поэтапно организованной работы.
Предложенная нами серия дидактических игр позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам.
По результатам нашего исследования дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин - М.: Дет. лит., 1998. – 380 с.
2. Венгер, Л.А. , Дьяченко, О.М.
Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у
3. Выготский, Л. С. Воображение
и творчество в детском
4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 250 с.
5. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова – М.: Просвещение, 1997. – 210 с.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996. – 236 с.
7. Ерофеева, Т.И. Математика дня дошкольников / Т.И. Ерофеева – М.: Просвещение, 1992. – 254 с.
8. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада / Т.И. Ерофеева [и др.] - М.: Педагогика, 1992. – 310 с.
9. 3вонкин, А. Малыш и математика, непохожая на математику / А. Звонкин // Знание и сила, 1995. – С. 41-44.
10. Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. – Иркутск. 2000 – 180 с.
11. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Каменский – М.: Учпедиз. 1999. – 490 с.
12. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина - М.: Педагогика, 1994. – 230 с.
13. Логинова, В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах / В.И. Логинова – Л.: Эдельвейс, 1989. – 390 с.
14. Логинова, В.И. Формирование
умения решать логические
15. Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина - М.: Просвещение, 1994. – 270 с.
16. Михайлова, З.А. Игровые
занимательные задачи для
17. Михайлова, 3. А., Носова, E. Д., Столяр, А. А., Полякова, М. Н., Вербенец, А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова [и др.] – Спб.: «Детство-пресс», 2008. – 392 с.
18. Монтессори, М. Дом ребёнка Изд. 4-е. Переизд. / М. Монтессори – М.: Изд. "Задруга". 1990. – 419 с.
19. Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду / Е.А. Носова – Спб.: Образование, 1990. – 190 с.
20. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1998. – 205 с.
21. Тарунтаева, Т.В. Развитие
элементарных математических
22. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2. / К.Д. Ушинский – М.: Учпедиз, 1994. – 710 с.
23. Федлер, М. Математика уже в детском саду / М. Федлер – М.: Просвещение, 1991. – 170 с.
24. Шаталова, Е.В. Использование
математических загадок в
25. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 360 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Базисный учебный план
I год обучения 36 занятия
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий, где данная тема является основной | ||||
1.
2. 3. 4. 5.
6. |
I квартал Познакомить с образованием чисел от 6 до 9, учить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами и устанавливать равенство между ними. Упражнять в счете предметов в пределах 9 Знакомство с четырех – угольниками Знакомство с днями недели Учить определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему Ознакомление с тетрадью в клетку Учить понимать отношение рядом стоящих чисел |
6
1 1 1 1
1 | ||||
Итого: |
12 | |||||
1.
2.
3.
4.
5.
6. |
II квартал Учить сравнивать рядом Знакомить со знаками больше, меньше (>, <) Продолжать развивать умение
устанавливать соотношения межд Знакомство с порядковым счетом в пределах 10 Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки Учить воспроизводить |
5
1
3
1
1
1 | ||||
Итого: |
12 | |||||
1.
2. 3. |
III квартал Знакомство с количественным составом чисел первого пятка из единиц Знакомить с цифрами от 0 до 5 Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 |
3
5 4 | ||||
Итого: |
12 |
Базисный учебный план.
II год обучения 72 занятия.
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий, где данная тема является основной | ||||
1.
2. 3.
4.
5.
6. |
I квартал Закрепление навыков счета в пределах 10 Знакомство с цифрами от 6 до 9 Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек Учить определять называть
предыдущее и последующее Ознакомление с составом числа из двух меньших на числах от 6 до 10 Знакомство с единицей |
1
6 3
9
4
1 | ||||
Итого: |
24 | |||||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7 |
II квартал Знакомство с прямыми и кривыми линиями Дать представление о Знакомство с замкнутыми и незамкнутыми линиями Ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10 Составление и решение Знакомство с геометрическими понятиями: отрезок, луч Обучение ориентировке на листке клетчатой бумаги |
1
3
1
4
11
2
2 | ||||
Итого: |
24 | |||||
1.
2.
3.
4
5
6 7 |
III квартал Обучение измерению и Знакомство с геометрической формой: пирамида Деление предметов на 2, 4 и более частей Знакомить с углами: прямой, острый, тупой Знакомство с приемами Ознакомление с часами Повторение программного |
4
1
2
1
4
11 1 | ||||
Итого: |
24 |
Информация о работе Архитектурные мотивы витражной росписи по стеклу