Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние театрального искусства на развитие музыкальных способностей детей.
Основные задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты развития детского театра с древнейших времен до настоящего времени;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста и выявить особенности развития данного возрастного периода;
3. Определить роль театрального искусства в формировании личности подростков;
4. Выявить особенности восприятия театрального искусства подростками;
5. Определить специфику подбора репертуара в театральной студии, с учетом возрастных особенностей подростков;
6. Проследить закономерности развитие музыкальных способностей
у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы развития музыкальных способностей у подростков на занятиях театром ......................................7
1.1. Исторические аспекты развития детского театра ……………………….7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового
возраста …………………………………………………………………………..12
1.3. Роль театрального искусства в формировании личности подростков..20
Глава 2. Театральная деятельность в процессе развития музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………………………………………………..24
2.1. Особенности восприятия театрального искусства подростками ..........................................................................................................24
2.2. Подросток как актер театральной студии ………………………………...28
2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии …………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………...40
Задача руководителя – всемерно использовать возможности детских и взрослых театров (в том числе оперных и балетных), а также фильмы-спектакли, телевизионные постановки, радиоспектакли для обогащения запаса художественных театральных впечатлений подростков. В этом залог дальнейшего их духовного, нравственного и эстетического роста.
Подростки – очень активные и непосредственные зрители. Воспринимая многое в спектакле даже острей и ярче, чем взрослые, они порой не успевают и далеко не всегда умеют сразу охватить общий смысл и логику развития того или иного события, его характер, отделить главное от второстепенного, поэтому восприятие спектакля во всей его художественной целостности представляет для них известные трудности. Отчетливо запоминая множество деталей той или иной сцены, подросток иногда совершенно забывает о некоторых других важных эпизодах, помогающих тоньше и глубже воспринять идейно-художественный смысл спектакля в целом.
В иных случаях из-за активно развивающейся способности к абстрактному мышлению подросток, наоборот, довольствуется тем, что «ухватывает» в спектакле лишь схему событий, пропуская психологические оттенки, подтекст в речи и действиях героев, не обращая должного-внимания на своеобразие художественного выражения отдельных моментов и спектакля в целом.
Однако у подростков имеются потенциальные возможности полноценно воспринимать доступный им спектакль как целостное художественное произведение, осмысливать его идейно-художественную суть, и эти возможности необходимо развивать, направлять. Этому в известной мере поможет беседа перед просмотром, которая направляет по определенному руслу внимание и воображение подростков, помогает созданию определенной установки на восприятие особенностей сценического решения, художественного своеобразия, жанра данного спектакля. Привлекая внимание школьников к выразительному значению пластического, ритмического, цветового решения отдельных сцен, важно помогать им не только воспринимать, осмысливать сюжетную канву, но и глубже постигать обобщающий смысл изображаемого.
Подобный анализ способствует развитию у школьников более тонкого, дифференцированного восприятия спектакля, эмоциональной чуткости к богатству выразительных средств театра. Анализируя с подростками спектакль важно привлечь их к сценам, в которых идея драматурга и режиссера, поставившего спектакль, звучит особенно отчетливо и одновременно находит яркий эмоциональный отклик именно у данной возрастной группы зрителей. «Акцентирование внимания на композиционном решении спектакля, на внутреннем идейно-смысловом «сцеплении» отдельных сцен, эпизодов дает возможность подводить подростков к осмыслению спектакля как целостного произведения искусства, в котором отдельные его части являются выражением определенного идейно-художественного замысла» [13, c. 73].
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что подросткам нужен и доступен некоторый минимум знаний о специфике театрального искусства, его истории. В работе с ними над анализом спектакля, нужно гораздо шире привлекать материал различных видов искусства. Именно в сочетании с курсом истории, литературы, музыки и изобразительного искусства учитель сможет наиболее успешно решать необходимые художественно-образовательные задачи в области эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства.
2.2. Подросток как актер театральной студии
Работа над пьесой (инсценировкой, сценическим отрывком) составляет основное содержание занятий в детской театральной студии. Поэтому воспитательное значение этих занятий, прежде всего, зависит от произведения, выбранного для работы, его идейной направленности, содержания, художественных качеств, доступности для учащихся данного возраста. Театральная студия широко использует драматургию для детей, и в первую очередь пьесы и инсценировки, которые идут на сценах детских театров. Большинство современных пьес и инсценировок, а также пьес-сказок ставится в сокращенных вариантах и в отрывках в детской самодеятельности. Вместе с тем школьная сцена имеет свою специфику, которую необходимо учитывать.
Прежде всего, следует иметь в виду, что не все произведения, доступные учащимся для чтения и просмотра в театре, посильны им для исполнения, что не все из того, что им полезно и интересно читать, педагогически целесообразно выбирать для сценической работы, которая требует большей затраты психических и физических сил, более детального анализа отношений и характеров героев, а также оказывает более сильное эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей и подростков, на их поведение в жизни, на их речь и манеры.
«Поэтому при выборе пьесы руководителю необходимо учесть, полезно ли будет учащимся данного возраста детально, как того требует сценическая работа, разбираться во взаимоотношениях ее действующих лиц, посильна ли для них та психическая и физическая нагрузка, которая потребуется для сценического воспроизведения данной пьесы, и, наконец, смогут ли они добиться элементарной правдивости, осмысленности и искренности исполнения своих ролей» [17, с. 110].
Как показывает практика, в силу возрастных и психологических особенностей детей и подростков – острой эмоциональной возбудимости, предметности, конкретности мышления, а также особенностей физического развития (голос, рост, фигуре) – им трудно исполнять многие роли, вполне понятные в чтении. Им трудны, например, многие роли взрослых, а также некоторых отрицательных персонажей. В частности, многие подростки не только не любят исполнять роли отрицательных персонажей (особенно в современных пьесах), но нередко очень болезненно переживают ту эмоциональную реакцию, которую вызывает у зрителей это действующее лицо. Бывает, что исполнение пьес, в которых подробно показаны дурные поступки отдельных персонажей (например, грубость), а в тексте встречаются «слова-паразиты», вроде «железно» (в смысле здорово, хорошо и т. п.), отрицательно влияет на поведение учащихся в жизни.
Учащимся легче работать над теми пьесами и инсценировками, содержание которых им более понятно, знакомо по собственному опыту, по литературным произведениям. Определяя, насколько содержание того или иного произведения может быть понятно и близко участникам студии, руководитель должен иметь в виду не только общую идейную направленность и тему пьесы, но и конкретное художественное раскрытие этой темы и идеи. Естественно, что детям и подросткам наиболее доступны для исполнения пьесы, в которых главными действующими лицами являются их же сверстники. Однако важно учитывать не только возраст действующих лиц, но и то, как эти образы раскрыты в пьесе, в каких условиях они действуют.
Это же следует иметь в виду и при оценке доступности образов отрицательных героев. Учащимся легче работать над такими образами, если недостатки и действия их наиболее понятны и вызывают у исполнителей активное осуждение. Им легче работать над образом отрицательного героя, если, в пьесе его недостатки очень отчетливо и ясно осуждаются другими персонажами. «Практика показывает, что порой большой воспитательный эффект дает выбор таких пьес, исполнение которых, казалось бы, выше возможностей школьников данного возраста, но которые очень им близки и понятны по кругу мыслей, представлений, устремлений героев» [17, с. 112].
При отборе пьес и инсценировок для работы с детьми и подростками очень важно учитывать художественное своеобразие и особенности языка действующих лиц. Ведь язык пьесы – одно из наиболее ярких средств для раскрытия мыслей, чувств, психологии героев. При чтении произведения многое может быть детьми воспринято не в полной мере – это естественно. Позже, в более старшем возрасте, они воспримут это же произведение полнее и глубже.
При работе над литературным произведением с целью его сценического воспроизведения детям должна быть ясна каждая фраза. Им должен быть ясен не только прямой смысл и значение той или иной фразы, но и ее образный смысл, она должна вызывать у них определенные конкретные представления, чувства. Вот почему при отборе пьес и инсценировок для работы с учащимися младшего и среднего возраста необходимо, имея в виду идейно-смысловое и образное богатство языка произведения, учитывать, насколько «освоение» этого богатства будет доступно учащимся данного коллектива, а также насколько педагогически целесообразно этого добиваться в работе с ними. Но нередко руководители студии допускают серьезную ошибку, выбирая для постановки пьесы, герои которых по своему строю чувств, представлений, мыслей и стремлений бесконечно далеки и чужды духовному миру подростков.
Такие ошибки особенно часто встречаются в практике при выборе классических произведений. Многие педагоги используют в своей работе с подростками такие, например, пьесы, как «Доходное место» А. Н. Островского – сцены Поленьки и Юленьки, в которых сестры делятся друг с другом своими мечтами о том, чтоб «хоть за кого-нибудь выйти замуж, лишь бы уйти из дома», или делятся опытом своей недолгой семейной жизни, такие пьесы, как «Снегурочка» – сцена Снегурочки и Весны, которую многие педагоги весьма ошибочно относят к числу «детских сцен» (ведь в этой сцене Снегурочка молит Весну о любви, «о любви недетской», как говорит она сама), водевили А.Чехова «Медведь», «Свадьба» и др. Весь строй мыслей, представлений, чувств, выраженных в названных пьесах и отрывках, не только далек от опыта подростков, но даже и привлекать к этому их внимание педагогически нецелесообразно, преждевременно. Естественно, что по-настоящему раскрыть смысловое образное содержание текста этих ролей они не могут, а поверхностное, «облегченное» воспроизведение этих отрывков не принесет пользы ни исполнителям, ни зрителям, вызовет у них неверное, а подчас искаженное представление об этих образах и произведениях
Отсюда не следует, конечно, что классические произведения вообще недоступны школьникам для исполнения. Инсценировки ряда сказок и повестей Пушкина, некоторые произведения Гоголя, Грибоедова. Тургенева, Л. Толстого. Короленко, Чехова с успехом используются на школьной сцене, и постановка их играет огромную роль в эстетическом развитии учащихся. Однако, как показывает практика, и при выборе наиболее доступных для исполнения классических произведений нужны и вполне правомерны некоторые сокращения в тексте [17].
Вывод – учитывая силу воздействия пьес, исполняемых детьми, на их сознание, чувства, на их поведение в жизни, следует в первую очередь использовать для сценической работы произведения, написанные лучшими писателями и классиками специально для детей и подростков.
2.3. Развитие музыкальных способностей у подростков на занятиях в музыкально-театральной студии «Феерия»
Театр является той областью, где проблемы развития творческих способностей, эффективной эмоциональной коммуникации имеют наиболее давнюю традицию. «Именно театральная педагогика накопила большой опыт по воспитанию творческой личности и развитию ее эмоционально-творческого потенциала, обучению владению аппаратом эмоциональной выразительности как инструментом управления эмоциональным состоянием аудитории. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое» [12, с. 59].
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажимов, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – путь через игру, музицирование, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
И здесь роль педагога заключается в том, чтобы привлечь к эстетической деятельности как можно большее количество детей, развить у них потенциальные художественно-творческие и музыкальные способности, мотивацию к художественной деятельности. Одним из эффективных средств формирования эстетической культуры учащихся, является музыкально-театральная деятельность, так как музыкальный спектакль синтезирует в себе разнообразные виды искусства: музыку и слово, танец и действие, изобразительное искусство и пластику. «Главной ее целью является привитие любви к искусству, формирование потребности в общении с ним, в творческой коллективной деятельности» [3, с. 91].
Музыкальный театр как педагогическая форма обнаруживает «генетическое родство» с такими традиционно сложившимися формами художественного воспитания, как детский хор и школьный театр. С одной стороны, музыкальный театр сохраняет ценностные достижения традиционных форм, с другой – способствует их «обновлению», опираясь на современные социо-культурные направления развития (визуализация в искусстве, интегративные тенденции в образовании). «Музыкальный театр используется преимущественно в системе дополнительного образования, в нем отдается приоритет воспитательным и развивающим задачам, а формирование коллектива происходит на принципах добровольного участия детей и подростков в его деятельности, исходя из их интересов, желаний, потребностей» [13, с.78].
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, а также на создание условий для раскрытия, развития и реализации музыкальных способностей учащихся данного коллектива.
Подростковый возраст – один из важнейших этапов на пути становления личности. Именно в этот период возрастает потребность в самореализации, появляется чувство взрослости. В то же время общеизвестно, что подросткам свойственны противоречивость поведения, стремление к новому, неизведанному, часто опасному. Поэтому так актуален вопрос о средствах обучения подростков, позволяющих им проявить свою активность, творчески самореализоваться и прожить определенные состояния в процессе учения, в безопасных условиях, а не в неформальных, нередко криминальных коллективах и ситуациях [12].
Коллектив музыкального театра - студии «Маска» был создан в 2008г Голотвиной Юлией Викторовной, художественным руководителем данного коллектива (студентом «Российского университета театрального искусства – ГИТИС» г. Москвы – режиссерского факультета). В организации работы театра студии «Маска» применен принцип природосообразности Я.А.Каменского, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. В коллективе принято разделение в соответствии с педагогической периодизацией детского возраста:
- младшая группа дети 3-7лет (дошкольники);
- средняя группа дети7-13лет (школьники);
- молодежная мастерская13-17лет (старшие школьники).
В каждой группе около 8 чел., примерное количество участников коллектива 20-25 человек. Основная цель поставленная перед худ. руководителем театра-студии «Маска», воспитание творчески-ориентированной личности ребенка, посредством приобщения к театральному искусству в МУК ЦК «Орджоникидзевский». Репертуар коллектива строится в основном на пьесах написанных современными авторами и драматургами, в переложении руководителя студии (Голотвиной Юлией Викторовны), и адаптированных для конкретного коллектива, также в репертуар театра-студии входят сценки и вокальные номера, с использованием фольклора.
В сентябре 2012 года данный коллектив распался и был заново организован в октябре 2012 под новым названием музыкально-театральная студия «Феерия». Структура коллектива осталась прежней:
- младшая группа дети 4-7лет (дошкольники);
- средняя группа дети 7-13лет (школьники);
- молодежная мастерская 13-17лет и старше (старшие школьники).
На данный момент в коллективе около 20 человек. Занятия проходят по трем направлениям: актерское мастерство, развитие голоса (эстрадный вокал), образная пластика (основы хореографии).
Информация о работе Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей подростков