Витраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА. РАСЦВЕТ ВИТРАЖА В СРЕДНИЕ ВЕКА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖА И ПРИЁМЫ РАБОТЫ.
ГЛАВА 3. ПЛЁНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИИ ВИТРАЖА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСТОРИЯ ВИТРАЖА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ВИТРАЖАМИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 7 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 1.41 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ.doc

— 519.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Текст.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     Как указывалось выше, существует особая группа красителей стекла, которая  характеризуется тем, что соответствующий  металл, вызывающий окраску, не растворяется в расплавленном стекле полностью, а распределяется в нем в виде мельчайших частичек, образуя так называемый "коллоидный раствор". Золото и медь дают такие коллоидные растворы красного цвета (золотой и медный рубин), а серебро - желтого.3

     Чтобы получить окрашенное этим способом стекло, нужно ввести крайне незначительное количество красителя в шихту. Но существует и другой способ окраски, называющийся у стекольщиков "протравой", который заключается в следующем. Составляют пасту, куда входит какая-нибудь соль серебра, например азотнокислое серебро, с добавлением охры или глины и некоторого количества декстринового клея. Этой пастой намазывают стеклянное изделие в том месте, где его желают окрасить, и после высушивания подвергают обжигу при температуре, близкой к температуре размягчения стекла (около 550-600°). После охлаждения паста счищается и оказывается, что поверхностный слой стекла окрашен в желтый цвет, который тем более интенсивен, чем больше было серебра в пасте и чем дольше продолжался обжиг.

     Причина окраски - диффузия, т. е. проникновение  мельчайших частичек серебра на некоторую  глубину в толщу разогретого, до размягчения поверхностного слоя стекла.

     Этот  метод окраски стекла серебром и был открыт и использован в витражной технике XIV в. Особенно полезным это нововведение оказалось потому, что оно совпало по времени с некоторыми другими успехами стеклотехники. В частности, научились варить бесцветное стекло лучшего качества и выпускать его в листах больших размеров. Возможность окрашивать простым техническим приемом любую оконтуренную по произволу художника часть листа позволила уменьшить количество швов, т. е. сделать сетку свинцовых переплетов значительно крупнее, и предоставить больше простора для росписи стекла красками.

     В витражах XIV в. нередко встречаются  довольно большие изображения голов, написанные красками на одном куске  стекла без паек. Наконец, укажем, что к числу многих изобразительных средств, которыми располагало искусство витража накануне эпохи Возрождения, следует добавить еще и гравировку при помощи описанного ранее приема "медного колеса". На куске цветного листового стекла выгравировывали тонкий узор наподобие вышивок, который давал необходимый эффект светотени в зависимости от глубины срезанных медных колесом участков стекла.

     Во  второй половине XIII века и далее - в  течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. На исходе средневековья фигуры в живописи на стекле перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня.

     Успехи  в области естественных наук и  химической технологии, ознаменовавшие эту эпоху, позволили радикально расширить ассортимент красок, а достижения в стекловарении обеспечили получение высококачественного бесцветного стекла в листах значительно больших, чем прежде, размеров. В соответствии с этим цветные стекла постепенно утрачивают свое значение, и в витражах XV и XVI вв. все большая и большая площадь отводится бесцветному стеклу, расписанному красками. Для передачи эффектов светотени продолжают широко пользоваться монохромной живописью. Для получения новых, еще не виданных красочных оттенков художники стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.

     На  своих витражах художники эпохи  Возрождения создают сложные  композиции на высоком уровне изобразительной  техники, искусно разрешая задачи перспективы  и объемности форм. Вместо традиционных круглых медальонов с фигурными композициями, вставленных в орнаментальное обрамление витража, характерных для ХШ в., мы встречаем теперь пейзажи с великолепной архитектурой готического стиля, пышные балдахины и драпировки, отдельные крупные фигуры или целые исторические композиции, заполняющие всю площадь витража.

     Одними  из лучших витражей этого времени  являются знаменитые витражи церкви Монморанси, превосходно скомпанованные, изящные по рисунку, с тонко подобранными красками. В изображениях святых нет ничего религиозного. Перед нами типичные для эпохи Возрождения, вполне реальные, земные люди, полные обаяния фигуры молодых женщин, красиво вырисовывающиеся на фоне изящно написанного пейзажа. Встречаются нередко реалистические портретные изображения, среди которых особенно ивтересен портрет Гильома де Монморанси с его худощавым, остро охарактеризованным лицом.

       Для рассматриваемой стадии развития  живописи на стекле знаменательно  постепенное проникновение витража в быт населения и в жилища частных лиц. Особенно широко это было распространено в Швейцарии. В такого рода "кабинетных витражах", как их называют, преобладает светская тематика, большое место занимают портретные изображения. Такие витражи, обычно очень небольшого размера, с их тонкой детальной прорисовкой, можно было рассматривать лишь с близкого расстояния. Вместо характерных для готических витражей ярких красок в них преобладает живопись одной краской, коричневой или серой, а сама техника росписи напоминает гравюру.

     Для дворянских домов изображались, как  правило, семейные гербы в архитектурном обрамлении, для городских ратушей и других зданий общественного назначения - гербы города и витражи с эмблемами различных корпораций и, наконец, в витражных окнах феодальных замков, кроме религиозных сюжетов, появляются изображения сцен из любовных рыцарских романов, различные аллегории и т. п.

     Но  с этого времени начинается упадок витражного искусства, а с ним  гаснет и монументальная живопись по стеклу. Правда, техника исполнения и рисунок продолжали совершенствоваться, но применение витражей суживается по мере того, как эпоха Возрождения предъявляет к архитектуре новые требования. Зодчий стремится к тому, чтобы внутреннее пространство здания отчетливо выступало перед зрителем, чтоб в нем было больше света. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности.

     Отступая  от принципов монументальной мозаики  цветовых плоскостей, витраж с своей  изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается "штучность" витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.

     В Новое время, начиная с XVIв., витраж уступает свои лидирующие позиции другим видам изобразительного искусства. Нельзя сказать, что эта техника была совершенно забыта, однако значение её для истории искусства в этот период гораздо меньше, нежели в эпоху Ренессанса, не говоря уже о готическом искусстве.

     Новый взлёт витража приходится уже  на самый конец XIX – первое десятилетие ХХв., эпоху Модерна.

     Массовое  изготовление витражей началось в 1890-е, когда наметились предпосылки для  создания крупных предприятий или  концернов,обеспеченных постоянным рынком сбыта и рабочей силой, и в  стекольную промышленность проник акционерный капитал. Установлено что за почти период 1890-1917 а Петербурге работали в общей сложности около 20 мастерских, которые изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. В подавляющем большинстве это были ателье при крупных фабриках, производственных комплексах. Первоначально они работали на импортном сырье,часто с привлечением иностранных мастеров: французких, бельгийских и австрийских, занятых в сфере изготовления стекла. В 1900-1910-е в Петербурге сформировались отечественные кадры мастеров-витражистов, подготовка которых была организованна в столице - в классах живописи по стеклу при Императорском Обществе поощрения художеств и в Центральном училище технического образования барона Штиглица.

     В 1890-1910-е витражи можно было видеть практически во всех видах архитекурных сооружений. Они получили в это время чрезвычайно широкое применение: стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов - вот область его использования.

     В искусстве модерна особую роль играла женская фигура. Она воспринималась, как “эмблема красоты”. Эффектный витраж с изображением девушек, собирающих плоды, находится в доме А.Франка.

     Начиная с этого времени и по наши дни  витраж вновь становится важной деталью  интерьеров. Изначально это интерьеры  общественных зданий и богатых частных  домов, но с течением времени, с развитием  технологий производства стекла  появлением совершенно новых техник витража, позволивших как существенно облегчить его создание, так и  расширить сферу применения, а самое главное – существенно удешевить произведения. Исполненные в этих техниках, витраж всё шире и шире проникает в массовый частный интерьер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖА  И ПРИЁМЫ РАБОТЫ.  

     На  данный момент развитие технологий стекловарения  и обработки стекла, а также успехи в некоторых других отраслях промышленности и науки, позволили  создать целый ряд техник создания витражей, как близких друг к другу, так и принципиально отличных. Основные и наиболее известные из них будут рассмотрены ниже.

     Наборный  витраж, иначе –  классический,4 представляет собой собрание отдельных кусков цветного стекла, вырезанных по рисунку, соединенное при помощи свинцового профиля (возможны также медные или латунные профили). Эстетические качества витража будут зависеть во многом от его качества. Классическая технология витража достаточно подробно рассмотрена в гл.1. По сути, изменения в ней относятся в основном к усовершенствованию инструментов и материалов, в ней применяемых. 

     Наборный  витраж может быть в свою очередь  подразделён на ряд разновидностей, отличающихся, как првило, используемыми  материалами. Так, например, выделяют узорчатые витражи, собираемые из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол. Классическая технология витража достаточно подробно рассмотрена в гл.1. По сути, изменения в ней относятся в основном к усовершенствованию инструментов и материалов, в ней применяемых. 

     Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

     Мозаичные витражи собираются из цветных стекол и имеют вид геометрического и растительного орнамента или коврового узора. Для мозаичных витражей часто применяется инкрустация из готовых литых стекольных розеток. Кроме овладения техникой резки стекла, гнутья и пайки свинцовых жилок, мастер должен иметь представление о цвете и свете, уметь подбирать стекла по цветам и оттенкам в зависимости от расположения проема, намеченного для установки витража.

Информация о работе Витраж