- изменение морфологии плаката как «листового», плоского объекта путём пластической трансформации плаката или его частей и перевода отдельных элементов из плоской графики в объем и за пределы поверхности плаката;
- остроумные способы взаимодействия графического решения плаката с окружающей средой, использование средового контекста, с нарушением целостности плоскости плаката, добавлением прозрачных элементов и других инновационных приёмов;
- использование необычных мест размещения плакатов, ранее не использовавшихся для рекламных целей, в том числе, неожиданных, непривычных для потребителя объектов, в сочетании с которыми вдруг появляется плакат;
- применение в плакате специфических новейших рекламных материалов и технологий (способов составления и нанесения изображения на объект-носитель), позволяющих изображению меняться заданным образом в зависимости от освещения или с течением времени.
Базовый принцип проектирования
инновационных форм в социальном
плакате – это подчинение всех средств
выразительности социальной проблеме.
Новизна и оригинальность дизайна должны,
в первую очередь, работать на привлечение
максимального внимания к социальной
идее, а не на отстраненную красоту дизайнерского
воплощения.
Выявленные тенденции
и примеры инновационных подходов
в создании выразительного образа социального плаката
служат богатым методическим материалом
для применения в учебном образовательном
процессе в системе подготовки дизайнеров
графики. Неоценима воспитательная роль
социального плаката – он помогает осознать
молодому дизайнеру ценностные ориентиры
выбранной профессии. В ситуации учебного
проектирования, когда студент не зажат
в жестких рамках требований реального
заказчика и технологических ограничений,
именно проектирование «на перспективу»
новых, нестандартных образных решений
и инновационных разновидностей социального
плаката помогает раскрыть творческий
потенциал обучающегося, раскрепостить
его проектное мышление и изобретательность.
Это позволяет вникнуть в самую суть дизайнерской
деятельности, которая по определению
является новаторской, прогностической
и опережающей сегодняшний день.
ВЫВОДЫ И
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Систематизирован научный материал по истории отечественного социального плаката:
- исследован генезис (формы протодизайна) социального плаката, проявленный в социальных темах русского лубка (XVII-XIX вв.);
- выделены и описаны четыре основных исторических этапа развития отечественного социального плаката (с момента утверждения плаката в начале ХХ века до настоящего времени): «дореволюционный благотворительный», «советский революционно-авангардный», «советский социалистический реализм», «современный»;
- дана характеристика основных образно-графических средств выразительности, перечислены социально значимые темы плакатных произведений для каждого из обозначенных этапов.
- Установлено, что на протяжении истории развития отечественного социального плаката были сформированы самобытные композиционно-графические, стилистические, семантические традиции, обогатившие выразительность социального плаката и графический дизайн в целом. Современный этап охарактеризован условным разделением социального плаката на «выставочный» (представитель элитарной сферы авторского самовыражения дизайнера) и «массовый» плакат (относится к средствам социальной рекламы). Произведено сопоставление этих форм социального плаката, выделены черты сходства и различия, плоскости соприкосновения. Доказано, что современный массовый социальный плакат расширил свои функционально-морфологические рамки и является перспективным объектом дизайнерских инноваций.
- Анализ специфики целеполагания в дизайне отечественного социального плаката позволил сделать выводы: социальный плакат имеет большое воспитательное значение, он является носителем гуманистических ценностей культуры и общества, пропагандистом базовых ценностей дизайна как социально-ответственной профессиональной деятельности.
Произведена тематическая типологизация
социального плаката. Выделено три
базовых разновидности социальных плакатов:
«демонстрация опасностей и
угроз человеческой жизни, борьба с пороками»,
«декларация ценностей и морально-нравственных
социальных стандартов», «призывы к созиданию
и активным действиям», каждой соответствует
специфическая эмоционально-образная
и эстетическая концепция выразительности.
Изучена специфика применения в отечественном
социальном плакате эмоционально-образных
приёмов «шока» и «гротеска».
- Осуществлен анализ основных средств формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката:
- Метафора является традиционным средством усиления образной выразительности социального плаката. Анализ символики социальных плакатов показал, что в современном плакате используются как укоренившиеся в мировой культуре плакатные символы, так и символы современности (актуальные события, социальные проблемы и бедствия).
- Определены три базовых принципа образно-графической выразительности массового социального плаката. «Принцип однозначности» и «принцип лаконизма» определяют точность (однозначность смысла) и быстроту восприятия образа плаката. «Принцип синхронности» обеспечивает совпадение эстетических систем плаката и зрителя, требует использования актуального визуально-графического языка современной массовой культуры.
- Рассмотрены тенденция усиления образной выразительности современного социального плаката за счет использования инновационных приёмов в дизайне.
Определено важное воспитательное
и обучающее значение социального
плаката как объекта учебного
проектирования в системе российского
дизайн-образования.
Основные положения
диссертации представлены в следующих
публикациях автора:
Статьи, опубликованные
в ведущих рецензируемых научных
журналах, определенных ВАК:
- Игошина Т. С. Принципиальные основы формирования учебного курса «Дизайн социальной рекламы» в структуре подготовки дизайнеров рекламы и графики (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург) // Вестник Оренбургского государственного университета . – 2005, №9 (47). – с. 98–103 – 0,6 п. л.
- Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009, № 17(155): Филология и искусствоведение. – с. 135–141 – 0,5 п. л.
- Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: исторический путь, художественные традиции и инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Научный журнал МГУДТ «Дизайн и технологии». №14 (56). - М.: ИИЦ МГУДТ, 2009 – 0,7 п. л. (в печати)
Статьи, опубликованные
в других научных изданиях:
- Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы в системе обучения дизайнеров рекламы и графики. Проектирование с использованием метода решения кентавр-проблемы (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург)//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007, № 76 – с. 236–241 – 0,5 п. л.
- Игошина Т. С. Социальная реклама как форма социальной коммуникации и объект проектирования//Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2008. - №4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – В 2 ч. – Ч. 2. – с. 94–97 – 0,4 п.л.
- Игошина Т. С. Социальная самопрезентация личности проектировщика и аспекты проблемы «авторской идентификации» в конечном дизайн-продукте (на примере дизайна социальной рекламы) // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов. / Отв. Ред. М.С. Соколова, М. В. Соколов. – Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Вып. 3. – с. 83–90 – 0,5 п. л.
- Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы как полноценный объект учебного проектирования, взаимосвязь идеи и графической композиции в дизайне социального плаката// Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект: материалы Междунар. науч.- практ. конф. 27 мая 2008 г. – /Отв. Ред. А. В. Палкина. – Шадринск: Изд.- во «Шадринский Дом Печати», 2008. – с. 287–294 – 0,3 п.л.
- Игошина Т. С. Социальная реклама и межличностная коммуникация: «Ты меня уважаешь?!» // Магистраль. Сборник трудов. – Екатеринбург: Архитектон, 2008. – с. 94–102.(в печати) – 0,4 п. л.
- Игошина Т. С. Учебное проектирование социального плаката: о принципах психологического воздействия в социальной рекламе // Художественное проектирование в дизайн-образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27 мая 2009. – Шадринск: Изд.-во «Шадринский Дом Печати», 2009. – c. 30–36 – 0,3 п.л.
- Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: как кризис рекламной коммуникации спровоцировал инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Дизайн. Эргономика. Сервис. – М.: ВНИИТЭ, 2009. –Выпуск 2. – c. 128–141 – 0,5 п. л.
Статьи, опубликованные
в электронном научном журнале,
зарегистрированном в ФГУП НТЦ «Информрегистр»:
- Игошина Т. С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». – 2006, №14. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_022 – 0,4 п. л.
- Игошина Т. С. Инновационные формы в дизайне социальной рекламы. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». – 2007, №18. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_22 – 0,5 п.л.
1 Серов С. И. Московский концептуальный
плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004.
- С. 12
2 Серов С. И. Московский концептуальный
плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004.
- С. 17
3 О воспитательной функции дизайна писал
Н.В. Воронов, воспитательную роль искусства
отмечал в своих работах Л.С. Выготский
и многие другие авторы.
4 Специфика проектного процесса (его
этапы), применительно к дизайну коммерческой
рекламы, рассматривалась в работах Е.Э.
Павловской, А.Б. Симонова, В.В. Волковой.
5
Фактическим заказчиком социального плаката
могут быть статусные субъекты (правительственные
органы, профсоюзы) и не статусные субъекты
(общественные организации, негосударственные
фонды, частные лица) социальной рекламы
(по С.М. Исаеву).
6 На базе типологии социальной рекламы,
предложенной Я. Перепечаевой с существенными
дополнениями и изменениями.
7 Креолизованный (смешанного типа) текст – это сочетание
(слияние) в одном объекте двух семиотических
систем вербальной и изобразительной
(иконической). Другое название графических
объектов, совмещающих эти две семиотические
системы - «картоид». В нем подчеркивается,
что ведущая функция в этой паре принадлежит
иконической части «картоида», а вербальный
текст (literature) является вспомогательным
средством, поясняющим или интерпретирующим
графическое изображение (согласно исследованиям
Б.Б. Родомана и К.А. Салищева). Понятие
«картоид» широко использует Э.П. Григорьев
в своих моделях «Инвариантного метода
проектирования».