Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 04:32, реферат
Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чистоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные достоинства в соединении со свойствами долговечности были использованы народами всех времен для создания художественных памятников, отражающих особенности культуры различных исторических эпох Н.Н. Качалов утверждает, что «...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением». Замечательные свойства стекла обусловили существование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло».
Введение 3
1.Основные способы декорирования стекла 4
1.1 Стекло в строительстве и архитектуре 4
1.2 Основные технологии украшения 6
1.3 Дефекты при производстве 10
Используемая литература 13
Глубокое травление — выполняется на двух-, трехслойном стекле вручную кисточкой. Путем многократной обработки плавиковой кислотой на поверхности изделия получается рельефный рисунок.
Живописные рисунки наносятся ручным и полуавтоматическим способом красками, 12%-ным раствором золота, эмалями, люстрами с последующим обжигом при температуре 580-600°С.
1.3 Дефекты при производстве
При под глазурном декорировании после политого обжига возможны следующие дефекты:
- сборка глазури - возникает при нанесении краски
на необезжиренную, необеспыленную поверхность
изделий;
- растекание краски (расплывчатость контура) -
получается при высоком содержании плавней
в краске и глазури. Для устранения этого
дефекта необходимо повысить вязкость
краски, вводя в ее состав каолин, более
тугоплавкую глазурь. Роспись, выполненную
подглазурными красками, в состав которых
входит тугоплавкая глазурь, необходимо
подвергнуть перед глазурованием закрепительному
обжигу на температуру плавления входящей
в состав краски глазури. Появление этого
дефекта может быть вызвано малым количеством
декстрина, вводимого в состав краски
для закрепления декора на поверхности
неглазурованного изделия перед глазурованием.
При глазуровании изделий методом погружения
или полива глазурь захватывает частички
незакрепленной краски, а при политом
обжиге это вызывает потеки краски. Это
дефект неисправимый;
- вскипание красок (образований вздутий и наколов
на поверхности глазури, покрывающей декор)
- происходит при повышенном содержании
в составе красок оксидов Co2O3, Ni2O3, MnО и др., выделяющих
при обжиге много кислорода, а также при
повышенном содержании в составе красок
органических связующих (декстрина, глицерина
и др.). Для устранения дефекта необходимо
откорректировать состав красок, наносить
их более равномерным слоем и соблюдать
режим обжига;
- восстановление
красок и цветных глазурей - проявляется в образовании
шагреневой поверхности, матовости (снижение
блеска), неоднородности окраски. Является
результатом несоблюдения режима обжига,
что приводит к науглероживанию глазури
и краски. Для устранения необходимо соблюдать
заданный температурный и газовый режим
обжига.
Для изделий, декорированных над лазурно
и прошедших обжиг, характерны следующие
дефекты:
- сухость краски - проявляется в виде матовости,
что указывает на низкое содержание флюса
в краске или низкую температуру обжига.
Причиной сухости краски могут стать пары
воды, попавшие в муфель при обжиге (из
сырых лещадок или через трещины в муфеле
с отходящими, газами и др.). Сухость краски
наблюдается и при нанесении ее очень
тонким слоем на изделие;
- изменение и обесцвечивание
тона краски (потускнение золота, пурпуровые
и розовые цвета приобретают синеватый
оттенок и т. д.) - наступает при превышении
температуры обжига и газовой среды обжига;
- вскипание краски - может быть вызвано быстрым
подъемом температуры обжига, при этом
происходит одновременно процесс выгорания
органических соединений и расплавление
флюса;
- сборка краски и
деколи - возникает при быстром подъеме
температуры, плохой промывке изделий
перед декорированием, плохой сушке изделий
с нанесенной деколью, толстом слое мастики;
- потек красок - происходит в результате введения
в состав красителя большого количества
скипидара и масел при расправке красок
на палитре. В начальный период обжига
уменьшается вязкость масел и краски текут;
- разрыв декора (нарушение целостности декора)
- происходит при нанесении краски на плохо
обезжиренную поверхность изделий, несоответствии
флюса и глазури, при быстром подъеме температуры;
- разрыв рисунка
деколи - образуется при плохой мойке
изделий после декорирования, при невнимательном
наклеивании лепков на изделие (лепок
с рисунком неплотно прилегает к поверхности
изделия), длительном увлажнении лепков,
небрежном снятии бумажной подложки, а
также при быстром подъеме температуры
при обжиге;
- царапины на рисунках (механические повреждения)
- появляются в результате небрежной установки
изделий на транспортные средства;
- матовость красок - возникает вследствие их недожога,
запарки во время обжига, поглощения паров
летучих кислот, а также при нанесении
их на изделия чрезмерно толстым слоем.
Для устранения этого дефекта не следует
переносить раскрашенные, но необожженные
изделия из теплого помещения в холодное,
и наоборот, так как от резкой перемены
тем+ператур изделия покрываются мельчайшими
каплями влаги (запотевают). Не допускается
хранение кислот (соляной, азотной, серной,
уксусной, плавиковой) в живописных цехах
или в помещениях, где расположены муфельные
печи. Матовость красок от недожога устраняют
повторным обжигом при соответствующей
температуре;
- недожог красок (краска легко стирается
фланелевой тканью) -возникает при низкой
температуре обжига. Для устранения недожога
необходим контроль за соблюдением температуры
обжига;
- чернота - появляется при образовании
восстановительной газовой среды при
обжиге, в результате чего сажистый углерод
внедряется в поверхность красочного
слоя. Восстановительная газовая среда
образуется от неполного сгорания органических
связующих в составах красок (скипидара,
канифоли и др.) при плохом воздухообмене
в печи;
- засорка - происходит из-за низкого
качества огнеупорного припаса и плохой
его обмазки. Для устранения дефекта необходим
контроль за состоянием огнеприпаса, своевременная
его обмазка и замена;
- помарки краской - являются результатом низкой
технологической дисциплины. Помарки
золотом снимают плавиковой кислотой
или царской водкой (смесь азотной и соляной
кислот), а также мелками или карандашами,
имеющими следующий состав: сухая глазурь
50 %, глинозем 40%, глина 10% (в смесь заливают
воду до получения тестообразного состояния,
отформовывают мелки и обжигают их при
температуре 900 °С). Помарки краской снимают
механическим путем, используя утельный
полуфабрикат или карандаши, пасту состава,
(%): электрокорунд марки ЭБ-М20-28 - 62,5, карбид
кремния марки Э-М14-20-22, воск - 15,5.
Список использованных источников
http://www.stroitelstvo-new.
ОСТ 21-35—77 «Посуда и декоративные изделия из хрусталя».
http://www.bibliofond.ru/view.
ОСТ 21-4—77 «Посуда и декоративные изделия из стекла».