Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния цвета на формообразование предметно-пространственной среды.
В ходе работы возникают следующие задачи:
Изучение цвета и цветового воздействия на человека;
Изучение гармонии и контрастов в цветовых сочетаниях;
Изучение пространственного воздействия цвета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:
Цвет и цветовое воздействие………………………………………………………..6
1.2 Цветовая гармония……………………………………………………………….6
1.3 Семь типов цветовых контрастов……………………………………………………………..11
1.4 Форма и цвет………………………………………………………...…………..13
Глава 2:
2.1 Пространственное воздействие цвета……………………….......15
2.2 Цвет в интерьере…………………………………………………………..…..17
2.3 Разработка собственного проекта (макета)………………….…..21

Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.09 Кб (Скачать файл)

Связка геометрических фигур, состоящая  из равностороннего и равнобедренного  треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой  точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и  синего, треугольником, объединяющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зелёный  или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.

1.3 Семь типов цветовых контрастов

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два  цвета, находим между ними чётко  выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим  о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты.

Наши органы чувств функционируют  только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную  только в том случае, если для  сравнения перед ним имеется  более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

 
Изучая характерные способы воздействия  цвета, мы можем констатировать наличие  семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим  основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из них  контрастов по своему особому характеру  и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному  действию столь своеобразен и  единственен в своём роде, что  благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Семь типов цветовых контрастов:

* Контраст цветовых сопоставлений- самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности; 
* Контраст светлого и тёмного; 
* Контраст холодного и тёплого; 
* Контраст дополнительных цветов.  Пары дополнительных цветов:

жёлтый - фиолетовый; 
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый; 
оранжевый - синий; 
красно-оранжевый - сине-зелёный; 
красный - зелёный; 
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный;

 
* Симультанный контраст. Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т. е. одновременно, порождает его сам; 
* Контраст цветового насыщения. Фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными; 
* Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Форма и цвет

Квадрату соответствует красный  цвет как цвет материи. Тяжесть и  непрозрачность красного цвета согласуется  со статикой и тяжёлой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его  острые углы кажутся боевыми и  агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги  и их производные. Треугольник - символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области  цвета со светло-жёлтым.

Круг - это геометрическая форма, которая  возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной  на какой-нибудь поверхности. В противоположность  тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно  и создаёт чувство отдыха и  ослабления напряжения. Круг - символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат - это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все  стороны, является знаком мысли, а круг - вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка  попытаться подыскать соответствующие  им формы, то для оранжевого - это  будет трапеция, для зелёного - сферический  треугольник и для фиолетового - эллипс (рис. 3) Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1 Пространственное воздействие цвета

Пространственное воздействие  цвета может зависеть от различных  компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это  происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и  его распространения. Помимо этого  изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.

Когда шесть цветов - жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий  и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый  жёлтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.

Жёлтый, красно-оранжевый  и синий на чёрном фоне имеют следующую  картину заглубления: жёлтый сильно выступает вперёд, красный в меньшей  степени, а синий кажется почти  столь же глубоким, как чёрный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперёд, красно-оранжевый остаётся почти на месте, а жёлтый только слегка выдвигается вперёд. Отношения глубин между жёлтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».

Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в  соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет  обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.

Что касается холодных и  тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать  вперёд, а холодные стремиться в  глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины  будут или увеличиваться благодаря  цвету, или нейтрализуются, или же будут действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый ведут себя на чёрном фоне следующим образом - красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный уходит вглубь.

Если красно-оранжевый  будет осветлён, то он выступит вперёд ещё сильнее. Если слегка осветлить  сине-зелёный, то он произведёт то же впечатление  глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлён ещё сильнее, то выступит вперёд, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.

Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать  вперёд по сравнению с одинаково  светлыми, но притуплёнными цветами. Как только к этому контрасту  прибавляется контраст светлого и тёмного  или холодного и тёплого, впечатление  глубины снова изменяется. Контраст распространения или контраст размеров цветовых плоскостей играет большую  роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности  имеется маленькое жёлтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. Если мы будем  увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда жёлтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.

Если бы мы захотели рассмотреть  все возможные варианты с точки  зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в  правильном создании пространственного  равновесия каждой цветовой композиции. Здесь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные им цели.

Для того, чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно жёлтый, красно-оранжевый и синий расположить на чёрном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае - слева направо и в другом - справа налево.

2.2 Цвет в интерьере

Влияние цвета на настроение и самочувствие человека было доказано еще много  веков назад. Группа цветов или отдельные  оттенки вызывают у людей разную реакцию, именно поэтому очень важно  подобрать цветовое оформление комнаты  правильно. Однако недостаточно просто подобрать цвета, которые нравятся, необходимо выбрать сочетаемые оттенки, чтобы не было диссонанса в восприятии помещения.

Каждый цвет имеет свое психологическое  настроение. Так, главный цвет в комнате  может оказывать умиротворяющее воздействие на человека, дополнительные оттенки – создавать тот, или  иной настрой. При этом, не стоит забывать о других членах семьи, которые по-другому будут воспринимать основную цветовую гамму. Рассмотрим цвета, преобладающие в интерьере, и их влияние на настроение человека.

Красный цвет ассоциируется с огнем, страстью, кровью, азартом и напряженностью. Он возбуждающе действует на настроение и нравится сильным и властным людям. Много красного цвета в оформлении комнаты вызывают агрессию и раздраженность, а небольшие вставки этого насыщенного оттенка напротив - поднимают  тонус и жизненную энергию. Как правило, красный цвет эффектно смотрится в гостиных и в спальнях, но при условии «дозированного» использования.

Оранжевый цвет -это цитрусовые фрукты, радость, солнечный день, тепло и накал. Он служит источником энергии, поэтому его часто используют в детских комнатах. В кабинетах оранжевый цвет лучше не использовать, так как он ассоциируется с высокой самооценкой владельца. Оранжевым цветом часто выделяют смысловые акценты в помещении. Цвет хорошо стимулирует аппетит, поэтому его можно использовать в обеденной зоне. Для спальных комнат подбираются приглушенные оттенки оранжевого цвета.

Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем, радостью, свободой и богатством. Он подходит для тех, кто стремится к самопознанию, отсутствию напряжения и реализации творческого потенциала. Как ни странно, жёлтый цвет помогает сосредоточиться, умиротворяет и настраивает на позитивный лад. Главное, использовать неяркие оттенки. Жёлтый цвет отлично подходит для оформления рабочей зоны и места занятий творчеством. В зависимости от оттенка, жёлтый цвет может оказывать разное влияние на настроение: грязно-жёлтый – угнетать, «канареечный» - раздражать, песочный – успокаивать.

Зеленый цвет– это цвет листвы, защищенности, спокойствия, свежести и благополучия. Он состоит из синего и желтого цвета, поэтому нейтрализует другие цвета. Если в оттенке преобладает синий тон, то цвет смотрится более прохладным, если желтый, то он ассоциируется с зеленью, возрождением и успехом. Зеленый цвет подойдет спокойным и консервативным людям, он благотворно влияет на настроение и не раздражает взгляд, используется для профилактики бессонницы, астмы и сердечных заболеваний.

Синий цвет ассоциируется с задумчивостью, строгостью, постоянством и серьезностью. Богатая палитра оттенков позволяет выбрать любой синий цвет, от голубого, приносящего умиротворение, до тёмно-синего, создающего тревожное настроение. Синий цвет часто используют в оформлении спальни, так как он способствует расслаблению и спокойному отдыху. Ассоциация с морем или небом создает ощущение безмятежности и воздушности. В большом количестве синий цвет может вызывать грустное настроение, поэтому его лучше «разбавлять» теплыми оттенками.

Фиолетовый цвет– самый необычный и сложный. В нем сочетаются красный и синий, создавая особую гамму. В зависимости от насыщенности, фиолетовый цвет может создавать разные настроения и менять восприятие помещения. Будьте осторожны с его использованием: преобладание цвета в оформлении комнаты может угнетать. Яркие оттенки фиолетового цвета ассоциируются с незрелостью и тщеславием, тёмные оттенки – с грубостью и деспотичностью, лиловые успокаивают при нервных стрессах, аметистовый оттенок  символизирует духовность и воздержанность. Фиолетовый цвет меняет свое значение в зависимости от сочетания с другими оттенками. Так, в компании с розовым он создает романтическое настроение, с серебряным подчеркивает царственность и солидность.

Коричневый цвет– цвет земли, стабильности, спокойствия и сдержанности. Его выбирают люди, стремящиеся к безопасности и внутреннему благополучию. Коричневый воспринимается как естественный и натуральный цвет. Он обладает внутренней силой и стойкостью. Кремовые оттенки цвета мягко воздействуют на настроение, визуально расширяя пространство, жёлто-коричневые оттенки способствуют повышению трудоспособности. Однако, стоит избегать большого количества тёмно-коричневого цвета в помещении, это может вызвать депрессивный настрой.

Черный цвет ассоциируется с пустотой, загадочностью, вселенной и вызовом. Он поглощает свет, уменьшая пространство, и порой вызывает угнетающее настроение. Как правило, черный цвет используют «дозировано» в сочетании с яркими оттенками красного, белого, жёлтого, зеленого. Черный цвет в интерьере подчеркивает солидность и авторитарность владельца дома.

Информация о работе Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды