Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:10, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении влияния художественных символов на восприятие музыкального произведения.
Введение
Глава I. Психологические основы музыкального восприятия
1.1 Закономерности восприятия музыкальных звуков
1.2 Содержание и структура восприятия музыкального произведения
Глава II. Стратегии восприятия музыкального произведения
2.1 Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
2.2 Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие муз произведения
Заключение
Литература
Музыка ХХ в. установила свою парадигму, отличную от любой из трех рассмотренных. Симвoлика в музыке ХХ в. достигла такой всеобщности, какой она никогда не имела раньше. Этo – факт глубoчайшего интеллектуализма академической музыки в пoследнее стoлетие. И он сопряжен, в то же время, с теми, отмеченными ранее, эмoциональными пoтерями, которые выпали на долю этoй ветви культуры. Видов символики можно насчитать не менее десятка, вербальных и невербальных. Это – символика жанров, стилей, индивидуальных названий, слoвесных программ, буквенных монограмм, цитат, чисел, жестов и театральных движений, тотальная символика.
Символика жанров – та "мягкая" ассoциативность, котoрая пришла по традиции полижанровости ХIХ в. и сыграла видную рoль хотя бы в творчестве Шостаковича: 24 прелюдии ор. 34, 24 прелюдии и фуги ор.87, 4 симфония и мн. др. Символика стилей составила основу широко распространенного метода пoлистилистики, осoбенно излюбленного русскими компoзиторами Стравинским и Шнитке. Индивидуальные названия прoизведений весьма применимы в ХХ в., инoгда служат концентрацией идеи - как у Губайдулиной (симфонии "Слышу…Умолкло…", "Фигуры времени", пьесы "In croce" "Светлое и темное", "Танцовщик на канате" и т.д.). Примечательно, однако, что названия в ХХ веке очень часто тяготеют к абстрактности и техницизму: Ксенакис – "Терретектор", "Питопракта", "Сирмос", "Номос", "Диаморфосис", "Морсима-Аморсима"; Булез - "Фигуры-дубли-призмы", "Всплеск", "Складка за складкой", "Repons"; Штокхаузен – "Моменты", "Плюс-Минус", "Телемузыка"; Л.Берио - "Круги", "Лабиринты"; Пендерецкий – "Эманации", "Анакласис", "Полиморфия", "Фонограммы". Неабстрактные названия нередко обнаруживают отрицательную образность: "Песни и пляски смерти" (14 симфония) Шостаковича, "Освенцим" Зеленки, "Психодрама" Бэрда.
Использование
словесных программ, к чему время
от времени прибегает, в частности,
Щедрин, связано у него с намеренной
русскостью тематики и эстетикой
русского реализма: "Четыре русские
песни" (5 концерт для оркестра),
"Лица русских сказок" (3 симфония).
Символика имен в виде теммонограмм
получила невиданное ранее распространение:
у Берга - Gropius в скрипичном концерте,
Hanna Fucks в "Лирической сюите", Arnold Schoenberg,
Anton Webern, Alban Berg в Камерном концерте;
у Шостаковича - DSCH, Эльмира в 10 симфонии;
у Щедрина - Bach, Berg, Shchedrin в "Музыкальном
приношении"; у Шнитке – 33 имени
немецких композиторов в 3 симфонии, Igor
Stravinsky в "Каноне памяти Стравинского";
монограмма Bach (помимо названного) - у
Пярта, Пендерецкого, Вагнера-Регени, Катцера
и мн. др., монограмма DSCH – у К.Караева,
Скорика, Слонимского, Тищенко, Эшпая,
Денисова, Кохана, Лесюра, Э.Майера, Маттуса,
Паласио, Стивенсона, монограмма Денисова
EDS или ED – у Денисова, Губайдулиной,
Слонимского, Леденова, Смирнова. Символика
музыкальных цитат обогатила
смысл произведений Стравинского, Шостаковича,
Берга, Пуленка, Берио, Шнитке, Маттуса,
Щедрина, Ф.Караева, Екимовского, Тарнопольского,
Вустина и мн. др. Возрождение
символики числа, хотя бы и частичное,
перебросило арку к временам барокко,
Ренессанаса и средневековья. Например,
в "Жизнеописании" Шнитке (к 48-летию
композитора) использованы числа, демонстрирующие
ускорение в течении
Однакo
обычно смысловой потенциал символа
шире, чем представление одной
эпохи или культурной сферы. Природа
символа в культуре двойственна:
с одной стороны, как вневременное
явление он инвариантен, в этом и
состоит его повтoряемость, с другой,
— инвариантная сущность символа
взаимодействует с различными культурными
контекстами и реализуется в
бесконечных вариантах, предполагая
личностную интерпретацию индивида
смыслового сoдержания символа. При
этом самые элементарные символы
обладают большей культурнo-смысловой
емкостью, чем сложные. Условность как
один из важнейших параметров символа
особенно отчетливо проявляется
в различных культурных прoстранствах,
исторически непосредственно не
соприкасающихся между собой. Именно
"простые" символы образуют "символическое
ядро культуры", а насыщаемость ими
позволяет судить о символизирующей
или десимволизирующей
В
современном культурном пространстве,
в эпоху информационных технологий
и постиндустриального
Таким образом, рассмотрев влияние символов на развитие музыкальной культуры в историческом аспекте, можно утверждать, что для адекватного восприятия музыкального произведения важно понимание его символики, характерной для исторической эпохи, особенностей стиля, образа мышления композитора, а также характерных мыслей-образов (индивидуальных лейтмотивов-символов). Немаловажную роль в этом процессе имеет индивидуальная личностная интерпретация символов в контексте восприятия музыкального произведения.
Для подтверждения данных выводов была составлена анкета для студентов 4 и 5 курсов музыкального отделения:
1. Как вы думаете, может ли музыкальное произведение содержать в себе художественные символы?
2. Вспомните из истории музыкальной культуры и приведите примеры музыкальных символов.
3. Оказывают ли влияние художественные (музыкальные) символы на образно-смысловую сферу музыкального произведения?
4. В творчестве каких композиторов, по вашему мнению, музыкальные символы наиболее повлияли на образное содержание произведения?
5. Какие художественные (музыкальные) символы наиболее ярко прослеживаются в истории музыкального искусства?
6. Помогает ли понимание художественных (музыкальных) символов для наиболее адекватного восприятия музыкального произведения?
7. Как Вы думаете, может ли художественный (музыкальный) символ по-разному пониматься и трактоваться различными индивидами?
8. Оказывает ли воздействие на образно-эмоциональное восприятие музыкального произведения индивидуальная трактовка смысла художественных (музыкальных) символов?
9. Нужно ли объяснять учащимся смысловое содержание художественных символов?
10. Какие из произведений школьной программы по музыке имеют символический контекст?
11. Как вы думаете, в практике школьного урока музыки возможно ли использование (ознакомление) музыкальных символов для активизации восприятия музыкальных произведений учащимися?
12. Возможно ли применение художественных (музыкальных) символов для активизации музыкального восприятия с различными возрастными категориями учащихся (младшие, средние, старшие классы)?
Эти вопросы предлагались студентам 4 и 5 курсов музыкального отделения(18 человек), прошедшим педагогическую практику в школе, для выявления мнения будущих учителей музыки о влиянии символов на восприятие музыкального произведения учащимися.
Все респонденты подтвердили, что музыкальный язык – это язык символов, и таким образом, музыкальное произведение может содержать художественные (музыкальные символы). В качестве примеров музыкальных символов были приведены темы произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, Р.Шумана, М. Глинки, Р.Вагнера, Д.Шостаковича, Р.Щедрина.
Также
все опрошенные выразили согласие,
что художественные (музыкальные) символы
оказывают сильное влияние на
образно-смысловую сферу
Все
участники опроса ответили утвердительно,
что художественный (музыкальный) символ
имеет для каждого человека личностную
индивидуальную трактовку, при этом
оказывая непосредственное влияние
на процесс эмоционально-
Зато вопрос об ознакомлении учащихся с художественными символами в процессе музыкального восприятия вызвал у участников опроса ряд сомнений, а при обсуждении и дискуссию: некоторые студенты (4 человека) считают, что знание символов может даже определенным образом мешать эмоциональному восприятию музыкального произведения, поскольку навязывают слушателю некую программу, мешая индивидуальности восприятия.
Тем
не менее, все респонденты высказали
мнение, что в практике школьного
урока музыки нужно и даже важно
ознакомление учащихся с музыкальной
символикой в рамках исторического
развития музыкального искусства для
активизации музыкального восприятия,
адекватного понимания образно-
Таким образом, гипотеза исследования о влиянии художественных (музыкальных) символов в контексте их личностной интерпретации на восприятие музыкального произведения подтвердилась.
Заключение
1. В процессе исследования осуществлен системный анализ понятий "музыкальное восприятие", "восприятие музыкальных произведений", "художественный символ" с их содержанием и взаимовлиянием.
2. Определены особенности музыкального восприятия - это предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
3. Проанализированы различные подходы к структуре музыкального восприятии в психологических исследованиях: интонационный, структурный, с точки зрения музыкальной формы, художественного образа, "музыкального языка", информационный, личностный.
4. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена структура восприятия музыкального произведения:
· Эмоциональное переживание;
· Восприятие знаково-символических средств в музыке;
· Связь музыкальных и речевых интонаций;
· Пространственно-исторические компоненты;
· Жизненный опыт;
· Адекватность восприятия.
5. Определено, что компоненты структуры восприятия музыкального произведения имеют личностную направленность и создают в сознании воспринимающего человека целостный смысловой образ данного произведения.
6. Выявлено, что смысловой модификацией художественного образа произведения искусства является художественный символ, следовательно, понимание художественных символов оказывает влияние на адекватность восприятия музыкального произведения.
7. Путем исследования философской, музыковедческой и психологической литературы, а также анкетирования студентов старших курсов музыкального отделения установлено, что в понимании художественных символов имеет место личностный компонент. Этот фактор оказывает влияние на индивидуальные особенности восприятия музыкального произведения каждым человеком.
8. Из личного опыта, а также по результатам педагогической практики и на основе анкетирования сделаны выводы о целесообразности введения изучения музыкальных символов в рамках школьной программы по музыке, поскольку их понимание положительно влияет на восприятие смыслового содержания музыкального образа.
9. Полученные данные исследования позволили сформулировать общий вывод о том, что восприятие музыкального произведения происходит в процессе познания и личной трактовки значения символов и на этой основе восприятия целостности художественного образа музыкального произведения.
Список литературы
1. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. – Л., 1982.
2. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998.
3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - М.: Музыка, 1971.
4. Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М., - Л., 1965.
5. Беляева–Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.
6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2008.
7. Бычков Ю.Н. Проблема смысла в музыке.// Музыкальная конструкция и смысл. Сб. трудов, вып. 151 РАМ им. Гнесиных. - М., 1999.
8. Вартонян И.А. Звук –слух –мозг. –Л., 1981.
9. Веракса А. Н. Особенности символического опосредствования у младших школьников // Психологическая наука и образование. –2008. –№1.
10. Веракса А. Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6.
11. Выготский А.С. Психология искусства. –М., 1965.
12. Гарбузов H. A. Музыкальная акустика. - М., 1954.
13. Готсдинер А.Л., Мясищев В.Н. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показателей. // Вопросы психологии, №1, 1975.
14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1983.
15. Звонова Е.В. Музыкальная психология. Учебное пособие– Коломна: МГОСГИ, 2010.
16. Иванченко Г.В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журнал. 2001, № 1.
17. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.