Афинский акрополь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Архитектура Древней Греции - одна из самых значимых и уникальных рукотворных чудес нашей земли. Её эстетические конструкции, совершенные, природные формы не перестают удивлять и вдохновлять людей со всего мира. Эта культура произвела революцию в искусстве. Греки заменили тяжесть и массивность египетских сооружений на легкость как бы парящих храмов.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.История создания………………………………………………………………4
3.План местности………………………………………………………………...6
4.Основные храмы……………………………………………………………….7
5.Особенности Афинского акрополя………………………………………….11
6.Применение древнегреческого стиля в современном дизайне……………13
7.Заключение……………………………………………………………………15
8.Список использованной литературы………………………………………..16
9.Список иллюстрационного материала………………

Вложенные файлы: 1 файл

Афинский акрополь.docx

— 187.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                          Реферат

«Афинский акрополь»

По курсу: «История искусств»


Составила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3

2.История создания………………………………………………………………4

3.План местности………………………………………………………………...6

4.Основные храмы……………………………………………………………….7

5.Особенности Афинского акрополя………………………………………….11

6.Применение древнегреческого стиля в современном дизайне……………13

7.Заключение……………………………………………………………………15

8.Список использованной литературы………………………………………..16

9.Список иллюстрационного материала……………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Архитектура Древней Греции  - одна из самых значимых и уникальных рукотворных чудес нашей земли. Её эстетические конструкции, совершенные, природные формы не перестают удивлять и вдохновлять людей со всего мира. Эта культура произвела революцию в искусстве. Греки заменили тяжесть и массивность египетских сооружений на легкость как бы парящих храмов.

Афинский акрополь занимает особое место в архитектуре Греции. Акрополь как возвышенная и укрепленная часть города (полиса), так называемый верхний город, стал просто музеем древнегреческого искусства. Каждое произведение вызывает интерес и заслуживает внимание.

Именно поэтому исследование этой темы, темы Афинского Акрополя, важно и по сей день. Его материалы могут использоваться в современной архитектуре и дизайне, ведь интерес людей к этой культуре лишь возрастает с каждым днем.

Для полного раскрытия этой темы я поставила перед собой цель: изучить строение сооружений афинского акрополя и на его основе выявить особенности, которые могут быть полезны в современном дизайне.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Изучить историю афинского акрополя
  • Разобрать строение  значимых храмов
  • Выявить закономерности греческой архитектуры
  • Найти особенности, полезные для современного дизайна

 

 

История Афинского Акрополя.

Афи́нский акро́поль (греч. akropolis, от akros – верхний и polis –

город) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (300 м в длину и 170 м в ширину). (рис.1)

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. 

В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон.XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. (рис.2) Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

 

 

 

 

 

 

 

План местности

  1. Парфенон

  1. Гекатомпедон

  1. Эрехтейон

  1. Статуя Афины Промахос

  1. Пропилеи

  1. Храм Ники Аптерос

  1. Элевсинион

  1. Бравронейон

  1. Халькотека

  1. Пандросейон

  1. Аррефорион

  1. Афинский алтарь

  1. Святилище Зевса Полиея

  1. Святилище Пандиона

  1. Одеон Герода Аттического

  1. Стоа Эвмена

  1. Асклепион

  1. Театр Диониса

  1. Одеон Перикла

  1. Теменос Диониса

  1. Святилище Аглавры


 

 

 

 

 

 

 

 

Основные храмы Афинского Акрополя. Композиционное строение.

Пропилеи и храм Ники Аптерос (рис.3).

Священная дорога, по которой от горы к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздникапроцессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Дискурсов.В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар

богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. (рис.4)

Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (рис.6). Построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике (от др. греч. Афина-Победительница). Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени(рис.7). На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира (рис.8).

 

Эрехтейон (рис.9).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали насвященную территорию, перед ними открывалась панорама центральной частикомплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальнаябронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием (рис.10). За ней вдаливиден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на местеспора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческойархитектуре асимметричный план (рис.11,12,13); три его портика расположены на разныхуровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской),с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитыйпортик кариатид(рис.14); все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (несохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священныйксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста игероя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкалосвятилище аттической богини росы Пандросы. Во двореЭрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленыйисточник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Парфенон (рис. 15).

Легкостью форм, особойизысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой поразмерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнутомонументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину,высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участииКалликрата), представляющим собой дорический периптер. (рис. 16,17,18). Здание воспринимается от Пропилей в три четверти, зрители видели не один из его фасадов, а весь объемсооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидетьглавный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы)работы Фидия (рис.19), в опистодоме хранились священные деньги богини и казнаАфинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы,изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор сморским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметруздания изображали сцены мифологических сражений (рис.20). Архитектурные детали,скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенонатакже отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был залдевичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шелионический фриз с изображением Панафинейского шествия (рис.22).

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также

святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия исвященных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н.э. перестроен в 326) (рис.22), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.) (рис.23),святилище Асклепия (рис.24), Стоя (Портик) Эвмена.

 

 

 

 

Гекатомпедон (рис.25).

Гекатомпедон - древнейший храм Афинского акрополя, посвященный богине Афине, древний предшественник Парфенона. Построенный в начале 6 века до н. э. в период правления Писистрата в пределах территории еще более древнего микенского царского дворца, датированного примерно 14 веком до н. э., храм располагался напротив Пропилей. Своё условное название храм получил благодаря размерам целлы — 32,8 м (то есть 100 футов) на 16,4 м (соответственно 50 футов) (рис.26)..

Руины храма открыл во время раскопок в 19 веке немецкий археолог Вильгельм Дерпфельд: сохранилось основание двух колонн мегарона. В конце 19 века обнаружили и скульптуры фронтонных композиций этого храма. Сюжеты изображений были заимствованы из древнегреческой мифологии. На левой метопе изображен Геракл, борющийся с морским чудовищем, получеловеком-полурыбой, огромным чешуйчатым Тритоном. Справа изображено крылатое фантастическое существо с тремя человеческими торсами со змеиными хвостами. Первая фигура сжимает в руке язык пламени, вторая — волнистую ленту, а третья держит на ладони птицы. Это символы трех стихий — огня, воды и воздуха. Трехглавый змей — Тритопатор (рис.27)— может олицетворять трехглавого исполина Гериона или морского старца Протея, который мог принимать любой вид, или Тифона, дракона, рожденного в подземном мире, или Нерея, морского старца, покровителя моряков, что часто изображался сидящим на тритоне с водорослями в веках и волосах и трезубцем в руке. На центральной метопе изображен бык, которого раздирает лев (рис.28).

Скульптуры выполнены из мягкого поросского известняка и хорошо сохранили яркие краски. Так, волосы на голове и бороде раскрашенное синими, глаза — зеленые, уши, губы и щеки — красным. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами. Одна из глав трехглавого змея так и вошла в историю искусства под условным названием «Синяя Борода» (рис.29). Метопы Гекатомпедон сейчас экспонируются в Новом музее акрополя.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности Афинского акрополя.

Каковы же основные композиционные и декоративные особенности Афинского акрополя? Чем же так привлекателен этот архитектурный ансамбль?

В ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом (рис.30). В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Информация о работе Афинский акрополь