Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 03:23, реферат

Краткое описание

В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя.
До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства, сохранившихся к тому же фрагментарно. Представить себе все богатство художественных образов прошлого нам помогает обращение к этнографическому искусству славянской деревни XIX века, сохранившему много традиций тысячелетней давности в тканых и вышитых узорах одежды и полотенец, к символике резных ковшей и прялок, в заклинательных новогодних песнях и в весенних хороводах.

Вложенные файлы: 1 файл

Декоратив русь.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Художественное творчество городских  мастеров не было безымянным. Нам известны имена нескольких ювелиров: Флор-Братила из Новгорода (начало XII века), Константин из Новгорода (середина XII века), Константин из Вщижа, Лазарь Богша из Полоцка (1160-е годы), Максим из Киева.

К сожалению, до нас почти не дошли  другие изделия мастеров прикладного  искусства: оружие, мебель – и мы должны довольствоваться отдельными разрозненными вещами.

Почетное место среди изделий  оружейников принадлежит стальному  мечу русской работы около 1000 года из окрестностей Миргорода. Его выковал, судя по клейму, "Людо(т)а Коваль". Рукоять меча богато украшена тератологическим орнаментом. Другой меч с растительным орнаментом XI – XII веков найден на Волыни.

Большой интерес представляет парадный топорик из Волжской Болгарии, связываемый  с именем князя Андрея Боголюбского на том основании, что в трех местах на топорике размещена буква "А" (Андрей лично участвовал в походе на Болгар в 1164 году, и там он сам или кто-либо из его рынд мог потерять топорик). Сталь топорца высеребрена, рисунок нанесен гравировкой и подчеркнут позолотой. На одной щеке лезвия изображен меч, пронзающий змея, а на другой – "древо жизни" с двумя птицами по сторонам. Заклинательную формулу обоих рисунков можно расшифровать так: "Пусть процветает жизнь и да погибнет зло!".

Из парадных, богато украшенных доспехов сохранился шлем, найденный на Липецком поле под Юрьевом-Польским, где происходили две битвы: в 1176 и в 1216 годах. По всей вероятности, он связан с первой датой. На челе шлема вычеканено по серебру изображение архистратига Михаила, покровитела полководцев, а на шишаке – четыре изображения святых. Интересен чеканный бордюр тульи шлема, где в сердцевидных клеймах размещены грифоны и птицы по сторонам "древа жизни".

Множество произведений декоративного  искусства хранилось в церквях.

Внутри церкви посетителям особенно были заметны паникадила в двенадцать – шестнадцать свечей, освещавшие внутреннее пространство храма. Мастера-литейщики делали их из ажурных бронзовых пластин, а около каждой свечи помещали, словно сказочную жар-птицу, изображение птицы или крылатого грифона.

В ризнице новгородского Софийского собора сохранились два "иерусалима", "сиона". Так называли серебряные или золотые модели храмов, выносимые  во время торжественных богослужений на срединную часть церкви.

Один из новгородских сионов дошел  до нас в плохой сохранности, уцелел лишь самый остов из шести колонн и купола. Наибольший интерес представляют ажурные тимпаны арок с шестью большими серебряными цветами на каждом. Возможно, что это тот "иерусалим", который был изготовлен новгородцами после того, как Всеслав Полоцкий, овладев Новгородом, взял существовавший там сион в качестве трофея.

В ризнице того же Софийского собора хранятся два великолепных сосуда XII века, подписанные именами изготовивших их мастеров. Сосуды очень близки по стилю, хотя сделаны в разное время. Очевидно, второй мастер – Коста – копировал изделие своего талантливого предшественника Флора-Братилы.

В древней Руси был обычай носить на груди поверх одежды большие двустворчатые  кресты-энколпионы, внутри которых  тоже находились разного рода мощи. В музейных коллекциях сохранилось множество энколпионов X – XIII веков самого различного качества – от простых ремесленных изделий до высокохудожественных произведений, изготовленных хорошими мастерами.

Языческое мировоззрение у русов X – XIII веков проявлялось, как и у других народов, в прославлении жизненной силы природы и главным образом – растительного плодородия земли. Одним из самых распространенных символов жизни были только что выбившиеся из земли молодын весенние всходы, ростки растений. Недаром в такой земледельческой стране, как Русь, слово "жизнь" означало также засеянную ниву. К аграрной ( в своей глубокой основе) символике относились еще три элемента: вода, дающая жизнь полям, небо, ниспосылающее эту драгоценную и жизненно необходимую воду в виде дождя, и солнце, дающее тепло. Вода изображалась в виде волнистых, струйчатых или переплетенных линий, а идея неба выражалась в образе птиц, единственных живых существ, поднимавшихся в небо, к облакам. Птицы являлись как бы посредниками между облаками, дающими дождь, и земной растительностью. В средневековом искусстве образ птицы и символического "древа жизни" является повсеместным от Ирана и Византии до Скандинавии и Ирландии. Языческое легко уживалось с христианским и порой прочно переплеталось, так как по существу между ними не было принципиальной разницы ни в объяснении тех сил, которые управляют миром, ни в представлениях о загробной жизни, ни в магических заклинаниях сил природы. Поэтому христианское искусство средневековья (в том числе и русское) содержит и символику растительности как проявление рождающей силы земли, и символику воды и неба.

Совершенно особый мир образов  раскрывается нам на широких двустворчатых  браслетах. Здесь появляются кентавры, львы, солярные знаки, пьющие и пляшущие люди, гусляры и домрачеи. Есть здесь и изображения сиринов-вил, Симаргла, птиц, "древа жизни", но никогда не встречаются фигуры христианских святых. Возможно, что полное отсутствие христианских изображений объясняется самим назначением браслетов. Женщины поддерживали браслетами длинные рукава праздничной одежды, надеваемой для плясок. Перед пляской женщина должна была снять браслеты и освободить длинные рукава. Пляски, игрища, особенно в дни русалий, очевидно, носили ритуальный заклинательный характер, судя по тому, что они подвергались исступленному преследованию со стороны церкви.

Большинство широких браслетов  разделено по горизонтали на две  зоны, резко отличающиеся по системе  орнаментации. Чаще всего верхнюю  зону художники расчленяли несколькими  арочками, внутри которых гравировали изображения птиц, зверей, людей, деревьев. Арки иногда напоминают церковные закомары, а иногда настоящие аркады с колоннами.

На створках браслетов, хранящихся в Государственном Историческом музее, помещены в арочках птицы  и зайцы. Перед зайцами изображены чаши с поддоном вроде тех, из которых пили во время русальных действий. (Известно, что у литовцев существовал "заячий бог", покровитель растительности. Возможно, что у русских тоже существовали подобные представления; недаром на зайцев в Древней Руси было "табу", и вплоть до XVII века они не употреблялись в пищу.) На других створках в двух арочках содержатся изображения сидящей женщины с браслетами на руках и мужчины; в двух остальных арках мы видим фигуры мужчины, играющего на музыкальном инструменте, и женщины, которая пляшет, распустив до земли рукава.


Информация о работе Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII вв.