Витраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА. РАСЦВЕТ ВИТРАЖА В СРЕДНИЕ ВЕКА
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ВИТРАЖА И ПРИЁМЫ РАБОТЫ.
ГЛАВА 3. ПЛЁНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИИ ВИТРАЖА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСТОРИЯ ВИТРАЖА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ВИТРАЖАМИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 7 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 1.41 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВИТРАЖНЫЕ ТЕХНИКИ.doc

— 519.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Текст.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

     Витраж  на латунной арматуре. В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

     Витражи Тиффани5 делаются немного по-иному. Это избавляет изделие от жесткого железного каркаса, значительно выше эстетический результат. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.

     Современные витражи в технике "тиффани" выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

     Как можно видеть из изложенного в  данной работе ранее, одной из наиболее старых техник витража являются живописные витражи, собираются из цветных или бесцветных стекол с росписью специальными красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. Любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

     Следует заметить, что ныне существует достаточно большой ассортимент лаков и красок, позволяющих создавть живописные произведения по стеклу без сложного и требующего дорогостоящего специального оборудования процесса обжига. Несмотря на то, что по долговечности подобные произведения, безусловно, сильно уступают классической живописи по стеклу, их относительная дешевизна позволяет весьма широко использовать их в интерьере, особенно в области декорации и создания мелкой пластики. 

     Фьюзинг (от английского fusing — плавка, плавление, слияние) – модная и популярная техника сегодня. Суть её заключается в следующем: берется цельный пласт из стекла, на него выкладывается несколько слоев цветных кусочков, стеклянных гранул, шихту, и помещается в печь, раскаленную до температуры 850ºС, где слои спекаются в единое целое. В зависимости от особенностей технологии слои могут растекаться или нет, цветовые пятна смешиваются или остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Создается желаемая фактура, нужная толщина и рельеф. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема. 
Кастинг или «муранское стекло» – технология, в применении которой используют специальные формы из металла, поверхность которых рельефна. Горячее стекло заливают в матрицы, запекают при температуре до 1000ºС. После этого всю конструкцию сверху покрывают прозрачным стеклом. Затем на поверхность стекла, пока оно мягкое, наносят рельеф. В каждом случае характер рельефа оказывается неповторимым. Эта техника возникла на итальянском острове Мурано, где до сегодняшних дней жива традиция хранить секреты изготовления стекла и передавать их по наследству.

       В отличие от витража в технике спекания, витраж в технике кастинг обладает силуэтом, заданным очертанием той формы, с помощью которой витраж изготавливают

     Пескоструйная гравировка6 – один из наиболее недорогих видов витражей. Выполняется не только на стеклянной, но и на зеркальной поверхности. Заключается в обработке стекла специальным аппаратом, подающим под давлением кварцевый песок (или другой абразив) на нужный участок. На стеклянную поверхность, 5-ти миллиметровой толщины, не меньше, наносят многослойный рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. В комбинации с трафаретом и специальными защитными покрытиями, можно создавать самые причудливые композиции: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом. Эффект также может строиться  на разноглубинности деталей рисунка, создании в толщине стекла рельефных элементов.

       В основном работы, выполненные  этим методом, ассоциируются с  композициями на «цветочновиноградную  тему», также можно изображать  и абстрактные фигуры. Такой витраж  идеально подходит для интерьера  в классическом стиле.

     Физико-химическим гравированием7 можно назвать технологию создания на поверхности стекла узоров типа "мороз" или "изморозь". Методика основана на физико-химических процессах происходящих при взаимодействии стекла с компонентами костного или мездрового клея при его высыхании и затвердевании. Связи, возникающие между частицами стекла и клея оказываются более прочными, чем силы сцепления частиц стекла между собой. Вследствие этого, в клеевом слое при высыхании и затвердевании возникают механические напряжения, деформирующие его таким образом, что клей вырывает с поверхности стекла частицы, оставляя раковины различной формы, которые создают уникальный рисунок, напоминающий морозные узоры на заиндевевших зимой окнах.

     Научно-технический  прогресс породил и несколько  современных технологий гравирования, таких как ультразвуковое, электродное, электронно-ионное, объемное и поверхностное лазерное гравирование.

     Гравировка на стекле или лазерная гравировка. Она выполняется на самых разных стеклах: абсолютно прозрачных, на непрозрачных, на цветных – выбор будет зависеть от целей, которым подчинен в интерьере данный витраж. Выбор стекла неограничен как по цветовой гамме, так и по фактуре. Важно учитывать пожелания заказчика и особенности интерьера. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом - глухие стекла, которые почти не пропускают свет, но в отраженном свете выглядят эффектно. Но есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Также не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре и по фактуре стекла, в связи с этим заказчик всегда может рассчитывать на индивидуальность исполнения его заказа. Многообразие цвета и фактуры стекла безграничны.

     Технология ультразвукового гравирования основана на свойстве ультразвуковых колебаний при небольших амплитудах переносить большую энергию. Высокая интенсивность воздействия ультразвукового излучения на абразивные частицы приводит к соударению этих частиц с обрабатываемой поверхностью стекла с силой, в тысячи раз превосходящей их вес.

       При электродном гравировании поверхность стекла разрушается электрической дугой, возникающей в месте соприкосновения электрода со стеклом, которое помещено в емкость с электролитом. При движении электрода по поверхности стекла, оно растрескивается в стороны от линии, вдоль которой перемещается электрод. Но температура дуги настолько высока, что растрескавшаяся поверхность сразу же сплавляется.

     Еще одним способом художественного  декорирования поверхности стекла является технология электронно-ионного гравирования8. Процесс заключается в одновременном воздействии сканирующего электронного луча на стекло и осуществлении ионного обмена в ванне расплава соли металла, куда помещено изделие. Между источником электронного луча и ванной ионного обмена прилагается необходимое напряжение. При этом сканирующий электронный луч модулируется по интенсивности в зависимости от необходимой насыщенности элементов изображения.

     Достаточно  давно начала применяться и технология травления - другой способ модифицирования стекла и других твердых материалов путем растворения поверхностного слоя химически активными веществами. В основе технологии - процессы химического разрушения кремнекислородных образований и оксидов в поверхностных слоях стекла с образованием нерастворимых (матовое стекло) или растворимых (прозрачное стекло) солей, прочно связанных с поверхностью. Для обработки стекла травлением употребляют преимущественно плавиковую (фтористоводородную) кислоту, которая оставляет на поверхности стекла слой фторсодержащих солей. Образующиеся кристаллы нерастворимых солей препятствуют дальнейшему разрушению поверхности, но, в промежутках между уже сформированными кристаллами, плавиковая кислота продолжает разрушать стекло. Это происходит до тех пор, пока вся поверхность не покроется сплошным слоем нерастворимой соли. В итоге, на стекле образуются неровности, усиливающие рассеяние света и обусловливающие матовый, шероховатый характер поверхности. Ее фактура, в каждом конкретном случае, зависит от размера кристаллов нерастворимых солей и их количества на единицу площади, а также от химического состава стекла и скорости протекания реакции. К настоящему времени развитие химических методов декорирования поверхности стекла привело к появлению нескольких десятков способов травления стекла, как с использованием плавиковой кислоты, так и без нее.

     Диффузия  стекла (цветное травление, цветная протрава) - особая методика декорирования стекла химическим способом. При использовании этой технологии на поверхность стекла наносится суспензия (называемая лессирующей), содержащая соединения серебра или меди. При высокой температуре ионы металлов из лессирующего слоя диффундируют в поверхностный слой стекла, а ионы щелочных металлов покидают его. Таким образом, ионы серебра или меди, проникая на определенную глубину, изменяют химический состав стекла и окрашивают его.

     Ультрафиолетовую  склейку можно отметить как одно из интереснейших технологических новшеств, активно применяющихся в современных витражах. С помощью специального УФ-клея можно исполнить витраж методом аппликации, не прибегая к пайке или фьюзингу. Его отверждение осуществляется под лучами специальных ламп. Стекло выбирают в данном случае плоское, без фактуры, дабы обеспечить идеальное примыкание поверхностей.  

     Наконец, развитие индустрии полимерных материалов позволило создать целый ряд в общем, похожих друг на друга техник и технологий имитации классических приёмов витража. О них – отдельная небольшая глава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПЛЁНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМИТАЦИИ ВИТРАЖА.  

     Как уже было отмечено выше, на данный момент в мире существует ряд компаний, производящих материалы и инструменты  для создания произведений декоративно-прикладного  искусства, имитирующих классические техники витража. Отличаясь в деталях, по качеству, оригинальности, технологиям производства материалов и их фактуре, в основе своей они, однако сводятся, как правило, к технике так называемого плёночного, или аппликационного витража.

     SGO (Stained Glass Overlay), разработанная в США, в начале 70-х гг. прошлого века и получила широкое распространение в более чем 35 странах мира. представляет собой применение многослойного покрытия при изготовлении витража. На изделие (прозрачный лист) наносят специальное многослойное твердое покрытие. Оно впоследствии формирует фактуру изделия. Протяжкой (свинцовой) выполняется рисунок.

     Decra Glow - это названия целой группы самоклеящихся витражных пленок, производимых компанией Decra Led (Великобритания), которые предназначены для изготовления витражей по аппликационной технологии.  

     Ассортимент данной продукции был разработан для того, чтобы предоставить  производителям витражей максимально широкую палитру цветов, текстур и эффектов, которые при нанесении пленки на стекло максимально приближенно имитировали бы настоящее витражное стекло. Цвета и всевозможные фактуры витражных пленок  Decra Glow достигаются за счет применения колоранта на чернильной основе, заключенного между двумя слоями, устойчивыми к внешним воздействиям. Клей нанесен на нижнюю часть витражной пленки и защищен с помощью прочного бумажного лайнера, который удаляется с пленки непосредственно перед ее нанесением на стекло. 

Информация о работе Витраж