Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:26, реферат
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь).
Введение.
Керамика
1.1. Гжель.
1.2. Скопин.
1.3. Дымковская игрушка.
2. Дерево. Резьба
2.1. Хохломская роспись
2.2. Городецкая роспись
2.3. Полхов-майданская роспись
3. Металл. Казаковская филигрань
4. Ткань.
4.1. Ткачество
4.2. Вышивка
4.3. Кружевоплетение
5. Камень. Борнуковский резной камень
Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX в. получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40=-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой.
Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».
До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.
Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и т.п. и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром для привлечения к нему внимания покупателей.
Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.
Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан-богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.
Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали и просто скульптуру: драконов, львов. Рассказывают, что один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых, вытягивая их, как обычно, на гончарном круге, по памяти, и дорабатывая детали от руки.
В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 40-50-м гг. В это время еще продолжали работать старые мастера скопинского промысла, которые хорошо помнили все основные особенности и приемы исполнения скопинской керамики. Их опыт и знания постепенно перенимают и осваивают более молодые мастера, пришедшие в промысел.
В 60-70-х гг. предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, сцены цирка и т.д. Наряду с этим создают мастера и традиционные для промысла квасники с птицами, подсвечники, вазы для фруктов.
Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства. Интерес к ним со стороны ценителей, коллекционеров и просто массового потребителя не ослабевает. Искусство скопинских гончаров вносит свой яркий штрих в общую картину современного развития русской народной декоративной керамики.
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.
Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д.
С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIX- начала XX вв. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены.
Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Русская национальная культура тесно связана с деревом. Из него возводили целые города, крепости, храмы, жилища, строили речные и морские суда, вырезали посуду и бытовые предметы. Вместе с тем русские мастера большое внимание уделяли художественному резному декору. В его основу был положен геометрический и растительный орнамент, служивший не только целям украшения, но имевший магический и ритуальный характер. Функции оберега выполняют включенные в художественный ряд образы и символы, такие как Древо Жизни, солярные знаки, птица, конь, лев, мифологические существа - Берегиня, Сирин, Алконост.
В Нижегородском Поволжье сформировался свой особый стиль резьбы, впитавший в себя древнейшие традиции русского народного искусства. Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за его пределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают современные народные мастера, виртуозно владеющее художественной резьбой по дереву и являющиеся одними из самых лучших в России.
В систему художественных промыслов Нижегородской области входят два предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой по дереву. На фабрике "Городецкая роспись" в г. Городец работает экспериментальная группа резчиков, среди которых замечательные мастера Михаил Логинов и Андрей Колов. Ассортимент выпускаемых изделий разнообразен: декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки сувенирные наборы для специй с резными фигурками людей и животных, игрушки, пряничные доски - резные штампы для нанесения узора на пряничное тесто. Интересна городецкая скульптура малых форм с сюжетами из городской и сельской жизни, выполненная с большим юмором и фантазией. Изделия вырезаются из местных пород древесины - дуба, липы, осины, березы, вручную, с использованием инструментов - резцов, ножей, стамесок. Используется разнообразная техника резьбы - трехгранно-выемчатая, контурная, скобчатая и другие. Для произведений городецких мастеров характерно сочетание резьбы с инкрустацией мореным дубом. Выполняются заказы на монументальные работы для оформления интерьеров и экстерьеров общественных и частных зданий.
Второе направление художественной резьбы по дереву развивается на фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове. Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции технических предметов и орнаментального строя древней нижегородской резьбы. Резьба обогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева.
Большой вклад в развитие семеновской резьбы по дереву внесли известные мастера Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин, Александр Швецов и другие.
Помимо фабрик, в Нижегородской области работают много народных мастеров - резчиков, создающих свои произведения как в народных традициях, так и в свободном современном стиле.
2.1. Хохломская роспись.
Хохломская роспись по дереву
один из старинных видов
Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: "травка" - стилизованное изображение травы; "кудрина" - сказочный золотой цветок с завитками - кудрями; "под листок" - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент изделий составляют: отдельные чаши, вазы, "поставки" - цилиндрические сосуды с крышкой, бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и чайной посуды, наборы для вина, мороженого, меда, рыбы.
В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломские изделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русское народное искусство.
2.2. Городецкая роспись.
В селениях, расположенных вокруг Городца - старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки.
Прялка, как приспособление для прядения нити, была известна во всем мире, в том числе и на Руси, с древнейших времен. Городецкая прялка состоит из широкого "донца" - доски на которой сидела прядущая женщина, и вставлявшегося в донце деревянного гребня - стойки, с укрепленным на нем льном или шерстью. На городецких расписных прялках раннего периода мы видим элементы древнейшей символики: Древо Жизни, птиц, всадников, а с конца XIX века городецкие художники начали писать и жанровые сцены из русской провинциальной жизни: чаепитие, катание в каретах, застолье, военные баталии.
Прялку грунтовали и расписывали клеевыми и растительными красками собственного приготовления. Основными цветами городецкой росписи являлись желтый, черный, зеленый, красный, синий. Роспись делали в два приема: наложение ярких пятен краски на однородный, чаще всего, желтый фон; разработка рисунка мазками черной и белой краски, что придавало объем и акцентировало детали.