Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 04:32, реферат
Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чистоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные достоинства в соединении со свойствами долговечности были использованы народами всех времен для создания художественных памятников, отражающих особенности культуры различных исторических эпох Н.Н. Качалов утверждает, что «...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением». Замечательные свойства стекла обусловили существование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло».
Введение 3
1.Основные способы декорирования стекла 4
1.1 Стекло в строительстве и архитектуре 4
1.2 Основные технологии украшения 6
1.3 Дефекты при производстве 10
Используемая литература 13
Содержание
Введение
1.Основные
способы декорирования стекла
1.1
Стекло в строительстве и
1.2
Основные технологии украшения
1.3
Дефекты при производстве
Используемая
литература
Введение
Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чистоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные достоинства в соединении со свойствами долговечности были использованы народами всех времен для создания художественных памятников, отражающих особенности культуры различных исторических эпох Н.Н. Качалов утверждает, что «...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением». Замечательные свойства стекла обусловили существование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло».
1 Основные способы декорирования стекла
1.1 Стекло в строительстве и архитектуре
Наряду с художественной стеклянной
посудой из стекла сюда можно отнести
очень широкий ассортимент изделий, используемых
в строительстве, архитектуре и скульптуре:
- декоративные отделочные и облицовочные
материалы и изделия;
- элементы декоративной отделки зданий
- карнизы, детали колонн, перила;
- особенно эффективно применение цветных
стекол в витражах;
- очень большая группа изделий художественного
стекла - барельефы, монументальные вазы
и светильники, торшеры;
- монументальная стеклянная скульптура;
- художественная мозаичная живопись из
стекла в архитектуре общественных.
В развитии художественного стекла и его
практическом внедрении огромная роль
М.В. Ломоносова -- основоположника научного
стеклоизделия, много сил вложившего в
разработку цветного стекла и его применение
в мозаичной живописи, а также профессора,
доктора технических наук Н.Н. Качалова
и скульптора, народного художника СССР
В.И. Мухиной.
Рассмотрим применение различных видов
художественного стекла в архитектурно-декоративной
отделке интерьеров общественных зданий
-метро, театров, храмов и т.п.
Художественно-декоративное стекло в
архитектурной отделке внутренних интерьеров.
Изготовление из стекла различных архитектурных
деталей и предметов убранства интерьеров
культурных и общественных зданий, особенно
таких, как станции метро, театры, дворцы
и т.п. убедительный пример применения
стекла в качестве отделочного декоративного
материала в строительстве. Для этого
может быть использовано как обычное стекло,
так и хрустальное бесцветное и цветное.
Такие детали из стекла и готовые изделия
изготавливаются различными методами,
применяемыми в стеклоделии -- горячим
формованием, выдуванием, прессованием
и даже обточкой на токарном станке.
Н.Н. Качалов приводит различные примеры
применения таких изделий в качестве художественно-декоративных:
монолитные балясины лестничных перил,
а также стеклянные колонны из хрусталя
станции «Автово» Ленинградского метрополитена
из разноцветного прозрачного стекла.
Витражи - один из видов архитектурных
форм. Различные витражи с применением
стекла по типу их изготовления можно
разделить на 4 основные группы:
- паечные витражи из листового
стекла на гибкой металлической основе;
- витражи из объемных многослойных стекол
на бетонной основе;
- витражи из листового крупноразмерного
стекла в качестве ос новы для нанесения
художественного изображения;
- смешанные витражи.
Классический пример - витраж на свинцовой
пайке, в котором по заданному рисунку
располагают куски цветного стекла разной
формы. По торцам стекла огибают свинцовым
профилем, который в отдельных местах
сваривают, превращая разрозненные куски
стекла в плоский лист - цветную картину.
Прозрачные листы стекла превращают в
витражи путем нанесения матового рисунка
абразивными инструментами или с помощью
химического травления. Применяя серебряные
и медные пасты ионы серебра и меди диффундируют
из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая
его в цвета: желтый (серебряная паста)
или светло-желтый, черный и красный (медная
паста). Высокохудожественные витражи,
относящиеся к живописным. Пример удачного
применения витража в декоративном оформлении
огромного пространства общественного
сооружения - витраж 1станции метро «Новослободская»
(г. Москва)
Мозаичная живопись из смальты в декорировании
парадных сооружений.
Смальта - цветное непрозрачное стекло
в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок,
применяемое для мозаичных работ. Смальты
- по составу обычные силикатные непрозрачные
цветные стекла, отличающиеся широкой
гаммой цветов. В мозаической мастерской
Академии художеств СССР хранилось 15 тыс.
сортов смальты различных цветов, а в Риме,
в «панской» мастерской, -- до 25 тыс.).
В России впервые смальты выплавлялись
М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной
фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет
изготовления золотого рубина, утраченного
после смерти Кункеля - его первооткрывателя.
Мозаика широко использовалась в декоративном
оформлении римских церквей в XII в., в изображении
святых, в религиозных картинах в храмах
и достигла своего расцвета в Византийской
империи.
М.В. Ломоносов возродил это древнее искусство
и широко использовал смальты в живописном
искусстве. Всем известны его картины
«Полтавская битва», «Петр I» . Мозаичная
живопись на основе смальт была широко
использована в строительстве станций
метрополитена в Москве примером является
станция комсомольская.
1.2 Характер украшений выдувной посуды отличается большим разнообразием
Украшения, наносимые в горячем состоянии, объединены в несколько групп. К первой группе относятся украшения, в основе которых—получение оптического эффекта или рельефа поверхности. Это украшения «валик», рифление, мелкие пузырьки, «мороз» («кракле»). «Пулька» выдувается в черновой форме с углублениями или выступами. При выдувании в чистовой (гладкой) форме создается оптический эффект волнообразной поверхности («валик») или углублений, заполненных воздухом (воздушные ленты, нити, пузырьки). «Мороз» («кракле»)—украшение в виде сетки заплавленных трещин, напоминающих морозные узоры на стекле. Для получения его набор стекла опускают на 1—2 с в холодную воду или во влажные опилки, а затем нагревают в печи. После трехкратной обработки таким способом и последующего выдувания изделие приобретает рисунок «мороз».
Рис. 2.1. Способы украшения стеклянной посуды
1 — матовая лента; 2 - гравировка; 3,4,5 - алмазная пыль: 6—гильоширное травление
Ко второй группе относятся украшения с орнаментами. Их получают при внесении заготовки стекла одного цвета в полуфабрикат или готовое изделие другого цвета. Это цветные нити, полосы, пятна, палены, крошка, украшения стеклотканью, акварельное пятно, цветной наклад. Заготовки размягченного цветного стекля в виде нитей, шнура, кусочков или ажурной стеклоткани различными приемами накладывают на «пульку». После формования получают украшения и виде витой или путаной нити, полос, пятен, кружевного рисунка. Цветные налепы наносят на готовое изделие в виде крупного скульптурного рельефа (накладывают размягченную заготовку цветного или бесцветного стекла). Изображение эмблемы получают с помощью штампа. Для нанесения цветной крошки «пульку» обрабатывают на металлической плитке, усыпанной мелко измельченным стеклом.
Для высокохудожественных изделий применяют более сложные украшения: мозаичное, филигранное, инородные включения других материалов.
Третья группа украшений — нанесение на поверхность изделия радужной пленки осаждением ирризирующих веществ (ирризация). Изделие обрабатывают в специальной камере с парами хлористого олова, азотнокислого стронция, хлористого бария. В зависимости от соотношения этих соединений, температуры и времени выдержки создается эффект бесцветной пленки с синим либо красноватым оттенком.
Потребительские свойства керамических изделий обусловливаются свойствами керамики, а также формой и конструкцией изделий. Рассмотрим важнейшие физико-химические свойства керамики.
Пористость (открытая) характеризуется водопоглощением черепка. Изменяется от 0,2% у твердого фарфора до 16% у майолики. При увеличении ее уменьшаются прочность и термостойкость. Пористость может быть причиной водопроницаемости черепка.
Механическая прочность керамики определяет долговечность изделий. При сжатии она достаточно высокая, а при растяжении, изгибе и особенно ударе ниже, чем при сжатии, в 10 и более раз. Так, предел прочности при сжатии твердого фарфора—450—550 МПа, при растяжении—40, а при ударе-— 0,1—0,22 МПа. Твердость глазури твердого фарфора составляет 7 единиц минералогической шкалы, фаянса—6, майолики—5. С увеличением твердости повышается сопротивление истиранию, дольше сохраняются гладкость и блеск поверхности, покрытой глазурью.
Термическая устойчивость характеризуется разностью температур нагретого и охлажденного образцов, при которой возникли сквозные трещины фарфоровых и глазурные трещины фаянсовых изделий. Термостойкость фарфоровой посуды — не менее 165 °С, фаянсовой—145, майоликовой—100—110°С. Подобно механической прочности термостойкость обусловливает назначение и долговечность изделий.
Химическая стойкость глазурей и над глазурного декора определяет гигиеничность и сохраняемость поверхности глазури и декоративных покрытий при действии воды, пищевых кислот, щелочей. Зависит в основном от химического состава. Наиболее высокой устойчивостью характеризуются полевошпатовые фарфоровые глазури, меньшей—высоко щелочные и свинец содержащие майоликовые глазури.
Белизна — важный показатель эстетических свойств фарфора-фаянсовых изделий. Зависит главным образом от содержания в сырье и керамических массах красящих оксидов (Fe2О3, ТiO2 и др.). Для твердого фарфора составляет 55—68%, для костяного — 74—80 %.
Просвечиваемость присуща только твердому (за исключением низкотемпературного) и мягкому фарфору. Зависит от количества стекловидной фазы в структуре, пористости. Просвечиваемость черепка твердого фарфора толщиной 2 мм составляет 0,09—0,15%, мягкого—значительно выше. На практике ее обычно определяют визуально.
Блеск глазури зависит от ее состава и состояния поверхности. Майоликовые и фаянсовые глазури, содержащие соединения элементов высокой плотности (бария, стронция, цинка, свинца), имеют повышенный блеск. Дефекты глазури—наколы, оспины, плешины — резко снижают блеск.
Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки (в горячем состоянии).
Цветное стекло получают при добавлении красителей в стекломассу.
Изделия с на цветом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.
Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит.
Украшение стеклотканями считается перспективным видом декора изделий. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие до выдувают.
Украшение цветной насыпью заключается в следующем: разогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному измельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.
Гутенская работа характерна для изделий, изготавливаемых выдуванием без формы. По замыслу художника поверхность изделия может иметь углубления, выпуклости и прилепы.
Украшение "кракле" получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и до выдувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.
Украшение филигранью или витьем придают изделию ажурность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей.
Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.
Поверхность изделий с разделкой "ирризация" имеет радужные переливы. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси хлористого олова, азотнокислого стронция и хлорного бария, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр).
Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)
Все украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии), выполняются механическим, химическим способами и живописью.
Механическим способом на изделия наносят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку, прямую широкую грань.
Матовая лента — это самый несложный вид украшения. К поверхности изделия прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска.
Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Наносится рисунок с помощью песчаных, корундовых и наждачных кругов.
Алмазная грань — это резьба на стекле. Рисунки состоят из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный геометрический узор. Алмазная грань наносится с помощью корундовых и электрокорундовых одно- и многожальных кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие полируют.
Гравировка — рисунок плоский, без больших углублений, матовый, чаще растительной тематики; наносят рисунок с помощью медных или алундовых дисков разных диаметров.
Прямая широкая грань является одной из разновидностей гранения. Наносят ее на изделия чугунными или песчаными шайбами.
Химическим способом на изделия наносят травления: простое, сложное (пантограф) и глубокое.
Простое и сложное травление выполняется следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонкой иглы вычерчивают в ней рисунок, после этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой. Для простого травления характерен несложный рисунок, более сложный рисунок наносят на пантографических машинах (сложное травление).